Рабочая программа по кружку "Краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по кружку "Краеведение" на 3 года обучения и календарно- тематический план на  1 год.  

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала . 

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации,  творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Программа рассчитана на детей 8-11 лет

Общее количество занятий в год – 64 занятия. Всего - 128 ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.    Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_eshlise.docx69.61 КБ

Предварительный просмотр:

                    «МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»

Рабочая программа кружка

« Краеведение»

                                     Педагог дополнительного образования

                                     Сафина Гульсина Назиповна

                                    2012-2013 учебный год.

                                Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

                                                                                                                         Д.С. Лихачев

                    Пояснительная записка

1.Актуальность и практическая значимость программы.

             Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным  как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

       При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий.  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. В последнее десятилетие по России в целом возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.

           Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации,  творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

              Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом  нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

   2.Цели и задачи программы.

   Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания младших школьников  на основе изучения истории и культуры родного края.

Цель реализуется через триаду задач:

Обучающие

  1. развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
  2. формирование  у учащихся комплексных  знаний о  родном городе;
  3. освоение историко – обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода);

Развивающие

  1. воображение как основы для решения творческих задач;
  2. мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
  3. эстетические  чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.

Воспитательные

  1. воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
  2. воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
  3. воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы.

       В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности.  Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота.

        Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать образное представление  о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого  целого в многообразии.

              Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.

             Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

       Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

  1. Доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
  3. Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего района.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,

в  походе,  в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.  

  1.  Научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник,  герб, война, медали и т. д.
  2. Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
  3. Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает,  к своей малой родине.

В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края  в прошлом  веке и  декоративно – прикладным искусством  современности.

  1. Уникальности:  наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.
  2. Экологизации: использование  здоровьесберегающих технологий.        Ученик учится соизмерять свои нужды  и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

                                                                                                                                                       

Экскурсии и походы по родному краю

Художественное творчество учащихся

Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы

Встречи с земляками: поэтами, художниками,

ветеранами, людьми разных профессий

Устные журналы, беседы

Тематические праздники, КТД

Формы работы

Походы, дни здоровья

Сбор и оформление материалов для школьного музея

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Участие в районных конкурсах по краеведению

Музейные уроки

       

4.Режим занятий.

    Программа рассчитана на детей 8-11 лет. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности  - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей.   Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему.        

     Занятия проводятся  2 раз в неделю, продолжительность занятий – 2 часа.

    Среда-11.50-13.50

    Пятница-11.50-13.50

Общее количество занятий в год – 64 занятия. Всего - 128 ч.

     Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступления.

  5.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу второго  класса учащиеся должны

 знать:

-  названия наиболее известных   улиц;

-животный и растительный мир Мамадышского района;

-фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

-профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

-некоторых выдающихся людей – уроженцев города;

-историко-культурные достопримечательности;

-об истории и традициях родной школы;

-малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки,  считалки);

-краеведческий музей города Мамадыш;

уметь:

-находить свой город на карте Татарстана;

-объяснять причины образования города;

-объяснять изображение на гербе города;

-ориентироваться в городе;

-проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;

-во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хороводы.

К концу третьего класса учащиеся должны

 знать:

-год рождения и даты основных этапов образования города;

-некоторые виды народных промыслов ;

-народные праздники, обычаи, игры   («Питрау»,  «Сабантуй», «Рождество»);

-самые крупные предприятия города;

-историко-культурные достопримечательности;

уметь:

-рассказывать в непосредственной обстановке (в семье, в общении со сверстниками) историю возникновения  Мамадыша;

-получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее;

-описывать отдельные (изученные) события из истории города, жизни, быта и культуры семьи;

-объяснить появление своей фамилии;

-различать следы исторического прошлого в современной действительности;

-передавать свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному через рисунок, драматизацию;

К концу четвертого класса учащиеся должны

знать:

-выдающихся людей  Мамадышского района;

-наиболее важные исторические события и факты о Мамадыше;

-достопримечательности своего района;

-имена поэтов, писателей, художников Мамадышского края;

-роль города в жизни страны

уметь:

-строить свое родословное древо;

-читать карту города: показывать на карте  и называть улицы города, описывать свое движение в школу, дорогу к друзьям;

-объяснить название улиц, историю имени улицы, города;

-определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);

-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;

-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;

-выполнять исследовательские задания учебных проектов;

-соблюдать правила поведения в музеях и театрах;

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

  1. подготовка и проведение народных праздников;
  2. организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок;  рисование по результатам экскурсий,  наблюдений, представлениям;
  3. формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;
  4. слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
  5. разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные,  коллективные) и общественно полезные проекты;
  6. оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;
  7. ориентироваться в городе;
  8. читать карту города;
  9. находить необходимую информацию в различных источниках;

     В качестве способов учета знаний, умений обучающихся  могут использоваться выставки (рисунков, поделок), научно – исследовательские конференции, районные, конкурсы по краеведению.

