зима в природе
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Чичанова Екатерина Владимировна

Конспект урока окружающего мира, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_v_prirode1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Зима в природе. 2 класс

Цели: 1. Дать представление учащимся о снеге, значении снега в жизни растений и животных, познакомить с особенностями зимней жизни растений, животных. Продолжить знакомить детей с зимними изменениями в природе, расширить представление учащихся об охране природы.

           2. Развивать познавательную активность учащихся, мышление, внимание, учить наблюдать.

           3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: ветки лиственных и хвойных деревьев, фишки, таблицы «Зима в лесу», «Зимующие птицы», наборное полотно, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, животных (медведя, зайца, волка, ежа, лисы), перфокарты, шапочки с названиями зимних деревьев, кроссворд, снежинки, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

а) знакомство с гостями

б) самооценка звездочками-снежинками.

2. Вступительное слово учителя о зиме.

   Сегодня на уроке я буду Зимой. Я пришла, чтобы позвать вас к себе в гости на планету Зима. (Звучит музыка П.И. Чайковского). Учитель-Зима читает:

Вот ветер тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница Зима.

   А сейчас, ребята, вы закроете глаза и шепотом произнесете слово «Зима» и пока вы произносите, я перенесу вас на планету Зима. Я все могу, ведь я волшебница. Произносим слово «Зима».

- Что вы почувствовали, когда произнесли слово «Зима»? Что представляли? (2-3 ответа учеников)

    Тихо проходит зима. Как в сказке за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Проснетесь однажды утром, вдруг увидите, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Реки и озера сверкают зеркальным, блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных ночей.

Хозяйничают я не одна, помогают мне зимние месяцы. Вы знаете их? Назовите эти месяцы, и они придут к вам.

(Выходят трое учащихся в шапочках с названиями зимних месяцев).

ДЕКАБРЬ: Декабрь – год кончает, зиму начинает.

ЯНВАРЬ: Январь году начало, зиме середина. Пора лютого холода.

ФЕВРАЛЬ: Я самый снежный, самый метельный.

3.Постановка цели урока.

    Начинаем путешествие по планете Зима. Побываем в Снежном царстве, в Птичьем государстве, в Зверином королевстве и в стране Заколдованного леса.

4. Изучение нового материала.

    Сначала мы побываем в Снежном царстве. Путешествуя по нему мы узнаем о снеге, снежинках, о значении снега.

Отгадайте загадку:

Вот махнула рукавом –

Засверкало  серебром.

- Что это за серебро?

- Кто видел как шел первый снег? (2-3 ответа).

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Из чего состоит снег вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Что за звездочки такие

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке.

     Да, снег – это множество снежинок. На экскурсии мы говорили о том, как образуются снежинки. Из чего они состоят? На что похожи снежинки? (2-3 ответа).

      Все снежинки разные, одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так и нет одинаковых снежинок. Кружатся снежинки, падают на землю одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами. Это подарок, которым одарила нас природа. А сейчас закройте глаза и представьте одну единственную снежинку, не похожую не на чью. Потому что она ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении. Возьмите волшебные палочки и нарисуйте каждый свою снежинку. Расскажите о ней (2-3 ответа).                                        

   На самоподготовке придумайте сказку о своей снежинке и запишите ее в свои книжечки.

- Вспомните, ребята, хрустел ли снег под ногами во время нашей экскурсии? Почему? Когда хрустит снег? (выслушаем ответы и рассуждения учащихся).

  - Ребята вы как думаете, для чего , зачем нужен снег? (2-3 ответа)

О значении снега нам расскажет …

   В суровые морозные зимы в снег прячутся лесные животные. Бегают по снежным норкам мыши, на ночь ныряют в снег с деревьев в мягкие сугробы тетерева и рябчики. Снежная шуба защищает многолетние травы, посевы. Весной снег растает и увлажнит почву.

Учитель: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поле и лесные поляны теперь как гладкие, чистые страницы какой-то гигантской книги. Днем идет снег – кончится, страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, запятых. Значит здесь побывали лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Очень интересно прочесть следы животных на снегу, по которому можно узнать об особенностях жизни зверей и птиц.

