Программа по формированию экологической культуры и ЗОЖ.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа для начальной школы. Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ek.kulture_i_zozh.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа 2100», «Школа 21 века».
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Программа построена на основе принципов:
- принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников, который предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником;
- принципа охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, предполагающего создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, экологических акциях (утренней гимнастике, динамических паузах, прогулках, экскурсиях и т.д.).
Целью программы является реализация комплексной системы мер по формированию экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно-гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов целостности развития личности ребенка.
Задачи:
- сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- создать условия для формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.
Заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.
Направления реализации программы
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья обучающихся, их физического развития, является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого больницей.
Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.
При проведении мониторинга решаются задачи:
- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;
- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
- прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг включает в себя:
- наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;
- распределение обучающихся по группам здоровья;
- охват обучающихся горячим питание;
- пропуски обучающимися по болезни;
- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;
- занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;
- сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития детей;
- подготовка предложений по вопросам укрепления здоровья;
- мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания образовательном учреждении.
Критерии здоровья:
- Показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:
- наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления ( проведение оздоровительных мероприятий );
- обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;
- количество видов услуг профилактически-медицинского характера, оказываемые в образовательном учреждении;
2. результативные показатели:
- соответствие показателей здоровья региональным нормативам ( по медицинским нормативам );
-коэффициент заболеваемости;
- динамика групп риска;
- спортивные достижения учащихся;
- отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подготовленности;
- динамика показателей здоровья педагогов;
- число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Основные направления деятельности | Уровень сформированности компетенций | Критерии оценки уровней сформированности компетенций |
Организация внеурочной деятельности: - факультативы - классные часы - викторины, конкурсы - Дни здоровья - экскурсии - беседы по ПДД и ОБЖ - проектная работа | 1 уровень ( выраженный ) 2 уровень ( слабо выраженный ) 3 уровень ( невыраженный ) | - активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ПДД и ОБЖ. - принимает участие в мероприятиях под влиянием одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правила ПДД, ОБЖ. - расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса , нарушает правила. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: - соревнования - классные часы - викторины, конкурсы - динамические паузы - весёлые перемены - эстафеты | 1 уровень ( выраженный ) 2 уровень ( слабо выраженный ) 3 уровень ( невыраженный ) | - понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию, пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен. Не до конца осознает необходимость сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно. - к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки. |
Для определения уровня сформированности ( высокий -18-20 баллов; средний – 13-17; низкий – 0-12 баллов) экологических знаний у обучающихся четвертых классов используют следующие методики:
Методика №1. Цель - выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
№ | Вопросы и задания | Эталоны ответов |
1 | Что такое окружающая среда? | 1.растения и животные 2.воздух, вода, солнечный свет, почва 3.природные условия в конкретном месте и экологическое состояние данной местности |
2 | Воздух - это | 1.твердое вещество 2.жидкое вещество 3.газообразное вещество |
3 | Вода как вещество может быть | 1.в трех состояниях 2.пяти состояниях 3.только в одном состоянии |
4 | Почва содержит | 1.множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы 2.продукты разложения растительных и живых организмов 3.состав почвы человеку не известен |
5 | Какие существуют группы растений? | 1.мхи, лишайники, злаковые 2.мхи, папоротники, хвойные, цветковые, водоросли |
6 | Какие существуют группы животных? | 1.насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери 2.насекомые, рыбы, мхи, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери |
7 | Звенья круговорота жизни - это | 1.организмы- производители, организмы-потребители, организмы-разрушители 2.вода, воздух, растения |
Обработка результатов: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
Методика №2. Цель – выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».
Инструкция: детям предлагается тест, содержащий задания открытого и закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
№ | Вопросы и задания | Эталоны ответа |
1 | Что такое экология? | 1.правила ведения домашнего хозяйства 2.наука о связях между живыми существами и окружающей их средой 3.защита от вредного действия загрязненной, испорченной окружающей среды |
2 | Объясните значение слова «сообщество» | 1.все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой 2.один только вид обитателей на определенной территории 3. обитатели, не связанные между собой |
3 | Перечислены животные: пчела, шмель, коростель, полевка, мухи цветочные, перепел, жук-навозник, кузнечик. Какое сообщество они заселяют? | 1.лес 2.водоем 3.луг |
4 | Перечислите основные меры по охране луга | 1.не поджигать прошлогоднюю траву 2.не уничтожать живущих животных 3.выпас домашнего скота 4.подсев семян редких растений |
5 | Напишите, какие растения и животные луга нуждаются в особой охране? | |
6. | Как связаны обитатели природного сообщества – водоема между собой? | 1.цепь питания 2.совместное питание разнообразных живых существ 3.общая проживающая территория |
7 | Перечислите, как используются луга в сельском хозяйстве? | Выпас скота, сенокосы, вспашка под культурные растения, озеленение |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл , баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
Методика №3. Цель – выявить уровень сформированости экологических знаний по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли».
Инструкция: детям предлагается тест закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
№ | Вопросы и задания | Эталоны ответов |
1 | С каким из трех утверждений ты согласен? | 1.человек – царь природы 2.человек – часть живой природы 3.человек и природа никак не связаны |
2 | Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение? | 1.надеть специальные очки и смотреть, сколько хочешь 2.надеть специальные очки и смотреть не больше 1 минуты 3.надеть солнцезащитные очки |
3 | Какое значение для человека имеет почва? | 1на ней растут растения 2.она дает пищу человеку 3.никакой пользы нет |
4 | Какие знаки являются запрещающими? | 1.вырубка леса 2.катание на лодке 3.закрывать воду в кране 4.ловля лягушек |
5 | Лес необходим, потому что | 1.это дом для животных и растений 2.это место для отдыха человека, где он может делать все, что захочет 3.это защитник воздуха, водоемов и почв 4.это неисчерпаемый источник древесины |
6 | Какую роль играют растения в жизни человека? | 1.выделяют кислород 2.их можно собрать в букет 3.из дерева строят дома 4.из них делают лекарство |
7 | Какую роль в жизни человека играют животные? | 1.дают одежду 2.их можно брать домой 3.никакой пользы не приносят 4.дают пищу |
Обработка: за каждый верно выполненное задание ставится 1 балл, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебная программа "Формирование экологической культуры здорового образа жизни в начальной школе"
В работе раскрываются цели, задачи формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста, дается содержание учебных...
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный" основной образовательной программы начальной школы...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...