                         Учебно-тематический план.

1 год обучения (128 часов)

Название раздела и тем

Общее количество

часов

В том числе

теорети

ческих

В том числе

практи-

ческих

I.

Введение

18

10

8

1.

Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.

2

2

0

2.

Древнейшее прошлое нашего края

8

8

0

3.

Мамадыш  на карте Татарстана. Наши соседи. Карта  Мамадыша.

4

0

4

4.

Территория, границы, географическое положение.

4

0

4

II.

Моя семья.

24

6

18

1.

Моя семья. Мои предки.

10

4

6

2.

Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей)

10

2

8

3.

История и традиции родной школы.

4

0

4

III.

Город, в  котором мы живем.

24

10

14

1.

История возникновения города  Мамадыш

6

6

0

2.

Как выглядел наш город в начале своей жизни

4

4

0

3.

Городская архитектура

2

0

2

4.

Здравствуй, музей!

4

0

4

5.

Памятники. Памятные места

4

0

4

6.

Главная улица города .

4

0

4

IV.

Природный комплекс Мамадыша

26

12

10

1.

Богатство нашей земли.

4

2

2

2.

Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения.

4

2

2

3.

Леса нашего края.

4

2

2

4.

Заповедные места нашего края.

2

2

0

5.

Животный мир  нашего края

4

1

1

6.

Водоемы нашего края.

4

1

1

7.

Река Вятка.

4

2

2

  V.

История в лицах.

16

6

10

 1.

Писатели, прославившие город.

10

4

6

  2.

Почетные  граждане города.

6

2

4

VI.

Устное народное творчество Мамадышского края. Народные традиции.

20

1

19

1.

Устное народное творчество Мамадышского края

10

0

10

2.

Народные традиции.

8

0

8

3.

Итоговое занятие. Итоговый урок: игра «Калейдоскоп»

2

1

1

                Итого:

128

45

83

                   Учебно-тематический план

2 год обучения (128 часов)

Название раздела и тем

Общее количество

часов

В том числе

теорети

ческих

В том числе

практи-

ческих

I.

Моя семья

22

6

16

1.

Откуда взялась моя фамилия?  Значение имени.

6

2

4

 2.

Я и моё имя.

6

2

4

 3.

Школьный музей.

4

0

4

 4.

Из истории школы.

.

6

2

4

II.

Город, в котором мы живем.

42

24

18

1.

Загадки  Мамадышских названий.

4

4

2.

Мечети  в городе Мамадыше.

6

2

4

3.

Народные промыслы в Мамадыше и Мамадышском   районе.

10

10

0

4.

Предприятия города.

8

2

6

5.

Культурные учреждения города

6

2

4

6.

Районная газета «Вятка»

4

4

0

7.

Экскурсия в редакцию газеты и типографию

4

0

4

III.

Природный комплекс Мамадыша.

26

14

12

1.

Климатические особенности.  

4

4

0

2.

Акция «Кормушка» (урок-проект)

2

0

2

3.

Охрана природы.

4

2

2

4.

Природа  Мамадыша в поэзии. Литературная гостиная

4

2

2

5.

Жизнь и творчество Накии Юсуповой

4

2

2

6.

Творчество Вахита Галиева

4

2

2

7.

Природа  Мамадыша  в картинах художников.

4

2

2

IV.

История в лицах.

8

4

4

1.

Их имена в  памяти народа

4

2

2

2.

Герои современности

4

2

2

V.

Устное народное творчество Мамадышского края. Народные традиции.

30

17

13

1.

Народные таланты нашего края.

8

8

0

2.

Фольклор- духовное богатство народа.

8

4

4

3.

О чем может рассказать народный костюм.

4

0

4

4.

Народные традиции

8

4

4

 5.

Итоговое занятие. Итоговый урок.  Познавательная игра «Умники и умницы».

2

1

1

            Итого:

128

65

63

                          Учебно-тематический план

3 год обучения (128 часов)

Название раздела и тем

Общее количество

часов

В том числе

теорети

ческих

В том числе

практи-

ческих

I.

Моя семья

34

6

28

1.

Традиции моей семьи

6

2

4

2.

Наша дружная семья

4

0

4

3.

