"Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Норву Марина Сугеевна

... Любовь,забота и бережное отношение  к живой природе и окружающему миру.

Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Редкие животные Республики Тыва.421.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла

Республиканский конкурс педагогов образовательных учреждений

«Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе: мой опыт»

«Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ»

ТЕМА

«Отношение к природе»

Норву Марина Сугеевна

Учитель начальных классов

Квалификационная категория: I

Педагогический стаж: 29 лет

Город Кызыл, 2014 год


Урок № 13. Отношение к природе

Цель урока: бережное отношение к природе

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с отношением к природе буддистов (на примере тувинцев);
  • Привить уважительное отношение к животному и растительному миру;
  • Мотивировать учащихся на понимание любви к природе и Земле как к общему дому.
  • Создание условий для проведения межмодульных связей на основе урока.

Планируемые результаты урока:

  • Учащиеся приобретут новые знания об отношении к природе в буддийской культуре.
  • Закрепят и расширят представления о взаимосвязи человека и природы.
  • Познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи.

Основные термины и понятия: земля, природа, свобода.

Основные средства наглядности: иллюстрации из книги; фотографии редких животных, обитающих на территории Республики Тува, плакаты с определениями.

План урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный).

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Примерные вопросы:

  • Кем является Авалокитешвара?
  • Послушайте небольшую притчу о нем.
  • Ученик спросил у учителя: «Зачем Авалокитешваре 1008 глаз?» – «Чтобы увидеть страдания людей». - «А зачем ему 1000 рук?» - «Чтобы помочь всем страждущим".

Как вы думаете, нуждается ли природа в помощи?

  • Как вы понимаете выражение «Земля – наш общий дом»?
  • Как в буддизме определяется ценность жизни (человек и муравей)?
  1. Подготовка  к усвоению нового материала.
  • Прочитайте название урока и запишите его.
  • Прочитайте текст рубрики «Вы узнаете» (с. 30). О чем мы будем говорить на этом уроке?
  • Как вы думаете, эта тема связана с нашей прошлой темой? Как она связана по вашему мнению?

II этап. Основной (информационно-аналитический).

  1. Чтение по цепочке нового материала. Беседа о прочитанном материале.

Парная работа. Выполнение задания: прочитайте буддийскую притчу о козленке на интерактивной доске  и запишите ответы на вопросы:

  • О каком законе рассказывает эта притча?
  • Почему жрец стал  Великим Защитником всех живых существ на планете?

Текст: Притча о Козленке.

Однажды некий жрец решил принести в жертву козлёнка. Но когда он поднёс нож к горлу козлёнка, тот начал смеяться.

—        Почему ты смеёшься? — спросил жрец. — Разве ты не знаешь, что я собираюсь перерезать тебе горло?

—        Знаю, — ответил козлёнок. — Сотни жизней я рождался в теле козлёнка и теперь, наконец-то, я обрету человеческое тело. — И козлёнок начал плакать.

—        Почему же ты теперь плачешь? — спросил жрец.

—        Я плачу по тебе, жрец. Сотни жизней назад я тоже был жрецом и приносил в жертву козлят.

Жрец пал ниц и просил о прощении:

—        Я никогда не стану больше приносить в жертву козлят!

И он стал Великим Защитником всех живых существ на планете.

  1. Обсуждение результатов работы пар.

Примерные ответы детей:

  •  Притча повествует о законе кармы, то есть человек, неуважительно относящийся к природе, становится несчастливым в этой жизни или в следующем перерождении.  
  •  Потому что он понял ценность жизни не только человека, но и любого животного.
  1. Групповая работа. Задания для групп на карточках. Подготовьте ответы на эти вопросы.

1-я группа: прочитайте 2-й и 3-й абзацы текста урока на с. 30.

  • Что считается тяжким деянием в буддизме? – наступит ногой на живое существо; лишит жизни живое существо; допустит пожар в горах, лесных зарослях и других местах;
  • Почему у некоторых народов, так же как и у тувинцев, загнутый мысок обуви? – Чтобы уберечь и не поранить благословенную землю.

2-я группа: прочитайте 4-й и 5-й абзацы текста урока на с. 30.

  • Какие запреты, оберегающие природу, существуют в буддизме? – Нельзя рубить  деревья, мутить воду, лишать жизни зверей, копать без нужды землю.
  • Как вы думаете, эти запреты встречаются только в буддизме? – Нет, бережное отношение к природе встречается и в христианской, и в мусульманской, и в иудейской религиях.
  1. Обсуждение результатов групповой работы.

Взаимооценивание: группы оценивают друг друга, при необходимости дополняя ответы. Учитель подводит итоги и вкратце рассказывает об отношении к природе в исламе. (См. приложение 1)

  1. Работа с притчей «Всё в твоих руках» (с. 31).

Примерные вопросы и задания:

  • Прочитайте притчу по ролям.
  • Объясните поведение мальчика и поведение учителя. – Самый способный ученик возгордился собой и решил проверить своего Учителя.
  • Как вы понимаете ответ учителя? – Учитель предоставляет ученику сделать свой выбор: уничтожить или сохранить жизнь.
  • Как бы вы поступили на месте мальчика, получив ответ учителя? – Если – да, то почему? Если – нет, почему?
  • Чему учит эта притча? Почему она заканчивается ответом учителя? – Притча учит уважать ценность любого живого существа и влияние даже поступков на всю жизнь человека. 
  1. Самостоятельная работа: посмотрите на плакаты с определениями, и  напишите, как вы понимаете слово «свобода».

