Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
материал по теме

Грахова Татьяна Владимировна

   Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный"  основной образовательной программы начальной школы в рамках ФГОС  на основе Примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования, 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни содержит:
       1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
       2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
       3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
       4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
       5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

       Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования школы (далее – Программа) составлена на основе Примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования школы являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189);
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Цель и задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы  -  комплексное формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  1. сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  2. пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  3. сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  4. сформировать установку на использование здорового питания;
  5. использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  6. формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;
  7. сформировать умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  8. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,  состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  9. сформировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  10. сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  3. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  4. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  5. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся

на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе

  1. формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  2.  пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  3. формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  4. формирование установок на использование здорового питания;
  5. использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  6. соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  7. формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  8. становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  9. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  10. формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  11. формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Модель организации работы МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озёрный Тверской области по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Этапы

Мероприятия

Первый этап (организационный)

Анализ состояния и планирование работы по:

  1. организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  2. организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
  3. выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап 

Организация просветительской работы

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
  1. внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  1. лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  2. проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;
  2. приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  3. привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Третий этап

(аналитический)

  1. Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  2. Формирование   банка   методических разработок   уроков, внеклассных мероприятий,     классных часов, валеологического направления.

Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде блоков – направлений:  

Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса

БЛОКИ -НАПРАВЛЕНИЯ

Программное содержание 

  1. Cоздание здоровье-

сберегающей инфраструктуры

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие  завтраки и обеды в урочное время.

Охват  обучающихся  начальных классов горячим  питанием 100  %.

Обучающиеся  начальных  классов получают бесплатные  завтраки.  Работает  буфет.  

В школе имеется:

1) 3 оснащенных спортивных зала, тренажёрный зал, кабинет ЛФК, имеется спортивная площадка, которые  оборудованы  необходимым игровым и спортивным инвентарём и оборудованием.

2) медицинский кабинет.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

  1. Рациональная

организация

учебной

 и внеучебной

деятельности

 обучающихся

Использование возможностей УМК «Перспективная начальная школа» и УМК  программы Занкова Л.В.  в образовательном процессе.

Программа   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов  УМК  «Перспективная начальная школа». Система учебников формирует установку школьников на  безопасный ,  здоровый   образ   жизни . С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью  жизни , укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом..

В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава "Человек разумный - часть природы", основными разделами которой являются:

- Условия, необходимые для жизни человека.

- Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.

- Режим школьника.

- Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.

- Правила организации домашней учебной работы.

- Личная гигиена.

- Предупреждение простудных заболеваний.

На отдельных уроках учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Самое важное - в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

1) о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;

2) очень важно, чтобы и сами  дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила  безопасной  работы с ним.

Каждый компонент УМК «Перспективная начальная школа» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК системы Л.В.Занкова.  Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в  системе учебников системы Л.В.Занкова  предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы.

1 класс.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения; правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда, отдыха; культура отдыха.

2 класс.

Правила поведения с домашними животными. Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

4 класс

Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха. Физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Организация учебного процесса

 

Соблюдение норм СанПиНа.

  1. смена видов деятельности
  2. учет периодов работоспособности детей на уроках (период высокой и низкой работоспособности с признаками утомления);
  3. учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;
  4. наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  5. чередование позы с учетом видов деятельности;
  6. использование физкультурных пауз на уроках
  7. зарядка перед уроком
  8.  подвижные игры на переменах
  9. строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
  10.  включение элементов игры в учебный процесс и прогулки.

Участие в президентских состязаниях 

-Президентские состязания проводятся ежегодно согласно положению

РАБОТА КРУЖКОВ И СЕКЦИЙ

-Кружок «Крепыш»

-ЛФК

-бассейн

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ,

СОРЕВНОВАНИЙ 

Всероссийский кросс наций

Лыжня России

День здоровья.

Праздник, посвященный Дню защитников Отечества.

Праздник, посвященный Международному женскому  дню.

Сотрудничество с дополнительными образовательными учреждениями (Совместные

мероприятия, формы

сотрудничества) 

Участие обучающихся в различных соревнованиях, проводимых в ДЮСШ.

