Рабочая программа по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру по теме

Игнатова Любовь Александровна

Пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематический и календарно-тематический план по окружающему миру 2 класс "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

  1. идея экологической целостности мира;
  2. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных.Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Универсальные учебные действия:  

Личностные УУД:

- осознанность учения;

- учебная мотивация;

- самооценка;

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие доброжелательности к людям.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осознанное построение речевого высказывания;

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность;

-слушать и понимать речь других;

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

 - учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

- контроль ;

-коррекция ;

- оценка.

 

Содержание рабочей программы.

Вселенная, время и календарь.

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень.

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному кален_

дарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость

бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью —

сигнал к началу перелета. 1 октября — день  погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими

птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды

кормушек. День птиц зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние

осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края;

подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима .

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни  погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.  Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок,

куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как  пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зве_

рей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы;

труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов

своего края.

Весна и лето.

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость

бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к

животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в

народному  искусству.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни_погодоуказатели. Особая пора летнего

солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей

местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.  Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (примечание: экскурсии можно

проводить и в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально поэтического творчества

Учебно-тематический план по  окружающему миру.

Тема.

Кол-во по учебной программе

Кол-во по типовой программе

Лабораторные и контрольные работы.

 1 четверть (16 часов).

1

Вселенная, время, календарь.

15

15

Практическая работа «Компас»

Практическая работа «Часы»

Практическая работа «Термометр»

Творческая работа «Мой календарь».

2

Осень

1

1

2 четверть (16 часов).

3

Осень.

16

16

3 четверть (18 часов)

4

Осень.

2

2

Творческая работа «Подарок маме»

Практическая работа «Моё дерево».

5

Зима .

15

15

Творческая работа «Пословицы»

Практическая работа «Лекарственные растения»

Творческая работа «Семейная игра».

6

Весна и лето.

1

1

4 четверть (18 часов)

7

Весна и лето.

18

18

Творческая работа «Весенний праздник»

Практическая работа «Невидимые нити».

Практическая работа «Семейная игра»

Итого:68 часов.

Основные требования

к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Учащиеся будут  знать:

  1. характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и

кустарников, насекомых, птиц, зверей;

  1. названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других

животных;

  1. некоторые экологические связи в природе;
  2. особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
  3. изученные правила поведения в природе;
  4. особенности охраны здоровья в разное время года;
  5. народные названия месяцев;
  6.  народные приметы и присловья о временах года;
  7. дни_погодоуказатели, характерные для климата своего края;
  8. главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся будут  уметь:

  1. проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
  2. различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
  3. объяснять на примерах некоторые экологические связи;
  4. выполнять изученные правила поведения в природе;
  5. выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
  6. разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
  7. загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
  8. рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Список литературы

Литература для учащихся:

 Основная:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 2 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010

 Дополнительная:

  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008
  2. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009
  3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007

Календарно-тематический план по  окружающему миру.


 

Тема урока.

Кол-во

часов

Виды и формы  контроля.

Дата проведения.

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

Вселенная, время, календарь (15 часов).

1 четверть (16 часов)

1.

Мы – союз народов России

1

 Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Работать с картой.

4.09

2

Мы – жители Вселенной

1

 Определять по схеме число планет и их расположение в солнечной системе. Перечислять планеты в порядке увеличения их размеров.

7.09

3

Наш «космический корабль» - Земля.

1

 Устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.

11.09

4

Экскурсия «Что нас окружает?»

1

 Определения направления объектов.

14.09

5

Время

1

 Расположение единиц измерения времени в порядке их увеличения.

18.09

6

Сутки и неделя.

1

 Называть дни недели по порядку.

21.09

7

Месяц и год.

1

 Прослеживать по схеме изменение облика Луны и объяснять это.

25.09

8

Время года.

1

Называть месяцы каждого сезона. Приводить примеры сезонных явлений природы.

28.09

9

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

Называть  предметы живой и неживой природы.

2.10

10

Погода.

1

Рассказ по иллюстрациям о явлениях погоды.

5.10

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1

Сравнение календарей разных видов.

9.10

12

Красные дни календаря

1

Характеризовать содержание государственных праздников.

12.10

13

Народный календарь

1

Рассказывать о народных приметах на погоду.

16.10

14

Экологический календарь

1

Составление таблицы экологических дней.

19.10

15

Контрольное тестирование

1

Контроль за усвоением полученных знаний.

23.10

Осень (19 часов).

16

Осенние месяцы

1

 Характеристика осенних месяцев.

