Главные вкладки

    Методическая разработка урока на тему "Превращения и круговорот воды в природе"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Исламова Альфия Янфировна

    урок- практикум

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Приобская начальная общеобразовательная школа»

                                                                        Учитель начальных классов: Исламова А.Я.

                   Тема урока: «Превращения и круговорот воды в природе»

    Цели урока: создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.

    Задачи урока:  

    1. помочь учащимся    систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
    2. организовать деятельность учащихся по  формированию мировоззренческих идей материальности мира
    1.    содействовать развитию  речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
    2. Способствовать становлению бережного отношения к  воде
    3. Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
    4. Совершенствовать умение работать в группе.

      Оборудование  урока: презентация   ,портреты Капитошки и Волчонка,     плакат  “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка , тарелочки с кубиками льда  , карточки с заданиями, тест.

    1.Организационный момент

    Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели. Я желаю всем удачи.

                        Послушайте загадку


                         Меня пьют,

                        Меня льют,

                        Всем нужна я,

                        Кто я такая?


    - Что это? (Вода)

    Создание ситуации успеха. Целеполагание.

     





























































    Рефлексия









     

    Актуализация знаний.


    Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

    У каждой группы на столах   есть карточки, возьмите карточку №1  и выполните эти задания.


    1 группа  

    Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


    Вода при нагревании …    и при охлаждении...        В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода-  хороший… .        Воду можно очистить с помощью… .


    2 группа

       В каком случае основные свойства воды указаны  верно:

    1. Имеет синий цвет, без запаха, прозрачная, при нагревании вода расширяется, вода плохо проводит тепло.
    2. Вода является растворителем, при нагревании вода расширяется, вода прозрачная жидкость.

         3 группа          

    Задание: вставь недостающие слова.

    1. Вода – это ………………………………………
    2. Вода не имеет …….., …………. и …………….
    3. Вода может ……………вещества
    4. Вода ……………….,……………… и ………………

    4 группа 

    1. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?________
    2. Благодаря этому свойству воды на земле есть реки?______________
    3. Что происходит с водой при охлаждении?_________________
    4. О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку?_______________________________________


    -Работу закончили. Слушаем ответ  1 группы.

    Каждая группа высказывает


    А мы продолжим говорить о свойствах воды.

    Давайте поиграем в игру «Светограмма». Я читаю высказывание , а вы должны поднять карточку того цвета,  напротив которого написан правильный ответ.

    1. Чистая воды имеет цвет.

    голубой            зелёный              не имеет

    1. Чистая вода имеет вкус.

    горький              не имеет              сладкий

     

    1. Чистая вода имеет запах.

    резкий                  не имеет            слабый

            4.Вода- прозрачная жидкость.

             да                  нет

    1. Вода является растворителем.

               да                нет


    Молодцы.  Ребята, а теперь   запишите , что вы уже знаете о воде в колонку «Знаем».

    - Давайте посмотрим, что вы записали в свои таблицы.



     А ещё говорят, что вода- путешественница. А почему вы думаете её так называют?

     А для того, чтобы узнать правы ли вы, посмотрим мультфильм.



















     

















































    Видеофрагмент м/ф «Капитошка»

    Первичная      рефлексия, самооценка

    Самооценка знаний

     Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка.  А вы ребята поняли?   (это капелька воды)

    Давайте мы их вместе оставим у себя на уроке (повесить картинки)

    Изучение нового материала.

    Открытие новых знаний





































    Обж.  Правила  техники безопасности.





































    физминутка









    Групповая работа









    Рефлексия выполненной работы






























    Первичное закрепление
































    Изучение нового материла

    И Капитошка  в знак дружбы приготовил Волчонку загадку:

           

            Я и туча, и туман,

            И ручей, и океан

            И летаю, и бегу

            И стеклянной быть могу.


    -О чём же эта загадка?

    Почему Капитошка приготовил именно эту загадку?

    (А  что она именно  хотела рассказать о воде?

    В каком состоянии вода может быть в природе?)

    Как вы думаете,  каким сложным словом можно назвать этот процесс.

    Изменение свойств воды , как можно по- другому назвать.

    Как назовём тему нашего урока?

    «Превращения и круговорот воды»


    -Почему Капитошка в этой загадке назвал себя стеклянной? (лёд)

    -Когда вода стеклянной бывает?

    Рассмотрите внимательно на кубики льда. Потрогайте их на ощупь.

    - В каком состоянии эти кубики?

    Значит вода в каком состоянии может быть?

      


    А давайте эти кубики погреем. Держите её в руках, что с ними происходит? (тают)


    И превращается во что?


    -Вода какое состояние приобрела? (жидкое)


    - Где можем наблюдать воду в жидком состоянии (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)


    - А ещё в каком- то состоянии может быть вода? ( в газообразном)


    -А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние?


    - А давайте проверим?


    Открытие новых знаний. Демонстрация опыта.

      Нагреем воду   спиртовкой. Спиртовка- это горелка.

    Ребята, какие правила нужно помнить при пользовании   с огнём?  


    -не держать рядом со спиртовкой вещества, которые легко воспламеняются.

    - А можно переносить спиртовку в зажжённом виде?

    -А почему?( может случиться пожар )

    - пробирку закреплять на специальный  держатель.

     

    -Тушить только колпачком. Не дуть.




    Что происходит с водой?


    Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)


    Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

    Поставим над поднимающимся паром холодное стекло.


    Что происходит? ( остывая вода превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

     Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название коденсация.


