.Урок по ОПК .Тема: отношение христианина к природе
методическая разработка (4 класс) по теме

Серёгина Наталья Ивановна

Познакомить учащихся с христианским отношением к природе, как к творению Божиему и  помочь осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk_otnoshenie_khristianina_k_prirode.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: отношение христианина к природе.

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к природе, как к творению Божиему и  помочь осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир

Задачи урока:

– освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;

– осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.

Ключевые понятия урока: экология, ковчег.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, доклады учащихся.

презентация к уроку.

                                                                Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

Прослушивание клипа «Живет повсюду красота»

Представьте себе, что вы идёте по лугу, лёгкий ветерок колышет траву и ты чувствуёшь приятный аромат полевых цветов, жужжат насекомые, вскрикивает птица

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

  • Что помогает поэту справиться с тревогой?
  • Почему природа так благотворно действует на человека?(природа даёт ощущение свободы, даёт возможность дышать свежим воздухом, красотой своей смиряет тревогу)
  • В чём он видит счастье?(Природа создана Богом, и это убеждает человека в неслучайности его собственной жизни и поэтому даёт ощущение счастья)
  • Как связаны его ощущения и видение Бога?(Бог  с человеком не только в трудные минуты, но и в радости.)
  • Кто отвечает за мир природы?

Составление кластера (работа в группах)

На доске:            П Р И Р О Д А      

  • Проговорите каждый в своей группе: Какие слова у вас ассоциируются со словом природа? Запишите каждый одно слово

Жизнь, чистота, вдохновение, красота, Творец, радость, здоровье, воздух, звуки, любовь, гармония, настроение, цветы, деревья, птицы, звери…….

2. Объявление темы и задач урока  

О чём мы сегодны будем с вами говорить на уроке и что обсуждать на ? ( о природе и о том как складываются отношения человека с окружающей средой)

Правильно (слайд № 1, №2)

       - Вы узнаете, что делает человека выше природы.

      -  Какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

       Учитель:

  • Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
  • Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».

3. Исследовательская работа с текстом учебника

    стр. 84-85 до слов(… сегодня люди уже поняли..)

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

1.Вопросы:

-    О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

-  Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?  

2.Работа в группах

Нарисуйте три круга. Расположите их один над другим. Впишите в них слова:

«Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования. Как вы думаете: мир упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке или беспорядочен? От чего это зависит?

  1. Бог
  2. человек
  3. природа

ВЫВОД РАБОТЫ В ГРУППАХ

Учитель:

-  Чем человек отличается от животных? Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?  Найдите и зачитайте ответ из учебника

4.Работа в печатной тетради

Рабочая тетрадь. Урок 26

Отношение христианина к природе.

Задание 1.

Прочитайте отрывок стихотворения замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

_____________________________________________________________________________

мните (мнить) - думать

Как вы понимаете эти слова? ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Бог сделал нас хозяевами природы. Мы в ответе за нее. Хорошо ли мы с ней обращаемся? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Взаимоотношения человека и окружающей среды.

Давайте с вами вспомним, что изучает раздел науки ЭКОЛОГИЯ?

                  (взаимоотношения человека и окружающей среды)

-      Есть ли у вас любимые места отдыха на природе? Расскажите о них.

-      Почему именно эти места вы выбираете для отдыха?

6.Физ-ка

-  Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе?

(ПОКАЗ СЛАЙДА УЧИТЕЛЕМ № 3)

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

7.Рассказ об экологической программе « Мудрая природа»

Вот уже 2 года мы претворяем в жизнь экологическую программу « Мудрая природа». Стремлением инициативно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды то есть экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием не только детей, но и взрослых. Мои воспитанники вместе со своими родителями , которые помогали им собирать подписи и пластиковый мусор, участвовали во всероссийской акции «Собери пластиковый мусор! Сохрани жизнь в океане!». Ребята собрали 400 подписей и отправили в международный фонд защиты животных, представительство которого находится в Москве.

В 2012 году Мячина О участвовала во всероссийской Акции « Зелёный weekend»   и заняла 1 место на региональном уровне за листовку по водосбережению.

5.Презентация-доклад «Берегите природу!

-  Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?

Группа ребят  приготовила нам небольшую презентацию-ответ

( Позднякова Диана)

Просмотр презентации-доклада «Берегите природу!»

5. Работа с материалом ВРЕЗКИ о Ноевом ковчеге.