26.10

2 четверть (16 часов).

17

Осень в неживой природе

1

Установление причинно-следственных связей между положением Солнца и осенними изменениями в природе.

6.11

18

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

Составление таблицы.

9.11

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Выявление атрибутов осенних праздников.

13.11

20

Звёздное небо осенью

1

Сравнение древних и современных представлений о созвездиях.

16.11

21

Трава у нашего дома

1

Описании травянистых растений нашей местности.

20.11

22

Старинная женская работа

1

Реконструировать последовательность операций при работе со льном.

23.11

23

Деревья и кустарники осенью

1

Сравнение окраски листьев у деревьев и кустарников.

27.11

24

Чудесные цветники осенью

1

Узнавание изученных растений на фотографиях и в природе.

30.11

25

Проверочная работа

1

Тестирование по пройденному материалу.

4.12

26

Грибы

1

Распознавание съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа.

7.12

27

Шестиногие и восьминогие

1

Формулирование правил экологической этики.

11.12

28

Птичьи секреты

1

Классификация перелётных и зимующих птиц.

14.12

29

Как разные животные готовятся к зиме

1

Установление связи между сезонными изменениями в природе и жизнью  животных.

18.12

30

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Приводить примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу.

21.12

31

Осенний труд

1

Сравнивание осенних работ в городах и сёлах.

25.12

32

Будь здоров!

1

Объяснять правила здорового образа жизни.

28.12

3 четверть (19 часов).

33

Охрана природы осенью

1

Рассказывать о правилах охраны природы.

34

Контрольное тестирование

1

Тестирование по пройденному материалу.

Зима (15 часов).

35

Зимние месяцы

1

Характеристика погодных явлений зимних месяцев.

36

Зима-время наук и сказок

1

Сравнение сказок разных народов.

37

Зима в неживой природе

1

Установление причинно-следственных связей между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

38

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

1

Наблюдение в природе. Фиксирование этих явлений в дневнике наблюдений.

39

Звездное небо зимой

1

Сравнение схем расположения Большой Медведицы осенью и зимой.

40

Зима в мире растений

1

 Распознавание деревьев и кустарников по их плодам.

41

Зимние праздники

1

Работа со схемой годового круга Солнца.

42

Растения в домашней аптечке

1

Знание целебных свойств растений и их частей.

43

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Устанавливать связь между строением клюва птицы и её питанием.

44

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Рассказывать по схемам о невидимых связях в зимнем лесу.

45

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Характеризовать зимние праздники и традиции народов.

46

Зимний труд

1

Характеризовать зимний труд в городах и сёлах.

47

Будь здоров!

1

Знать правила здорового образа жизни зимой.

48

Охрана природы зимой

1

Рассказывать  о правилах охраны природы зимой.

49

Проверочная работа по теме «Зима»

1

Тестирование.

Весна и лето (18 часов)

50

Весенние месяцы

1

Характеризовать погодные явления весенних месяцев.

51

Весна в неживой природе

1

4 четверть (17 часов).

52

Экскурсия « Весенние изменения в природе»

1

Наблюдение в природе. Фиксирование этих явлений в дневнике наблюдений.

53

Весна- утро года

1

Установление причинно-следственных связей между положением Солнца и  весенними изменениями в природе.

54

Звездное небо весной

1

Сравнивать схемы расположения Большой и Малой Медведиц.

55

Весеннее пробуждение растений

1

Характеристика признаков весеннего пробуждения природы.

56

Чудесные цветники весной

1

Узнавание изученных растений на фотографиях и в природе.

57

Весна в мире насекомых

1

Узнавание изученных  насекомых  на фотографиях и в природе.

58

Весна в мире птиц и зверей

1

Узнавание изученных   птиц  на фотографиях и в природе.

59

Контрольное тестирование

1

Контроль знаний.

60

Невидимые нити в весеннем лесу

1

Рассказ по схемам о связях в лесу.

61

Весенний труд

1

Рассказывать  о правилах охраны природы весной.

62

Старинные весенние праздники

1

Работа со схемой годового круга Солнца.

63

Будь здоров!

1

Знать правила здорового образа жизни  весной.

64

Охрана природы весной

1

Рассказывать  о правилах охраны природы весной.

65

Лето красное

1

Характеризовать погодные условия лета.

66

Летние праздники и труд

1

Рассказывать  о правилах охраны природы летом.

67

Проверочная работа

1

Контрольное тестирование.

68

Повторение изученного за год

1

Контролирование полученных знаний, умений и навыков.

Итого: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...