Свобода —   многозначное понятие:

  • это способность делать выбор на основе различения добра и зла;
  • связана с наличием свободой воли человека, а свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки;
  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  2. Закрепление нового материала:

•        Работа с тестом. (См. Приложение 2.)

•        Работа с фотографиями редких животных Тувы и комментарии к ним. (См. Приложение 3.)

•        Назовите редких животных нашей Тувы по фотографиям. (См. Приложения 4-7)

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

  1. Заключительная беседа.

•        Что в буддизме считается тяжким грехом против природы?

•        Как вы считаете, связаны ли между собой внутренний и внешний мир человека? Можно ли утверждать, что причиной плохого отношения к природе является плохое отношение человека к самому себе? Объясните свой ответ.

•        Приведите примеры плохого и хорошего отношения к природе из жизни других людей и из собственной жизни, из литературы.

•        Как вы думаете, осталась ли жива бабочка, о которой рассказывает буддийская притча?

•        Что такое свобода? Как связаны свобода и нравственность?

•        Как вы считаете, что было самым главным на сегодняшнем уроке?

•        Что в сегодняшнем уроке вызвало у вас интерес?

•        О чем вы расскажете родственникам и друзьям?

•        Какие знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни?

•        Какие вопросы появились у вас после сегодняшнего урока?

  1. Подведение итогов урока. Прослушивание христианской притчи для детей «Незабудка» с фотографией цветка прочитанной учителем. (См. Приложение 8)

Примерные вопросы:

•        Имеет ли данная притча связь с нашей сегодняшней темой? Какую?

•        Составьте 2 вопросы к притче и ответьте на них устно.

•        Оцените, удалось ли ответить вашим одноклассникам на свои вопросы.

  1. Задание на дом.

Общее задание: Напишите примеры плохого и хорошего отношения к природе из жизни других людей и из собственной жизни.

Долгосрочное задание: обсудить с одноклассниками, взрослыми идею учебного проекта «Земля — наш общий дом». Записать эту идею. Индивидуальное задание: составить слайд-шоу об одном из редких животных Республики Тыва с одним из родителей.

Дополнительный материал для учителя.          Приложения 1.

Об отношении к природе. Ислам.

В Коране говорится, что … уничтожение природы, растений и животных является убийством возлюбленных Божьих. Вообще природа - священный дар от Бога, а не собственность человека. Поэтому люди ответственны за сохранение любого божьего творения - земли, фауны, флоры и т.д. Этические принципы ислама в защиту природы можно суммировать следующим образом: во-первых, окружающая среда - это божье творение и защитить ее - значит сохранить ее ценности как проявления божьего духа. Во-вторых, все части природы существуют для восхваления своего создателя. В-третьих, все законы природы сотворены богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить законы бога должны пресекаться. В-четвертых, мы должны знать, что человечество - не единственное сообщество живых существ на земле, и поэтому обязано относиться к другим существам с уважением и осторожностью. Пророк Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения, таким образом, милосердие нужно проявлять ко всем живым существам. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всеми на основе справедливости и равенства. Пророк говорил, что Аллах предписал равенство всех. В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной богом, так как "все им вымерено". В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения. Это дар Бога на все времена.

http://www.ecoethics.ru

Приложение 2.

Тест. Угадайте лишнее животное. Можно выбрать один или более вариантов ответа.

  • Рысь
  • Домашняя кошка
  • Косуля
  • Барс
  • Манул
  • Красный волк
  • Серый волк
  • Собака Динго
  • Лисица
  • Горный баран архар
  • Дикий горный козел
  • Дзерен (Сайгак)
  • Рыжий таракан
  • Снежный барс

Приложение 3.

Всемирный День защиты животных, призванный объединять усилия людей разных религий в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных, отмечается 4 октября. Каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны. Один из способов борьбы за сохранение биоразнообразия на нашей планете – охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Из самых малочисленных представителей исчезающих видов животных в Туве обитают:

Снежный барс (ирбис) – редкий, малочисленный вид. В Красной книге РФ ему присвоена первая категория – «вид, находящийся под угрозой исчезновения на пределе ареала». Общая численность снежного барса в России, по оценкам экспертов WWF (Всемирного фонда дикой природы), составляет не более 80-100 особей. В Туве обитают в Монгун-Тайгинском районе.

Описание: http://www.interfax.by/files/2012-10/20121004-133744-513.jpg

Печать

Манул – редкий хищник степей и полустепей Евразии, занесен в международную и российскую Красные книги. Этот дикий кот имеет статус, близкий к угрожаемому. По данным ученых, численность животного сокращается. Кроме того, ему угрожают браконьеры, существует угроза исчезновения подходящих мест обитания. В России находится самый северный ареал обитания этого животного, здесь манул встречается главным образом в горно-степных и пустынно-степных ландшафтах юго-востока республики Алтай, в республиках Тува, Бурятия, а также в юго-восточной части Забайкальского края.

Описание: http://www.interfax.by/files/2012-10/20121004-133744-103.jpg

Приложение 4.

4.Описание: f_0577

Приложение 5.

Описание: f_0576

Приложение 6.

Описание: f_0607

Приложение 7.

Описание: 4

Приложение 8.

Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

         Рос он, рос…        

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

http://www.smisl-zhizni.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".

Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается  взаимосвязь ...

Урок ОРКСЭ , тема:«Отношение христианина к природе».

Урок проводится в 4 классе по модулю «Основы православной культуры» в соответствии с рабочей программой «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной на основе п...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...