Прочитайте материал ВРЕЗКИ (стр.85 учебника) о Ноевом ковчеге.

( слайд № 4  , №  5 .)

-  О чём предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

6. Работа в группах «Летающий плакат»

-  Что может сделать ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе (улучшения экологической среды)?

Каждая группа пишет на плакате советы. Командиры групп подводят итог (вывешивая плакаты на доску)

Готовясь к теме нашего урока, я попросила группу ребят нашего класса провести экологическое исследование в заинтересованности людей

лицея № 5 в экологической проблеме.

Какие выводы вы можете сделать?

7. Презентация «Экологические исследования»

Работа в печатной тетради

4.Подведение итогов

ПОГОВОРИМ  о христианском милосердии

 Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными. Залогом чего для всех нас может стать такая дружба? Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными. Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека).

Поговорим о святых старцах.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.

Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными.

( слайд № 6  ) Например , святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя кусочком хлеба, который у него оставался. Доклад (Скубята Света)

( слайд №  7) Святой Герасим Иорданский приручил взрослого льва. Доклад (Иванова Олеся)

( слайд № 8 ) Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот. Доклад. (Лямасова Катя)

Отец Нектарий рассказывал легенду о том, как кот будто бы спас Ноев ковчег. Враг рода человеческого, решил что теперь, когда плывёт этот ковчег с горсткой людей и животными легко положить конец существованию человеческого рода. И вот он вселился в мышь и побежал в трюм, чтобы прогрызть дыру в днище ковчега. А на его беду там оказался кот………….

Учитель:

Пусть это легенда, но коту в ней отведено почётное место. Вот так братья наши меньшие помогают в нашей жизни.

-  Что же являет нам пример святых?

( ГАРМОНИЮ МОЖНО ВОССТАНОВИТЬ, МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА!)

Что делает человека выше природы?

Какую ответственность несёт человек за сохранение природы?

( Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир, за сохранение природы. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.)

Чтение на с.85 христианское милосердие представление слайдов из презентации о животных класса

5. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы, и какие у тебя обязанности перед ними?

Создали и роспространили листовки с призывами о защите домашних животных

5.Рефлексия

1.Составление синквейна на тему : «Природа»

Синквейн на тему "Природа"
1. Жизнь
2. Плодородная, кормящая
3. Рождаться, жить, существовать
4. Природа - это бесконечный источник вдохновения
5. Мать-земля

2. Дети встают в круг, держась за руки.

-  Какое чувство осталось после нашего урока, выразите, одним словом.

6. Д/З   Готовимся к следующей встрече

С.84-85

Напишите мини-сочинение на тему:

«Святые в отношении к животным»

 или

 «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

      Расскажите о том, как возникает, складывается семья. Что важнее всего в семье сохранить?

       Узнайте значения слов помолвка, обручение, венчание.

Рабочая тетрадь. Урок 26

Отношение христианина к природе.

Задание 1.

Прочитайте отрывок стихотворения замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

_____________________________________________________________________________

мните (мнить) - думать

Как вы понимаете эти слова? ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Бог сделал нас хозяевами природы. Мы в ответе за нее. Хорошо ли мы с ней обращаемся? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что мы должны делать, чтобы сохранить природу? _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Есть такое твердое правило, - сказал мне однажды Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Экологический светофор.

Красный свет – природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый – как красиво!

Скажет лес тебе: «Спасибо!»

  1. Продолжи правила поведения в природе:
  • Не шуметь
  • Не ломать ветки деревьев
  • Не мусорить
  • Не срывать цветы
  • Ходить по тропинкам

                _________________________________

                _________________________________

                _________________________________

1.   Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...

3.   Не произноси имени Господа Бога твоего, напрасно...

4.   Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя - да будет посвящен Господу, Богу твоему.

5.   Почитай отца твоего и мать твою,  чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе...

6.   Не убивай...

7.    Не прелюбодействуй...

8.    Не кради...

9.    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего...

10.  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его..., ничего, что у ближнего твоего.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс

Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....

План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".

Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается  взаимосвязь ...

Урок ОРКСЭ , тема:«Отношение христианина к природе».

Урок проводится в 4 классе по модулю «Основы православной культуры» в соответствии с рабочей программой «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной на основе п...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

Технологическая карта по ОКРСЭ 4 класс по теме: "Отношение христианина к природе"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе; Познакомить у...