Зима в природе
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Чичанова Екатерина Владимировна

Конспект урока "Зима в природе",2 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_v_prirode.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Дать представление о зимующих птицах и их значении зимой, познакомить с мероприятиями по охране птиц.

2. Развивать познавательную активность, воображение, внимание, наблюдательность.

3. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к родным местам, бережное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: таблица с изображением зимующих птиц, таблица с изображениями птиц около кормушки, плакат с изображением новогодней елки для птиц, шапочки с изображением птиц, раздаточный материал «корм для птиц», грамзапись «Голоса птиц», кормушки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Знакомство с гостями.

Поздоровались с гостями. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и с хорошим настроением начали урок.

  1. Постановка целей урока.

Урок хочу начать со слов о доброте.

Доброта, как лучик солнца,

Доброта, как ласковая мама.

Надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Сегодня на уроке будем делать добрые дела. Мы узнаем, как помочь зимой нашим хорошим друзьям-птицам.

3. Изучение нового материала.

Стали дни коротки

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы

И зима настала.

Засверкал декабрь ослепительно белым снегом. Подул свежими морозными ветрами, спрятал реки под толстый голубой лед. На голые деревья набросил белые шубы. Мороз, холод кругом. (Стук в дверь).

Учитель. Кто там?  

(Голос за дверью). Вам телеграмма.

Учитель: Ребята, нам пришла телеграмма. SOS! SOS! SOS!

Спасите от смерти! На помощь!

Учитель. Кто же нам ее послал?

Дети. Птицы.

Учитель. Ребята, поможем птицам, спасем их.

Дети. Да.

Учитель. Но, чтобы им помочь, надо знать какие птицы у нас зимуют, чем кормятся?  И как мы можем им помочь?

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Закрыли глаза! Крибли, крабли, бум!

Нас встречает зимний лес.

Он стоит как белый терем

Полный сказок и чудес.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до весны.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

  1. Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

  1. У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки

Громко вторят снегири.

  1. Пестрый дятел крикнет громко.

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на лапках

Отзовется бойкий чиж.

  1. Я б могла еще так много

Про лесных сказать певцов

Как средь стужи и морозов

Вывел клест своих птенцов.

  1. Как рассвет, встречая новый

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

По ходу чтения стихотворения появляются на плане иллюстрации птиц.

Учитель. Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные птицы. Какие?

Дети. Сороки, вороны, воробьи, синицы.

Учитель. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

Есть природные столовые.

Краснеют гроздья рябины и уж не пролетят мимо стайки снегирей, свиристелей и дроздов-рябинников. Поэтому надо беречь рябину!

Пестрый дятел постучит по сучку клювом, достанет из-под коры короеда или какое-нибудь насекомое, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить ее.

А еще у нас зимуют удивительные птицы. Почему удивительные?

Давайте послушаем разговор чижа и клеста

Чиж. Чего ты клест визжишь? Обидели тебя что ли?

Клест: Да, нет, чиж, это я радуюсь!

Чиж. Нашел время радоваться.

Клест. Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши!

Чиж. В такой мороз птенцы? Да они же замерзнут!

Клест. Нет. Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сыто, а от моей песенки им еще и весело.

Учитель: Почему у клеста зимой птенцы вывелись?

Дети: Потому что есть еда.

Учитель: Клесты живут в еловых лесах и питаются семенами ели, которые находятся в еловых шишках. А они созревают как раз зимой.

И все же птицам зимой очень голодно. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Люди, которые наблюдают за птицами, подсчитали, что из 10 синиц за зиму выживает только 1-2 птицы. Если синица в течение 6 часов найдет еды, то она погибнет.

Чтобы спасти птиц от смерти, чтобы помочь им, мы должны… А что же мы должны?

Дети: Подкармливать их.

3 ученика читают стихотворения.

Покормите птиц зимой.

  1. Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

  1. Сколько гибнет их не счесть,

    Видеть тяжело,

     А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

    3. Приучите птиц в мороз

         К своему окну,

         Чтоб без песен не пришлось

          Нам встречать весну.