Выставка семейных поделок.

4

0

4

4.

Самая  интересная фотография в семейном архиве.

4

0

4

5.

Моя родословная

8

2

6

6.

Составление семейного древа.

4

0

4

7.

Школьный музей: как учились наши прабабушки.

4

2

2

II.

Город, в котором мы живем

44

36

8

1.

В судьбе страны – судьба города (названия улиц, отражающие исторические события)

6

6

0

2.

Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев)

4

4

0

3.

Путешествие по карте города. Обобщающее занятие.

4

2

2

4.

Город в прошлом – настоящем

6

4

2

5.

Учебные заведения города. Образование в городе  Мамадыш.

8

8

0

6.

Развитие спорта в нашем районе.

6

6

0

7.

Наш город в будущем.

6

4

2

8.

Современный город: жизнь и быт.

4

2

2

III.

Природный комплекс  Мамадыша

10

10

0

1.

Экология вокруг города

6

6

0

2.

Природоохраняемые территории

4

4

0

IV.

История в лицах.

24

16

8

1.

Памятники .Памятные места.

4

0

4

2.

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

4

4

0

3.

У войны и женское лицо.

4

4

0

4.

Война лишила их детства

4

4

0

5.

 «Никто не забыт».Герои-земляки.

4

2

2

6.

Послевоенный Мамадыш

4

2

2

V.

 Устное народное творчество Мамадышского  края. Народные традиции.

16

10

6

1.

Легенды и предания

6

4

2

2.

Народные традиции

6

4

2

3.

Итоговое занятие. Итоговый урок. Познавательная игра.

4

2

2

Итого:

128

78

50

                              Содержание программы.

Первый год обучения.

Введение (18ч.)

        Понятия «краеведение», методы краеведческого исследования, значение изучения своей местности.   Древнейшее прошлое нашего края.

Почему люди селились по берегам рек.

        Мамадыш на карте Татарстана. Наши соседи. Карта Мамадыша.

Практическая работа № 1. Определение географического положения города. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Оценка влияния географического положения города на его развитие и жизнь населения. Районы, граничащие с Мамадышским. Планировка, главные улицы.

Раздел 2. Моя семья (24ч.)

Моя семья. Мои предки. Родословное дерево.

Имена, отчества, фамилии родителей, бабушек и дедушек учащихся. Понятия: потомок, предок, бабушка, прабабушка, сын, папа, внук, родословное дерево.

Практическая работа: составление родословного дерева.

 Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей). Экскурсия на предприятия, где работают родители учащихся.

Знакомство с понятиями, связанными  с данными профессиями.

Практическая работа: альбом профессий.

История и традиции родной школы. Первые  школы,  особенности образования в прошлом веке.  Чье имя носит наша школа. Традиции современной школы: День знаний, День здоровья, встреча выпускников.

 Экскурсия по школе.

Раздел 3. Город, в котором мы живем. (24ч.)

Почему и как появился Мамадыш. История и причины возникновения города: основные этапы формирования Мамадыша, первые поселенцы.

Творческое задание:  сочинение сказки о появлении города.

Как выглядел наш город в начале своей жизни.

 Указ об образовании города. Герб города. Внешний вид города в начале своей жизни.

Знакомство с понятиями: царский указ, герб, щит, галера, корма, ветла.

Здравствуй, музей!

Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления с материалами музея.

Теоретическая часть.

Ознакомление с историей создания музея.

Практическая часть. Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления с материалами музея.

Главная улица города.

История названия. Храмы, административные здания, учреждения образования, дома купцов.

Виртуальная экскурсия.

Главная  улица сегодня.

Практическая часть: экскурсия.

Раздел 4. Природный комплекс Мамадыша.(26 ч.)

Древнейшее прошлое животного и растительного мира города и района.

Практическая часть: урок в музее.

 Разнообразие растительного мира нашего края.

Леса, луга, пашни, полезные и опасные  растения.

Практическая работа: составление гербария – лекарственные растения.

Животный мир нашего края.

Уникальность животного мира. Виды животных: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся.

Практическая работа: животные, занесенные в Красную книгу.

Водоёмы нашего края.

Река Вятка.

Практическая часть: поход на Вятку.

Раздел V.История в лицах.(16ч)

Земляки, прославившие город.

По труду – и честь.

Государственные и муниципальные награды и звания. Мамадышцы, удостоенные званий и наград.

Знакомство с понятиями: гражданин, почетный гражданин, человек года, заслуженный работник культуры, образования, отличник образования, здравоохранения и т. д.