    -Мелкие капельки стекаются в более крупные и что же с ними происходит (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

     

    Сделайте вывод. ( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)


     - Ребята,  а  как вы думаете, в природе может такое быть?


    Вывод:  Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.


        А теперь надо немного размяться. Встаньте. Сейчас мы поиграем  в игру «Вода, не вода»

     Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

     Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

        Облако, лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, снег, альбом.

        Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места.


    А сейчас  поработаем в группах, давайте сделаем модель круговорота воды в природе.  


    Ребята посмотрите, работы были разные, а к результату мы пришли к одинаковому.

    Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти рисунки?

    (Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю)

    - А теперь оценим работу своей группы. Лист самооценки лежит у вас на столах.  

              Лист самооценки.

    1. Выполнение этой работы нам понравилась - красная капелька.
    2. Это задание нам показалось трудным –зелёная капелька.
    3. Работа не получилась   - синяя капелька.

     


     -  Саша нам ещё раз  расскажет о путешествии капельки .

      «Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила  не одна, вместе с ней жили  сестра и братья, их было очень много.  

    Однажды в жаркий день они  так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

    Летела она , летела и на своем пути    стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

    Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

      И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

    ( Оценка Саше)


    -Вспомним все этапы круговорота воды в природе.

    -Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день?(испарилась)

    Это какое состояние воды? (газообразное)

    - Найди    соответствующие карточки и прикрепи  к доске.

     

                                                     


    - Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться , превратились в большую  каплю

    -Это какое состояние воды? (жидкое)

    -Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?

    Лена прикрепи нужные карточки.

     

                                                   

    -

    - В виде чего выпали на землю капли? (в виде осадков)

    -Какие  бывают  осадки?

    -Яна какие бы ты карточки прикрепила?

                                                                   

                                         

     

    - В конце она мечтала, чтобы снова наступил жаркий день и опять можно было попутешествовать. Путешествия в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

    -  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

    В какое состояние она хотела снова превратиться?

     

                                           

    Значит, что произошло  с водой в природе?

    (круговорот воды в природе)

    -Какие факторы повлияли на это превращение?(холод и тепло)




    слайд

    Работа с учебником.


    Прочитайте вывод на стр.56.

    Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да).  Давайте посмотрим.

     


    Просмотр видеофрагмента


    Систематизация и обобщение полученных знаний

     

    А теперь давайте проверим, что вы узнали и запомнили на этом уроке?  Тест «Проверим себя»

        Вам нужно соединить стрелками названия процессов.

    испарение воды                                  превращение воды в лёд

    замерзание воды                                превращение пара в воду

    таяние льда                                         превращение воды в пар

    конденсация пара                              превращение льда в воду    

     

    Поменяйтесь листочками.   Оцените работу своего соседа.

     –  4 правильных ответ- это «5»

    -3правильных ответа- это «4», если 2 ответа верно-, то «3», у кого «2», им дадим возможность ответить на следующем уроке.


    Рефлексия деятельности на уроке


    Итог урока




































    Рефлексия учебной деятельности






    Домашнее задание


    О каких трех состояниях воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

     

    Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии  расскажет Лена.

      В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда большая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.


    - Айсберг-это какое состояние воды?(твёрдое)


    - Про жидкое состояние воды  расскажет Яна.


    -Роса-  это какое состояние воды? (жидкое)




     


    Где можно встретить воду в газообразном состоянии   расскажет Егор  . (Сообщение подготовленного ученика, на  картинка с изображением тумана) 


    Что такое туман?

    Днем над рекой воздух нагрелся,  и в нем собралось много водяного пара.  И когда вечером воздух  остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.    

    Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

    А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.

    -Туман-это какое состояние воды? (жидкое)

    - А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят?


    (вывод  Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю)

    -Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках.

    -Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?»  посовещайтесь в группах и допишите.

     

     

    В дневниках запишем домашнее задание. Домашнее задание будет трёх видов.

    1. Для всех ребят   в учебнике с.53-56 прочитать  и   в рабочей тетради  на с.23-25 выполнить  № 1,2.
    2.  Тот кто сможет нарисуйте  схему круговорота воды в природе.
    3.   Или сочините сказку «Путешествие капельки»

     

     

    Волчонок и  Капитошка очень довольны работой с вами,   и   с нетерпением  ждут новой встречи с вами.


    Спасибо за урок. Урок окончен.

     

                  ИСПАРЕНИЕ

            ОСАДКИ

             КОНДЕНСАЦИЯ

         ИСПАРЕНИЕ

    газообразное

    жидкое

    жидкое

    твёрдое

    газообразное


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"

    Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....

    Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"

    Включает конспект урока и презентацию, которая используется на  уроке окружающего мира во  2 классе при изучении нового материала....

    урок по окружающему миру КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

    окружающий мир 3 класс " круговорот воды в природе "...

    урок по окружающему миру "Круговорот воды в природе"

    К данному уроку была поставлена триединая дидактическая цель ,которая соответствует стандартным требованиям урока.Это урок освоения новых знаний.На уроке использовалась различная наглядность,проводилс...

    Презентация к уроку по окружающему миру "Круговорот воды в природе" 2 кл. "Начальная школа 21 века"

    Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" во 2 классе в 4 четверти по программе "Начальная школа 21 века".На уроке ведется учебный диалог...

    "Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"

    ... Любовь,забота и бережное отношение  к живой природе и окружающему миру.Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу"....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "ВОДА"

    Цель урока:формирование    образовательных   компетенций   (информационных,    коммуникативных,      креативных,...