Беседы с лучшими спортсменами.

  1. Эффективная организация  физкультурно – оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  1. полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  2. рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  3. организацию занятий по лечебной физкультуре;
  4. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  5. организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  6. организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  7. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Малые олимпийские игры по 4-х -борью, Весёлые старты с детскими садами в рамках операции «Радость малышам», Дни здоровья, походы с ориентированием на местности, с изучением азбуки туриста, следопытов и искателей, соревнования и конкурсы различного уровня)
  1. Реализация дополнительных образовательных программ
  1. дополнительная образовательная  программа кружка «Крепыш», направленная на  формирование  ценности здоровья  и   здорового   образа   жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий;
  2. работа кабинета здоровья
  1. Просветительская работа с родителями

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  1. Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения

(проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.);

  1. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  2. Программа «На пороге школьной жизни», направлена на организацию сотрудничества детей, родителей, педагогов для успешности обучения и воспитания детей.

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.


        Основные результаты реализации программы  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.

№ п/п

Процедуры мониторинга

Сроки

Ответственные

Медосмотр обучающихся.

Медосмотр педагогов

Ведение мониторинга здоровья.

Мониторинг физических достижений.

Октябрь

Март

 В теч. года

В теч. года

 узкие специалисты, врачи  детской поликлиники

мед. работник

учителя физ. культуры

Организация деятельности психологической службы школы:

  1. диагностика;
  2. психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей по организации ЗОЖ;
  3. коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания.

В теч. года

психолог

Организация деятельности логопедической службы

В теч. года

учитель-логопед

Проверка уровня компетенций обучающихся в области здоровьсбережения

В теч. года

в процессе урочной и внеурочной работы, анкетирование детей и родителей

учителя, педагоги доп. образования

Совершенствование материально – технической базы учреждения.

В теч. года

руководство школы

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности:  на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Критерии, показатели эффективности деятельности

образовательного учреждения в части  формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

  1. Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся.
  2. Сформированность у обучающихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.
  3. Стабилизация здоровья детей, снижение количества случаев травматизма в школе и дома.
  4. Снижение  заболеваемости всех участников образовательного процесса.
  5. Повышение  уровня знаний обучающихся  по вопросам здоровья и его сохранения

п/п

Мероприятие

Дата

проведения

Цель и задачи

мероприятия

Время и

место проведения

Планируемый состав участников

Основные ньюсмейкеры

Идеология мероприятия(ключевые сообщения для СМИ, тезисы выступления ньюсмейкеров)

1

Здоровье -бесценное богатство

сентябрь

Формировать у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек.

Классный час

Учащиеся, учитель, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Приведена беседа о личной гигиене человека, о вредных привычках. С учениками проводится беседа о сочетании труда и отдыха.

2

Профилактика гриппа и ОРВИ

октябрь

Повысить информационную компетентность в вопросах здоровья.

Классный час

в-ч педиатр

Глебова Е.Л.

учащиеся, учитель,

зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Глебова Е.Л.

Кузьмина Ю.В.

Можно заболеть легко и перенести инфекцию бессимптомно, а можно и тяжело. Легче всего болеют люди, которые подошли к началу эпидемии гриппа здоровыми.

3

Влияние телевизора и компьютера на детей.

ноябрь

Объяснить положительное и отрицательное влияние телевизора (телевидения)  и компьютера.

Родительское собрание. Классный час.

Родители, учитель. У

учащиеся, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Дети, много времени проводящие перед голубым экраном, отстают по физическим и психическим показателям от своих сверстников

4

Витамины, необходимые в зимний период.

декабрь

Объяснить причины потребности организма в необходимых витаминах в зимний период. Закрепить знания о необходимости витаминов для организма.

Классный час

Учащиеся, учитель, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Наши зимы отличаются резкой сменой температур, что болезненно сказывается на организме, особенно ослабленным авитаминозом.

5

«Вредная» пища.

январь

Продолжать формировать бережное отношение к своему здоровью, умение правильно выбирать продукты, знать их составляющие.