    Работа по учебнику стр. 35. Накройте нарисованные следы животных и птиц фишками с номерами животных, изображенных справа.

(Проверка выполненной работы с помощью таблицы с цифрами «4,5,1,2,3»).

   Закончилось наше путешествие по снежному царству. Что вы узнали нового? (заслушиваются ответы учащихся).

    Начинаем наше путешествие по стране «Заколдованного леса», во время которого мы узнаем о жизни растений зимой.

Чародейкою Зимою

Заколдован лес стоит.

Ученица читает стихотворение о зимнем лесе:

Как прекрасен зимний лес!

В нем полно красивых мест.

Там и зайцы, и лисицы.

Сказки там и небылицы.

Все волшебница Зима

Там придумала сама.

    Да, красив зимний лес. Зимой в заснеженном лесу зеленая елочка в белой шапочке – первая красавица. Четко выделяются на белом снегу силуэты лиственных деревьев. Издали лес кажется мертвым. А так ли это? На экскурсии мы подобрали маленькую веточку. Сломана недавно. Веточка была сухая и хрупкая. Живая ли? Да и весь лес живой ли? Веточку принесли в класс, поставили в воду. А теперь посмотрите на нее. На ней набухли почки. Кое-где проглядывают зеленые листочки. Значит она живая и лес живой. Просто лес спит глубоким-глубоким сном, затаился лес, притих под студеным ветром. Во сне меньше расходуется сил,

   А значит легче пережить студеную зиму. Холодно! Но вот что удивительно. Зимний холод для лесных растений просто необходим. Оказывается почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов. Морозная зима им необходимо для того, чтобы отдохнуть и набраться сил перед весенним расцветом.

   На экскурсии в лесу мы увидели разные деревья. Узнаете ли вы их по веточкам?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Из лежащих на столе веток деревьев, выберите:

1 вариант – ветки лиственных деревьев.

2 вариант - ветки хвойных деревьев.

Назовите, каким деревьям эти ветки принадлежат.

Учитель: Вот и прошли мы по заколдованному лесу. Что интересного вы узнали? (заслушиваются ответы учащихся).

И вот перед нами «Птичье царство». Но почему-то ворота в него закрыты. Как же нам туда попасть? Я волшебница и понимаю птичий язык. Вот у ворот сорока. Что-то она хочет у нас спросить? Она хочет узнать, знаете ли вы зимующих птиц?

На наборном полотне иллюстрации. Найдите зимующих птиц и назовите их. Вот мы и попали в «Птичье царство».

   С первыми морозами прилетают к нам в гости с севера пуночки, хохлатые свиристели, яркогрудые снегири, клесты. Учитель подходит к таблице с изображением птиц и говорит:»Давайте послушаем о чем же говорит воробей?»

- Давайте зимой, птицы, держаться ближе к человеческому жилью: теплее и сытнее здесь. Сытому и мороз не страшен. Хороший обед из нутрии греет, тепло по всему телу идет. Да вот беда, зимой птиц отыскать трудно. Трудное время нам легче пережить вместе.

Учитель: И вот собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашел один корм. Сразу всех оповестил. Все сыты будут. Опасность заметить легче, всегда кто-нибудь на страже. Пока одни кормятся, другие дремлют. Трудно птицам зимой. Не так страшен холод, как голод. Люди, которые наблюдают за птицами подсчитали, что из 10 синиц гибнут в холодный период 8-9. Если синица не найдет корм в течении 6 часов, то она гибнет.

А как вы, ребята, можете помочь птицам? (заслушиваются ответы учащихся).

Трое детей читают стихотворение «Покормите птиц»:

  1. Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

  1. Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

  1. Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Работа по картине:

- Кто прилетел к кормушке?

- А к вашим кормушкам какие птицы прилетают? (заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Много интересного можно рассказать о птицах. Писатель Скрибицкий в рассказе «Зимой в лесу» описал то, как однажды зимой среди заснеженных веток ели, он увидел гнездо клеста, а нем голеньких птенцов. Это было так удивительно! Холодно, кругом снег, а в гнезде - птенцы! Почему клесты выводят птенцов зимой вы узнаете из разговора Чижа и Клеста.

