Методическая разработка урока Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему: «Храм»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шилова Наталья Петровна

Срок реализации: 1 год.

Возраст:10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_prilozhenie_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

города Кирова Калужской области

Регистрационный номер работы: 1027.2.6.2019

Название конкурсной работы: Методическая разработка урока Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему: «Храм».

(Срок реализации: 1 год.

Возраст детей: 10 лет)

Шилова Наталья Петровна, учитель начальных классов

Город Киров Калужской области

Песоченская епархия

Калужская митрополия

E-mail: NS12Kirov@yandex.ru

8-920-618-26-03

2019 г.

Тема: Храм

Цели: сформировать представления о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. ориентировать на моральные нормы и их выполнение;
  2. уметь выделять и формулировать познавательные цели урока, производить простые логические действия (сравнение, обобщение);
  3. знать устройство и назначение православного храма.

Форма урока: изучение нового материала.

Оборудование к уроку: презентация, карточки со словами, сигнальные карточки, шаблоны строения храма, иллюстрации храма.

Формы обучения: индивидуальная работа, работа в группах.

Ход урока.

1) Организационный этап.

Учитель:

Дверь открыта, окошко

Открыты потому, что к Вам пришли гости,

Поприветствуем гостей

Дорогих наших друзей.

Садитесь!

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня заглянули на наш урок основ религиозных культур и светской этики Зайчата. Учатся зайчата в школе. Учит их Мудрая Сова. Научила их сова читать, писать, считать и отвечать на мудрёные вопросы. А теперь Сова хочет просмотреть, как Зайчата усваивают материал по ОРКСЭ. И решала она отправить ребят на уроке ОРКСЭ в путешествие по лесной стране. Да не простое путешествие: кто встретится на пути нашим Зайчатам, приготовили для них задание.

Говорит Сова: «Вот вам, Зайчата, карта. И на этой карте волшебной будут ваши задания. А закончится наше путешествие тогда, когда появится на карте красный флажок». Итак, готовы. В путь. Вот перед Вами появляется карта. И чтобы появилось первое задание нужно пройти эстафету.

Задание( работа по цепочке по рядам):

Вставить пропущенные буквы и расставить ударения в словах.

Пр..писывает, з..лотое, гр..шил, н..осуждение, з..поведь, сокрове…ый, вел..чайший, поч..тание, сов..сть, отр..чение, р..скаяние, п..каяние, сп..сение, распят…е, символ..ка, хр..стианин.

Учитель: Итак, наша карту, ну- ка покажи как нам двигаться. Путь укажи.

Вот первая остановка. И здесь встречает нас Кот Учёный.

Из какого произведения данный персонал?

Ученик: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

Учитель: Кто напомнит отрывок из этого произведения.(Ответ ученика).

А на ОРКСЭ Кот Учёный принёс нам следующее задание, он хочет проверить, что вы знаете.

Задание (фронтальный опрос):

1. Заверши фразу:

Что значат слова: молитва, христианин, Пасха, воскресение, милосердие, сострадание.

2. Продолжи предложения:

На лжи далеко….

Сколько верёвочке ни виться, …

Воскресение- это день…

Имя Иисус значит…..

Учитель: А теперь, чтобы понять, куда по карте двигаться, ответим на вопрос:

« Назовите золотое правило этики?»

Ученик: Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:Посмотрим на карту, куда идти нам дальше. И нас встречает Хитрая Лисичка. И она нам предлагаем отгадать кроссворд.

а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).

б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует  Бога? (добро).

в) Правила, данные людям от Бога на горе Синай (заповеди).

г) Одно из дел милосердия (милостыня).

 - Какое получилось слово? (храм)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы сегодня узнаем, что люди делают в храме и как устроен православный храм.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Продолжаем наш путь дальше. И встречаем Медведя. Он любит рассказывать интересные истории и передал он нам конверт, где написал одну из своих историй.

Кто поможет прочитать рассказ (читает хорошо читающий ученик):

«Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: 
— Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил он.
— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.»

Учитель: Как вы думаете, кто прав рыбак или пассажир и почему?

Ещё один рассказ есть у вас в учебнике на стр. 70. Давайте познакомимся с ним.

(Читает ученик от слов: « Ребят, которые пришли в православный храм встретили иконы, свечи………..До слов: «Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни».)

Как вы думаете, что люди делают в храме?

Ученик:Люди в храм приходят молиться за здоровье живых и поминать умерших.

5) Первичное проверка понимания.

Учитель: Возвращаемся к нашей карте. И что бы дальше нам пройти нужно выбрать из представленных картинок на презентации одну верную (работа с сигнальными карточками):

1. Где изображен православный храм.

2. Что может находиться в церкви.

3. Где изображена икона.

4. В какой одежде девочкам можно зайти в церковь.

5. В какой одежде мальчикам можно зайти в церковь.

6) Первичное закрепление.

Учитель: Продолжаем работать, и возвращаемся к нашей карте. И чтобы карта показала нам следующий путь нужно ответить на вопросы, можно пользоваться текстом учебника:

1. «Что такое икона?»

(Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.)  

2. «Что такое благословение?»

(Благословение - пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось.)

3. «Что такое иконостас?»

(Целая стена из икон. В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.)

4. « Какие иконы Богоматери вам известны?»

(Владимирская Богоматерь, Смоленская Богоматерь, Казанская Богоматерь, Калужская Богоматерь.)

5. Какое самое главное место в храме?

(Алтарь. Там находится святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится по средине алтаря на нем лежат: крест, Евангелие, шелковый плат с изображением Иисуса Христа в гроб.)

Учитель: Итак, карта, ребята справились с заданием, а теперь покажи, куда нам двигаться дальше. А на следующей остановке Ёжик. И он предлагает нам познакомиться со строением храма. А чтобы узнать, как устроен храм, давайте поработаем по парам и соберём рассыпавшиеся части, поставим их на свои места.

Но вначале послушайте, что нам сообщает Ёжик.

Итак,

« Православный храм разделен на 3 части:

Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

Вторая самая большая часть – место прихожан, собиравшихся на церковную службу. Везде висят иконы, горят свечи, лампадки. Центральная стена – иконостас. За ним алтарь.»

Рассмотрим шаблоны у вас на столе и попробуем определить, что из них будет притворь, основная часть, иконостас, алтарь? Составляем части в одно целое.

(Работа по парам.)

7) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Учитель: Двигаемся дальше и у нас на пути появляется Царевна-Лягушка. И она просит выполнить задание: раскрасить иллюстрацию храма. Поэтому берём листочки у вас на столе с эскизом храма, карандаши, цветные ручки и раскрашиваем храм. Стараемся раскрашивать аккуратно.

(После выполнения задания проводится выставка рисунков учеников.)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: И наконец, ребята, наш долгожданный флажок. Что это значит? (Финиш. Мы все задания для наших Зайчиков выполнили и пришли к завершению.)

Собрались все звери, которые Зайчатам помогали, вместе.

И говорит Сова: «Молодцы, Зайчата, всё правильно сделали, со всеми заданиями справились. И хорошие у вас помощники- ученики 4 класса.»

9) Рефлексия.

Учитель: На карте мы показали, что все задания нами выполнены. Скажите, каким жестом показать, что нам урок понравился и всё закончилось? (Предложение учеников может быть: сердечко, плюсик, класс и т.д.)

Скажите, а чьё задание было самым интересным?