Классный час

Учащиеся, учитель, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

…в чьем рационе было много овощей, фруктов, цельного зерна, нежирных продуктов, рыбы и птицы, обладали более высокой продолжительностью жизни, и прожили дольше тех, в чьем рационе оказалось много лишних жиров и сахара.

 План работы кабинета здоровья

6

Семья без табака!

февраль

На доступных примерах рассказать о вреде курения и влиянии табачного дыма на пассивного курильщика.

Родительское собрание. Классный час.

Родители, учитель. учащиеся, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний о здоровом образе жизни.

7

«Путешествие в город чистоты и порядка»

март

В игровой форме доказать младшим школьникам необходимость соблюдения элементарных норм и правил гигиены, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Классный час

Учащиеся, учитель, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Люди с древних времен говорят: «Чистота-залог здоровья». Каждый человек хочет, чтобы его ребенок был здоровым.

8

Полноценное питание – залог здоровья.

апрель

учить устанавливать взаимосвязь между ценностью продукта и физическим развитием; Воспитывать навыки культуры и гигиены правильного питания.

Классный час

Учащиеся, учитель, зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Кузьмина Ю.В.

Правильное питание может стать профилактикой хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни или рак.

9

Клещи – опасность энцефалита.

май

Объяснить необходимость мер предосторожности, препятствующих присасыванию клеща. Познакомить со способом профилактики.

Классный час

в-ч педиатр

Глебова Е.Л.

учащиеся, учитель,

зав.кабинетом здоровья Кузьмина Ю.В.

Глебова Е.Л.

Кузьмина Ю.В.

Сам по себе укус клеща  не смертелен. Смертельную опасность представляет зараженный инфекцией клещ.

Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса

Направления работы

Виды работы

Психологическое просвещение

  1. Лекции, семинары, круглые столы  для родителей,  учителей, обучающихся
  2. Консультации индивидуального характера

Психологическая профилактика

  1. Участие в приеме детей в 1 класс (рекомендации, выявление детей с отклонениями в развитии)
  2. Составление программ по адаптации к школьному обучению
  3. Соучастие в создании благоприятного психологического климата в классных коллективах, в образовательном учреждении
  4. Индивидуальные и групповые обследования на начало школьного обучения

Психологическое  консультирование

  1. Консультации (индивидуальные и групповые) по запросу  руководства школы, учителей, родителей, детей
  2. Участие в методических объединениях

Психологическая диагностика

  1. Психологическое обследование познавательной сферы, личностных, коммуникативных, профессиональных особенностей личности
  2. Анализ и интерпретация результатов
  3. Выводы и рекомендации для дальнейшей работы

Развивающая и коррекционная работа

  1. Разработка и осуществление специальных программ: развивающих и коррекционных, включающих две части (психологическую и педагогическую)


Планируемые мероприятия

Дата

СЕНТЯБРЬ

  1. Выступление на родительских собраниях  в первых классах по теме: «Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. Переход на новые образовательные стандарты второго поколения»
  2. Анкетирование для родителей первоклассников «Мои ожидания и тревоги»
  3. Адаптация ребенка к новым условиям: учебной деятельности (диагностика  первоклассников)
  4. Обработка полученных данных диагностического исследования первоклассников, анкет для родителей
  5. Подготовка выступления на совещании по преемственности «детский сад – школа»
  6. Консультации. Рекомендации (для учителей, родителей, обучающихся)

1-я неделя

2-я неделя

2-3-я недели

в течение месяца

ОКТЯБРЬ

  1. Адаптация обучающихся к новым условиям учебной деятельности в среднем звене (диагностика обучающихся 5-х классов)
  2.  Занятия для обучающихся 5-х классов по программе «Уроки общения», с целью снятия тревожности в период адаптации и освоение новых приемов общения.
  3. Обработка полученных данных диагностического обследования обучающихся 5-х классов. Выступление на родительских собраниях в 5-х классах «Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка»
  4. Консультации. Рекомендации (для учителей, родителей, обучающихся).
  5. Подготовка выступления на совещании по преемственности «начальная школа – среднее звено»
  6. Семинар для учителей начальной школы по теме: «Возможности юмора в преодолении профессионально обусловленных кризисов»
  7. Диагностическое обследование обучающихся 4-х классов «Мотивация к школьному обучению»
  8.  Выступление на совещании по преемственности «детский сад – школа»
  9.  Работа с детьми на предшкольной подготовке