 Раздел VI. Устное народное творчество. Народные традиции. (20ч.)

Устное народное творчество Мамадышского края.

Малые формы фольклора: пословицы, пестушки – приговоры, пестушки - песенки, колыбельные песни, загадки, частушки, народные песни, считалки.

Практическая работа: фольклор в моей семье.

Народные традиции.

Обычаи и обряды нашего края: календарные,  семейные,

Знакомство с понятиями: традиция, обряд, народные  приметы.

Практическая часть: традиция одного из православных праздников.

Практическая часть: народные игры.

Итоговый урок: игра «Исторический калейдоскоп».

                       

                             Второй год обучения.

Раздел I. Моя семья. (22 ч.)

Откуда взялась моя фамилия? Значение имени.

История возникновения фамилии. Значение имени.

Практическая работа: составление альбома «Значение имен и фамилий».

Школьный музей.

История создания .

Экскурсия.

Раздел II. Город, в котором мы живем(13 ч.)

Загадки Мамадышских названий.

Легенда о названии реки. Легенда о названии Пузанки.

Мечети города Мамадыш.

Народные промыслы Мамадыша прошлого века.

Знакомство с народными промыслами  Мамадыша в конце XIX- нач.XX века:

Предприятия города.

Предприятия сферы обслуживания: типография, районный узел электросвязи. Экскурсии.

Культурные учреждения города.

Раздел III. Природный комплекс Мамадыша (26 ч.)

 Климатические особенности.

Практическая работа: организация классного календаря наблюдений за погодой.

Охрана природы Мамадышского  края.

Понятие «окружающая среда».

Охранная зона вокруг города.  Зеленые зоны города. Зоны отдыха горожан. Берег реки Вятки. Поющие фонтаны.

Практическая часть: правила поведения в зонах отдыха.

Природа Мамадыша в поэзии. Литературная гостиная.

Знакомство с жизнью и творчеством землячки Накии Юсуповой.

Анализ стихотворений автора.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка  Вахита  Галиева. Встреча с ним. Чтение и разучивание стихов автора.

Природа Мамадыша в картинах художников.

Знакомство с понятиями: портрет, пейзаж, натюрморт, художник.

Раздел IV.История в лицах.(8 ч.)

Их имена в  памяти народа. Герои Советского Союза -наши земляки.

Герои современности.

  Раздел V. Устное народное творчество(30ч.)

Сказки родного края.

Народные традиции. Праздники: «Питрау», «Сабантуй», «Масленица», «Навруз», «Рождество».

Традиция одного из православных праздников.

Итоговый урок.  Познавательная игра «Умники и умницы».

                               

                               

                             Третий год обучения.

Раздел 1. Моя семья.(34 ч.)

 Традиции моей семьи.

Знакомство с традициями    семей учащихся: семейные рассказы, семейные реликвии, семейные праздники.

Выполнение рисунков « Лучшая семейная традиция».

Семейный  архив.

Организация исследовательской работы учащихся: поиск в семейном архиве самой интересной фотографии. Презентация найденной фотографии. Конкурс на самую интересную фотографию. Оформление  выставки фотографий «Загляните в семейный альбом».

Моя родословная.

Теоретическая часть: что такое родословное дерево, как его составлять.

Практическая часть: составление родословного дерева учащимися.

Как учились наши бабушки.

Экскурсия в музей на  выставку  « Из истории образования».

Раздел 2. Город, в котором мы живем. (44 ч.)

В судьбе страны – судьба города  (названия улиц, отражающие исторические события).

Теоретическая часть: важные даты истории страны; название каких улиц города подтверждают, что судьба страны и маленького города – единое целое. Улица Ленина, Советская, 40 лет Победы.

Знакомство с понятиями: демонстрация, революция, пролетарии,  гражданская война, отечественная война, победа.

Практическая часть: работа по карте – схеме города, нахождение улиц на карте города, закрашивание красным цветом, обозначение названия улицы.

 Среди милых сердцу названий (названия улиц, отражающие природные особенности).

Теоретическая часть: экологические проблемы города. Названия улиц, отражающие природные особенности: Зеленая, Садовая, Песочная, Овражная, Набережная, Луговая, Полевая, Ольховая.

Практическая часть: работа по карте – схеме города, нахождение улиц на карте города, закрашивание зеленым  цветом, обозначение названия улиц, отражающих природные особенности.

Герои рядом с нами (улицы, названные в честь героев).

Теоретическая часть: сведения о героях родного края, в чью честь названы улицы: герои Великой Отечественной войны (Мусы Джалиля.), герои Гражданской войны (Чапаева);

Знакомство с понятиями: герой, мужество, отвага, стойкость, самоотверженность, память.