Диалог двух учащихся с шапочками чижа и  клеста на голове.

Чиж: Ты, Клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест: Да нет, Чижик, это я радуюсь.

Клест: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись – до чего же миленькие, до чего хорошенькие!

Чиж: В такой-то мороз! Да они живыми не останутся!

Клест: Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек натаскаю, а мать-клестиха греет их вроде печки. И тепло им, и сытно! И от моей песенки весело!

Учитель: Почему у клеста птенцы зимой выводятся?

Заканчивается наше путешествие по Птичьему царству и я хочу проверить, были ли вы внимательны во время путешествия.

Игра «Бывает или нет».

  1. Есть такие птенцы, которые прилетают к нам зимой. Бывает или нет? Если бывает, то расскажите, как называются эти птенцы.
  2. На дворе мороз, а в гнезде маленькие птенцы. Бывает или нет? Если бывает, то скажите, как называется птица, которая выводит птенцов зимой.

Учитель: Наше путешествие по планете Зима подходит к концу. Осталось нам побывать в «Зверином королевстве», там мы узнаем о жизни зверей зимой. Но попасть в королевство мы сможем только тогда, когда разгадаем кроссворд, мы будем заселять лес фигурками зверей, а помогать мне в этом будет «Декабрь».

По горизонтали:

  1. На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

5.Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек?

3.Посмотрите-ка какая,-

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.

По вертикали:

  2.Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

4. Обитатель леса шустрый

     Своровал листок капустный

     У него дрожат реснички –

     Нет ли где-нибудь лисички?

Учитель: Посмотрите, ребята, какая интересная у нас в Декабре получилась картина. Нет ли на ней чего-то необычного? Всех ли животных можно увидеть в лесу зимой? Почему?

Правильно, ребята, в зимнем лесу медведя не увидишь. Он накопил за лето и осень много жира, сделал под корнями старых деревьев берлогу, устлал ее мхом и ветками и спит. А в январе или феврале у медведиц появляется 1,2 или 3 медвежонка, каждый весом 500 г (с ладошку).

    Кто же еще из животных спит зимой? (ответы детей – барсук, еж).

Волшебница зима однажды в лесу подслушала разговор белочки и зайца.

Теперь послушайте и вы.

Диалог детей в шапочках белки и зайца.

Белка: Здравствуй, Зайчик!

Заяц: Здравствуй, Белочка!

Белка: Зайчик, у тебя шубка белая, пушистая, тебя на снегу-то не увидишь.

Заяц: Да и у тебя, Белочка, шубка стала серая, не заметишь тебя на дереве.

Белка: Куда ты бежишь, Зайчик?

Заяц: Кору молодых осин поглодать. Может быть клочок сена найти.

Белка: Трудно тебе, Зайчик, зимой. И мне не легко. У меня есть грибы сушеные и орешки я запасла. И все же, что бы сытой быть приходится мне за день опустошать до 28 еловых шишек, а сосновых того больше -380 шишек, т.к. В них гораздо меньше семян и они менее питательны. Зайчик, а почему тебя трусишкой зовут?

Заяц: Потому что я пуглив. Да и врагов у меня много. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны. Спасают меня нос, чуткие уши, да быстрые ноги.

Белка: Не позавидуешь тебе. У меня тоже врагов хватает, но меня от врагов и холода спасает теплое гнездо. На улице мороз 10 градусов, а в гнезде 10 градусов тепла.

Учитель: Почему изменился цвет шерсти у зайца и белки?

- Чем питаются заяц и белка?

-Почему говорят: «Волка ноги кормят»?

О других животных, о том, как они живут зимой, мы узнаем на следующем уроке.

5. Подведение итогов.

   Закончилось наше путешествие по планете Зима. Нравится ли вам зима, почему? В своих книжечках, после того как вы напишете сказку о снежинках, напишите: «Спасибо, Зима!»

Выставление оценок по количеству заработанных во время урока снежинок.

    Волшебница - Зима дарит каждому понравившуюся снежинку.

Учитель: А теперь мы возвращаемся с планеты Зима. Закрыли глаза и сказали шепотом волшебные слова: «Как хорошо зимой!» Вот мы и дома, в нашем классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...