Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Сидорова Евгения Анатольевна

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школы, может быть использована для проектирования и проведения урока по теме: «Отношение христианина к природе». Содержание методической разработки определено логикой изучения дисциплины по учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г. На урок отводится 1час.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРЁХОЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
_______________________________________________________________________

Методическая разработка по предмету

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Тема: «Отношение христианина к природе»

Автор:

                              Сидорова Евгения Анатольевна,

                               учитель начальных классов              

с. Три Озера

2019 г.

Цель: формировать осмысленный взгляд на связь природы и человека,

              особой роли человека в мире.

Задачи: 

  • Воспитывать осознанную общегражданскую и личную  

              ответственность  человека за вверенный ему мир.

  • Воспитывать христианское представление о сотворении природы,

             понимание служения природе, как творению Божьему.

  • Развивать экологическое мышление и умение применять его в жизни.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозаписи «Звуки природы», ромашка с вопросами, «карты согласия», листы для мыслительного приёма «Перетягивания каната», листочки для рефлексии.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся узнают, что познавая мир нужно трудиться.
  • Продолжат осмыслять понятие «милосердие» на другом материале.
  • Учащиеся совершенствуют умения осуществлять поиск необходимой информации в других источниках для выполнения учебных заданий.

 

Личностные:  

  • сплочение детского коллектива;
  • формирование  гражданской позиции, любви к труду.

 Метапредметные:

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе.

  Предметные:

  • моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
  • воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
  • анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

Закройте глаза и послушайте звуки природы. Если бы вы были художниками, какие картины нарисовали?                            

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Всюду Бог

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре, тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живёт

Всюду всё создавший Бог! (Виктор Афанасьев)

- О чём это стихотворение?

-Как вы понимаете последнюю строчку?

- Что говорит об этом Библия? (Все живые существа, небесные тела, земля, деревья, животные, люди, воздух, вода созданы Творцом)

-Каким одним словом можно назвать все перечисленное? (Природа, мир.)

- А за сколько дней Бог сотворил мир? (Шесть дней).

-Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной жизни мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какие цели поставим сегодня на нашем уроке?

3. Работа по теме урока.

 1). Чтение с пометками («+» - согласен, «-»  - не согласен, «!» - интересно, «?» - остались вопросы).

Как-то Ньютон (английский физик, математик, механик и астроном) принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился  Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!».

Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей  планеты Земля вращалась луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.

Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».

 (Работа над пометками)

2) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца)

Анализ прочитанного.

О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

  • Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом человеку?
  • Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?

– Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного - англичанина Ньютона?

3) Работа с текстом учебника с.85

Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?

Анализ прочитанного. Ромашка вопросов (на доске)

  • Чем человек отличается от животных?
  • Какая разница между человеком и животными по замыслу Божьему?
  • На какую ступень Бог ставит человека?
  • Как  человек должен относиться к  природе, по замыслу Божьему?
  • В чем проявляется милосердие к животным?
  • Есть ли у вас домашние питомцы,  какие у вас обязанности перед ними?
  • Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас можно говорить об экологической беде?
  • Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?
  • Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?
  • Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения аргументируйте.
  • Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира?
  • Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

-Расскажите о значении слова экология. (Экология  – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

- От какого слова оно образовалось?

- Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться».

-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ?

-Православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)

4). Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева

Я предлагаю вам познакомиться с рассказом  Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.  

 (чтение отрывка)

-Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом?

-Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет?

-Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы?  Почему мы так поступаем?

-Знакомы ли вам случаи разрушительного, вредного, жестокого воздействия человека на природу?

5) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85  Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом.

  • О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?
  • Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом тигрёнка или медвежонка?
  • Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?
  • Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
  • Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?
  • Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?

6). Мыслительный прием  «Перетягивание каната». 

  


-Запишите этот вопрос в верхней части листа и по краям каната две противоположные  точки зрения.  (раздаю стикеры по 4 шт. каждому участнику). Теперь  на этих стикерах каждый из вас записывает по две причины в поддержку каждой из точек зрения. Распределите аргументы под линией каната (2 мин) А теперь я попрошу вас по очереди обменятся своими идеями.
-Какой вывод можно сделать из услышанного.

-Какие экологические проблемы вы можете назвать?

(Загрязнение водоемов, пожары, внеплановые вырубки лесов, уничтожение редких животных, химическое опыление полей.)

-Природа и человек могут существовать раздельно?  (нет) Докажите.

(Природа кормит, одевает, поит, обувает человека.)

7). Работа по иллюстрациям. Святые и животные.

- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает много примеров удивительной дружбы святого человека с животными. О подобных случаях мы узнаём, читая Жития святых.

-Посмотрите иллюстрацию, на которой изображён святой Сергей Радонежский. Он кормит голодного медведя кусочком хлеба, который у него был. Следующая иллюстрация на ней изображён Святого Пастыря в райском саду окружают овцы, доверчиво берущие из его рук пищу. (на слайде)

Работа в парах. Обсудите вопросы. Аргументируйте свой ответ.

-Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи? В чем проявляется милосердие к животным?

4. Закрепление.

-Послушайте стихотворение «Старушка в парке кормит голубей»

Старушка в парке кормит голубей,
Батон кроша и на асфальт кидая.
Мужик заметил ей - "Ты совесть поимей,
Ведь в Африке детишки голодают".

Сказал, как плюнул, и подался прочь.
Ему старушка прошептала в спину -
"Я помогаю тем, кому могу помочь.
До Африки батон я не докину". (
Анатолий Шанс)

-Какую мысль хотел донести до читателя автор этого стихотворения? (каждый может оказывать посильную помощь нуждающимся)

-Какую посильную помощь природе можете оказать вы? (Сажать деревья, цветы и кустарники, помогать животным, попавшим в беду, подкармливать птиц, субботники по очистке территории от мусора…)

Мини-проект

«Что мы можем сделать для христианского отношения к природе?»

 (работа в группах)   Мыслительный приём «Карта согласия»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cab/0003b62a-f47a3c2c/img62.jpg

-Сейчас каждый из вас напишет максимальное количество идей по данному вопросу на своей части листа. Я  попрошу вас по очереди обменяться своими идеями, если вся команда приходит к согласию, поднимаете «большой палец вверх». Вы  записываете эту идею в центр квадрата, это будет решение всей вашей команды. (2мин)

 (Группы обмениваются информацией. Выводы.)

5. Итоги урока.  Рефлексия.

-Как вы поняли, что такое христианское отношение к природе? 

-Кто несёт ответственность за природу?

 Вывод: Наша земля - наш дом. Поэтому люди должны нести ответственность за неё. Нельзя сорить и оставлять мусор, бездумно рвать цветы и ломать деревья. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, к злобе и разрушению.

Люди, оглянитесь-ка вокруг! 
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла. (Б. Рябинин)

- Ребята, а что вы бы рассказали об услышанном сегодня на уроке своим родителям, друзьям?

Рефлексия  «Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец –  это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня было интересным…

Указательный – я умею…

Средний – мне было трудно…

Безымянный –теперь я точно знаю…  

Мизинец – я бы хотел узнать подробнее…

6. Домашнее задание (на выбор):

1. Составьте вопросы для одноклассников по теме урока.

2. Напишите мини-сочинение на тему: «Как христианское отношение к природе может помочь решению экологических проблем?».

3. Подобрать стихи о бережном отношении к природе (выучить наизусть по желанию).

4. Прочитать рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Ответить на вопрос: можно ли сказать, что человек, от лица которого идёт рассказ, наделён христианским милосердием? Докажи свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...