Практическая часть: работа по карте – схеме города, нахождение улиц на карте города, закрашивание синим  цветом, обозначение названия улиц, названных в честь героев.

Обобщающее занятие: «Названия улиц»- путешествие по карте города. Практическое занятие.

Город в прошлом и  настоящем.

Сохранение памятников истории и культуры города.

Экскурсия по городу.

Учебные заведения города.

Знакомство учащихся с учебными заведениями города: Детская музыкальная школа, Детская юношеская спортивная школа, Олимп, Мечта.

Наш город в будущем: коллективный проект.

Какие учебные заведения, учреждения культуры, предприятия вы бы хотели видеть в нашем городе.

Раздел III. Природный комплекс Мамадыша (10ч.)

Экология вокруг города.

Понятие экологии. Причины экологических проблем. Система очистки стоков и выбросов.

Практическая работа: рисование плакатов «Экологические знаки».

Природоохраняемые территории.

Раздел IV. История в лицах. (24ч.)

Памятники Мамадыша. Памятники революции: памятник В.И.Ленина, Памятники погибшим  Мамадышцам  в годы Великой Отечественной войны: памятник Неизвестному солдату, памятник афганцам, погибшим в годы войны, репрессированным в годы войны.

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Музейный урок. Знакомство с некоторыми орденами и медалями России и Советского Союза.Мамадышцы– герои Советского Союза, кавалеры трех орденов Славы.

Знакомство с понятиями: награда, орден, медаль.

У войны не женское лицо.

Женщины –Мамадышцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Знакомство с понятиями:  полевой передвижной госпиталь, санинструктор, прожектористы, радист, связист, разведчик.

Война лишила их детства.

Практическая часть: чтение книги «Сын полка».

«Никто не забыт».

Рассказы детей о своей семье в годы великой Отечественной войны.

Практическая часть: создание коллективного  проекта.

Раздел V. Устное народное творчество. (16ч.)

 Легенды и предания Мамадыша.

Легенды и предания о кладах и разбойниках.

Предания исторические.  О нечистой силе и о силе молитвы.

Народные традиции.

Народные игры.

              Календарно-тематический план.

1 год обучения (128 часов)

Название раздела и тем

количество

часов

    дата

примечание

I.

Введение

18

1.

Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.

2

3.10

2.

Древнейшее прошлое нашего края

8

5.10

10.10

12.10

17.10

3.

Мамадыш  на карте Татарстана. Наши соседи. Карта  Мамадыша.

4

19.10

24.10

4.

Территория, границы, географическое положение.

4

26.10

31.10

II.

Моя семья.

24

1.

Моя семья. Мои предки.

10

2.11

7.11

9.11

14.11

16.11

2.

Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей)

10

21.11

23.11

28.11

30.11

5.12

3.

История и традиции родной школы.

4

7.12

12.12

III.

Город, в  котором мы живем.

24

1.

История возникновения города  Мамадыш

6

14.12

19.12

21.12

2.

Как выглядел наш город в начале своей жизни

4

26.12

28.12

3.

Городская архитектура

2

2.01

4.

Здравствуй, музей!

4

4.01

9.01

5.

Памятники. Памятные места

4

11.01

16.01

6.

Главная улица города .

4

18.01

23.01

IV.

Природный комплекс Мамадыша

26

1.

Богатство нашей земли.

4

25.01

30.01

2.

Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения.

4

1.02

6.02

3.

Леса нашего края.

4

8.02

13.02

4.

Заповедные места нашего края.

2

15.02

5.

Животный мир  нашего края

4

20.02

22.02

6.

Водоемы нашего края.

4

27.02

1.03

7.

Река Вятка.

4

6.03

8.03

  V.

История в лицах.

16

 1.

Писатели, прославившие город.

10

13.03

15.03

20.03

22.03

27.03

  2.

Почетные  граждане города.

6

29.03

3.04

5.04

VI.

Устное народное творчество Мамадышского края. Народные традиции.

20

1.

Устное народное творчество Мамадышского края

10

10.04

12.04

17.04

19.04

24.04

2.

Народные традиции.

10

26.04

1.05

3.05

8.05

10.05

3.

Итоговое занятие. Итоговый урок: игра «Исторический

калейдоскоп».

4

15.05

17.05

4.

Экскурсии

2

22.05

24.05

                Итого:

128

45

83

               

«МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»

Рабочая программа кружка

« Краеведение»

                              2012-2013 учебный год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....