с 1 по 3-ю  недели

3-я неделя

2-я неделя

2,4-ые недели

3-я неделя

НОЯБРЬ

  1. Выступление на совещании по преемственности «начальная школа – среднее звено»
  2. Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»
  3. Мониторинг для обучающихся 5-х классов  «Социализация»

1-я неделя

каждую субботу

4-я неделя

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ

  1. Обработка полученных данных мониторинга «Социальные компетентности»  для обучающихся  5-х классов
  2. Консультации. Рекомендации (коллективные и индивидуальные для педагогов, родителей, обучающихся)
  3. Выступление на общешкольном родительском собрании для 4-х классов по вопросам  

«Трудности обучения в 5-ом классе»  

  1. Выступление на родительском собрании для будущих первоклашек по теме «Как подготовить ребенка к школе»
  2. Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя января

4-я неделя января

по субботам

ФЕВРАЛЬ

  1. Проведение психологического семинара для учителей «Психосоциальные  возрастные кризисы взрослых»,
  2. Встречи с родительской общественностью (по запросу)
  3. Диагностическое обследование обучающихся 4-х классов по методике «Уровень тревожности», «Уровень развития познавательной сферы»
  4. Обработка полученных данных
  5. Консультации, рекомендации для родителей, обучающихся, педагогов
  6. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4-х классов «Развитие   познавательных процессов личности»
  7. Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»

1-я неделя

в течение месяца

в течение месяца

в течение месяца

по субботам

МАРТ

  1. Повторное диагностическое обследование обучающихся 1-х классов
  2. Диагностическое обследование детей на МПК
  3. Обработка, анализ и интерпретация результатов диагностического обследования
  4. Консультации по запросу родителей, учителей
  5. Психологический семинар для учителей по теме:  «Трудности перехода на новые образовательные стандарты второго поколения»
  6. Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»

1-2 ые недели

2-я неделя

в течение месяца

в течение месяца

3-я неделя

по субботам

АПРЕЛЬ – МАЙ

  1. Диагностическое обследование детей с трудностями в обучении, общении, поведении по запросу родителей, педагогов.
  2. Диагностическое обследование детей, посещающих подготовительные занятия к школе «Уровень готовности к школьному обучению»
  3. Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников по теме «Трудности первого года обучения»
  4. Выступление на родительских собраниях в 4-х классах «Влияние семьи на развитие  познавательных процессов младших школьников»
  5. Рекомендации, консультации для родителей, педагогов по результатам диагностического обследования

1-3-ю недели апреля

4-я неделя апреля

в течение мая

в течение мая

 


Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Контроль соблюдения режима дня обучающихся.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог

2.

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера).

В течение года

Классные руководители, зам. директора по УВР

3.

Организация работы лагерей с дневным пребыванием

Каникулы

Зам. директора по УВР, классные руководители

4.

Уход за цветами в  учебных кабинетах и рекреациях  школы.

В течение года

Зам. директора по УВР учителя

5.

Проведение дней здоровья.

2 раза  в год

Зам. директора по УВР, учителя

7.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя.

8.

Проведение медицинского осмотра педагогов школы

ежегодно

Руководство школы

9.

Проведение подвижных школьных перемен.

В течение года

Классные руководители

11.

Организация отдыха обучающихся школы в летний период.

Июнь-август

Начальники лагерей, учителя

12.

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств.

В течение года

Классные руководители

13.

Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии.

В течение года

Классные руководители

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  2. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

 

Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма.

В течение года

Классные руководители

Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья.

В течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители

Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению:

-«Распорядок дня и двигательный режим школьника»;

- «Личная гигиена школьника»;

- «Воспитание правильной осанки у детей»;

- «Организация правильного питания ребенка в семье»;

-«Семейная профилактика проявления негативных привычек»;

- «Как преодолеть страхи» и другие.

В течение года

Зам. директора по УВР, мед. работник, психолог, классные руководители

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

В течение года

Зам. директора по УВР, психолог, мед. работник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.

Доклад на педагогическом совете по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...