Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.
Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:
- представлены планируемые результаты: предметные, метапредметные, регулятивные, познавательные и личностные, а также ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.
- прописаны сформированные УУД на каждом этапе урока.
Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока по ОРКСЭ | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект экзаменационного урока по курсу ОРКСЭ
«Отношение христианина к природе»
- ФИО – Горных Наталья Александровна
- Место работы – МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
- Должность – заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания
- Предмет – ОРКСЭ
- Класс – 4
- Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
- Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
- Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.
- Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- выставка рисунков «Природа вокруг нас»
- доска;
- учебник, тетрадь.
Структура и ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД | время |
1 | Мотивация | Проверяет готовность класса к уроку | Организуют рабочее место | Регулятивные УУД | 1 мин | |
2 | Актуализация | Обращает внимание на рисунки учащихся (опережающее задание) по теме «Природа вокруг нас» Вопрос: Какое настроение вы испытываете от восприятия картин? Обращение к учебному материалу с. 84, абзац 2, 3. Беседа с учащимися: Как вы понимаете слова ученого М.Ломоносова « в книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»? Почему изучать законы природы – это христианское служение? | Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков. Читают материал учебника. Отвечают на вопросы учителя. | Анализ иллюстративного материала Осмысливание текстового материала | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли | 2 мин |
3 | Выявление места и причины (постановка проблемы) | Задает вопрос: Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? После ответов на доске рядом с рисунками детей помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д. Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет. Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить? Подводит к точной теме урока: Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе. На доске слайд презентации с темой урока. Предлагает записать тему урока в тетрадь. | Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После появления иллюстраций испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе. Записывают тему урока в тетрадь. | Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д), оформление записей в тетрадь. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе. Вопрос: Чем будем заниматься на уроке? | Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.) | Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.) | Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. | |
5 | Реализация проекта | 1.Мини-лекция учителя с использованием презентации и учебного материала. Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека – есть разум, совесть, свобода и ответственность, а у природы – нет. Перед Творцом природы человек в ответе. Современная наука ищет способы защитить ее от нас. 2.Введение понятия «Экология» Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело 3.Организция работы в группах по раздаточному материалу (рассказ В.А. Сухомлинского «Отломленная ветка») и врезке учебника («Библейская история о всемирном потопе»). 4. Руководит анализом текстов по заранее предложенному плану. 5.Направляет на выделение нового понятия «ковчег». Обращает внимание на картину И. Айвазовского «Всемирный потоп» 6.Предлагает сравнить два сюжета, подводит к выводу о значимости защиты природы. | 1.Осмысливают услышанное и увиденное. 2. Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь. 3.Читают тексты, анализируют по предложенному плану, делают выводы. 4.Учавствуют в общем анализе.
5.Осмысливают понятие «Ковчег», анализируют эмоциональное впечатление от картины, записывают определение в тетрадь. 6.Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух текстов. Выводы записывают на доску. | Формирование терминологических знаний. Оформление записи понятия в тетрадь. Установление причинно-следственных знаний, анализ текста. Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией. Оформление записи понятия в тетрадь.
Анализы и синтез текстов, нахождение общей мысли. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. | |
6 | Физминутка | Предлагает тематическую физминутку. ДУБ Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны) А над нами дуб высокий. (Руки вверх) Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой) Головами зашумели (Хлопки) Грянул гром, сосна упала, (Присели) Только ветками качала. (Встали, покачали головой) | Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям одного из одноклассников. | |||
7 | Первичное закрепление | Предлагает вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске): Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано – всемирным потопом. Корабль, на котором спасся Ной с семьей назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличии от природы и животного мира у человека есть совесть, ответственность … В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его. | Определяют пропущенные слова, записывают их на доске, комментируют свой выбор. | Построение логической цепи рассуждений | Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. | |
8 | Самостоятельная работа со взаимооценкой | Предлагает учащимся в парах работать по карточкам (карточки дифференцированы, текст представлен ниже). Регулирует защиту ответов, оценку других групп. | Самостоятельно работают в парах по карточкам. Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся. | Работа с понятиями, пословицами. Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений. | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. | |
9 | Включение в систему знаний | Руководит составлением кластера «Человек - природе» (используется слайд презентации). Помогает сделать вывод о милосердии. | Составляют кластер, делают вывод о милосердии к природе. | Работа с усвоенными терминами и понятиями | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. | |
10 | Рефлексия | Задает вопросы: Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось? | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Повторное проговаривание терминов и понятий. | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | |
11 | Информация на дом | Предлагает вместе с родителями ответить на вопросы: Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? В чем проявляется милосердие к животным? Также предложено опережающее задание: выяснить значение слов: венчание, обручальное кольцо. | Записывают задание в дневник. |
Карточки для работы в парах:
1 уровень:
Продолжи правила поведения в природе:
- Не шуметь
- Не ломать ветки
- Не мусорить
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
2 уровень
Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).
Не беречь поросли, не видать и дерева
Был бы лес, тому не лежать в тени.
Не все стриги, что растет.
Кто не сажал дерева, соловьи прилетят.
Не все стриги, что растет.
3 уровень
Христианское отношение к природе
- Разгадай кроссворд
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | 2 | 6 | ||||||||||||||||
4 | 1 | 5 | 3 | |||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.
По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры
Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...
Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
Тема урока: «Есть только одна книга». Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии. Задачи урока:·...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"
Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...