Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
рабочая программа на тему

Ионова Марина Владимировна

ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МОУ ШКОЛА № 101

(разработала Ионова М.В.)

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни для первоклассников составлена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

•        особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

•        сформировать представление о правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

1. Организация работы  МОУ Школа №101 по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

На первом этапе проведён анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

        

На втором этапе – организация просветительской работы.

1.        Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
  • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

2.        Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

2. Структура системной работы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни
на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков  и будет способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

2.1. Здоровьесберегающая инфраструктура
МОУ Школа №101 включает:

 

Требования ФГОС

Реализация в ОУ

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений   санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

•        организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
  • содержание здания и помещений соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  •   столовая на 180 мест для питания обучающихся,  оборудованная современной техникой;
  • трёхразовое горячее питание для учащихся 1-4 классов
  • кабинеты для каждого класса  оборудованы школьной мебелью, техникой;
  • физкультурный зал оснащён спортивным инвентарём на 80% (капитальный ремонт в 2010 г.);
  • лицензированный медкабинет;
  • имеется необходимое количество специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися: психолого-педагогическая служба (1 логопед, 1 психолог); медработники -2; учителя физкультуры – 3.

 

2.2. Рациональная организация учебной
и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

Требования ФГОС

Реализация в ОУ

•        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение  инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

  • максимально допустимая недельная нагрузка 20 часов;
  • обучение без домашних заданий;
  • безотметочное обучение 1 кл;
  • занятия в кружках, секциях в режиме внеурочного времени;
  • режим продлённого дня;
  • ежедневное введение уроков двигательной активности (динамические паузы 2 раза в неделю; ритмика – 1 раз в неделю, физкультура – 2 раза в неделю) после 2 урока по 40 минут.
  • ОС «Школа 2100», УМК «Школа России»;
  • психолого-педагогическое сопровождение инноваций в учебном процессе;
  • использование технических средств обучения под контролем медицинской службы школы;
  • использование индивидуальных карт успешности на основе мониторинговых исследований, создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

2.3. Эффективная организация

физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

Требования ФГОС

Реализация в ОУ

  • полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организация занятий по лечебной физкультуре;
  • организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

  • два урока физкультуры в неделю и один урок ритмики для всех обучающихся;
  • чередование в расписании по дням недели уроков физкультуры, ритмики, динамических пауз (после 2-го или 3-го урока)
  • организация динамической перемены после 3 урока – 20 минут;
  • физкультминутки на каждом уроке;
  • спортивные секции: ОФП, баскетбол;
  • спортивно-оздоровительные мероприятия: «Весёлые старты», «Зов джунглей», сезонные Дни Здоровья, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Тропа безопасности» на свежем воздухе; праздники здоровья.

2.4. Реализация дополнительных образовательных
программ предусматривает:

Требования ФГОС

Реализация в ОУ

•        внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.

  • внедрение интегрированной в базовые образовательные дисциплины междисциплинарной программы «Здоровье».
  • программа внеурочной деятельности «Здоровое питание»
  • систематическое проведение сезонных Дней Здоровья, спортивных праздников, конкурсов;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграция в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.

2.5. Просветительская работа с родителями
(законными представителями) включает:

Требования ФГОС

Реализация в ОУ

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

  • консультации школьного психолога по проблемам психологического здоровья детей;
  • консультации школьного врача по вопросам физического здоровья;
  • цикл лекций «Введение в школьную жизнь»;
  • круглый стол «Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребёнка»;
  • раздел для родителей в ежемесячной школьной газете по темам: «Капризный ребёнок», «Как сохранить психическое здоровье ребёнка», «Здоровое питание», «Предупреждение неуспеваемости», «Режим дня школьника», «Сохранение зрения», «Сохранение правильной осанки», «Профилактика простудных заболеваний» и др.;
  • дистанционная родительская конференция «Психическое и физическое здоровье школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный"  основной образовательной программы начальной школы...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.

Доклад на педагогическом совете по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...