Учитель: Чем же надо кормить птиц?

4. Практическая работа.

Дети рассказывают образцы корма для птиц (в коробочках на партах).

Чем еще можно кормить птиц? Откройте учебник стр. 57 и прочитайте последний абзац.

Учитель: Чем же надо кормить птиц? Синицам нравится несоленое сало, крошки хлеба – воробьям, семена подсолнуха любят все птицы. А куда класть корм?

Дети: В кормушку.

5.Физкультминутка.

Белым снегом все покрыло.

(руки в сторону, вверх)

И деревья и дома.

(руки в сторону)

Свищет ветер легкокрылый

(ножницы)

Здравствуй Зимушка-Зима!

Вновь для птиц кормушки ставят

(руки вверх)

Насыпают в них корма.

(руки вверх)

Здравствуй Зимушка-Зима!

(руки в сторону).

Учитель: Кормушки бывают разные.

6. Работа с учебником  стр.57.

Посмотрите, какие бывают кормушки.

3 ученика читают стихотворение.

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед!

(в руках держат кормушки).

Учитель: В холодное и голодное время птицы из леса прилетают к жилью человека.

Послушаем, о чем говорит воробей.

Давайте птицы, зимой держаться ближе к человеческому жилью: теплее и сытнее здесь. Сытому и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко, поэтому трудное время нам легче пережить вместе, да и ребята помогут нам, не оставят нас в беде.

Учитель: И вот собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашел один корм, сразу всех оповестил. Все сыты будут.

Не оставим птиц в беде? Видите, как они ждут нашей помощи. Думаю, что будут  птицы сыты!

А когда птицы сытые, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поет таежная овсянка.

Прослушивание грамзаписи.

Учитель: Вот и подошла наша прогулка по лесу к концу. На прощанье  давайте устроим новогоднюю птичью елку. Ведь скоро Новый год! Каждый из вас приготовил подарок для птиц. Думаю, что птицы будут благодарны вам и весной споют свои песни, сберегут наши сады и огороды от вредителей.

Ну, а теперь, возвращаемся. Крибли, крабли бум! Мы в классе.

  7. Обобщение.

Хочу знать, были ли вы внимательны? Знаете ли вы названия птиц, которые могут прилететь к кормушке?

Работа по карточкам.

Соедините линиями рисунки и названия птиц.

А сейчас внимательно послушайте и скажите: «Кто обедал в птичьей столовой?»

Положила я в птичью кормушку хлеб, кусочек сала и ветку рябины.

Прилетели две маленькие серенькие птички и склевали хлеб. Смотрю сели на кормушку другие птицы: грудки красные, хвост, концы крыльев и голова темно-синие – склевали рябину. А маленькие птички с желтыми грудками полакомились салом.

Что за птицы прилетели к кормушке?(воробьи, снегири, синицы).

Ответы на вопросы.

  1. Как называют птиц, которые зимуют у нас?
  2. Почему птицам зимой трудно найти корм?
  3. Что страшнее птицам: холод или голод?
  4. Как человек должен заботиться о птицах?

8. Итог урока.

Сегодня на уроке мы помогали зимующим птицам. Я думаю, что каждый из вас стал чуточку добрее не только к птицам, но и друг к другу и что вы всегда поможете другу в беде, как сегодня помогали птицам.

Я приготовила вам подарки – корм для птиц и раскраски, которые вы должны раскрасить и закрасить кружочки возле тех птиц, которые прилетели к кормушке.

Загадки о птицах.

  1. Я по дереву стучу,

Червяков добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой. (Дятел)

    2.Красногрудый, чернокрылый

       Любит зернышки клевать.

       С первым снегом на рябине

       Он появится опять. (Снегирь)

   

  1. Кто живет в лесу еловом

Носит крестик на носу

И гнездо плетет

В ту пору,

Когда пурга поет в лесу. (Клест)

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска – шарфики. (Синица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...