Главные вкладки

    методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Лицей № 15

    Заводского района г. Саратова

    Конспект урока по окружающему миру

    в 4 классе

    «Путешествие по географической карте России»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    высшей категории

    Еронченко Людмила Владимировна

    Саратов 2010

    Цели:

    Образовательные:

    обобщить знания учащихся по теме «Россия на географической карте», расширить знания о крупнейших равнинах, горных системах, реках и озерах, морях, омывающих территорию России;

    закрепить умение учащихся работать с контурной и географической картах;

    Развивающие:

     развивать продолжить развитие географического мышления, устной речи; умение формировать и задавать вопросы по материалу; активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой деятельности;

    Воспитательные:

    воспитывать патриотические чувства, коммуникативные качества: умение работать в группах, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

    Оборудование:

    1. мультимедийное оборудование;
    2. учебник Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс;
    3. тетрадь
    4. физическая карта России
    5. фотографии географических объектов
    6. линейка, цветные карандаши
    7. контурные карты

    Тип урока:

    1. по дидактической цели – обобщения и систематизации знаний;
    2. по содержанию элементов деятельности – урок-путешествие.

    Ход урока.

    I Организационный момент.

    -Дорогие ребята поприветствуем гостей, которые вместе с нами отправятся в очень интересное путешествие.

    Готовы вы к уроку?

    На вас надеюсь я, друзья.

    Мы хороший дружный класс.

    Все получится у нас!

    -Отгадайте загадку:

    Море есть-плавать нельзя

    Дороги есть- ехать нельзя

    Земля есть- пахать нельзя.

    Что это? (карта)

    -Открываем заседание клуба путешественников. Отправимся в путешествие по карте России.

    II Актуализация знаний.

    - Вы хотите попасть в команду путешественников? Тогда нужно вспомнить условные знаки географической карты.

    Блиц-опрос об условных знаках географической карты. Учащиеся  пользуются сигнальными карточками, если верно данное высказывание -зеленую, если неверно-красную.

    1. Параллели проходят по направлению запад-восток. ( верно)
    2. Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом. (неверно)
    3. Зеленым цветом отмечены низменности. ( верно)
    4. Меридианы проходят по направлению запад-восток. (неверно)
    5. Желтым цветом отмечены горы. (неверно)
    6. Коричневым цветом отмечены возвышенности. (неверно)
    7. Темно-коричневой краской отмечены низменности, которые располагаются ниже уровня моря.( верно)
    8. Города обозначены кружком. ( верно)

    III Сообщение темы и целей урока.

    - Умницы и умники. Все вспомнили. Поэтому все принимаетесь в члены клуба путешественников по географической карте России.

    IV Работа по теме.

    Работа по группам

    - Разрешите задать  первый научный вопрос – что может рассказать физическая карта о природе России?

    1.Определите протяженность России, масштаб в 1 см 280 км, подсказка надо брать самые крайние точки на севере и юге, на западе и востоке.

    2.Назовите страны, которые граничат с Россией. Задание в тетради с.31, №2

    1. Рассмотрите рельеф территории России. Назовите самые крупные равнины.

    -Предлагаю совершить речное путешествие.

    Звучат стихи.

    Терк воет, дик и злобен,                               В небе тают облака

    Меж утесистых громад                                  И, лучистая на зное,

    Буре плач его подобен,                                  В искрах катится река,

    Слезы брызгами летят                                    Словно зеркало стальное

    М.Ю. Лермонтов                                                                            Ф. И. Тютчев

     

    -О каких реках говорится в стихотворениях?  (Подсказка: по месту протекания.)

    Далее учащиеся выполняют задание в тетради: №7.

    1. покажите эти реки на карте России;
    2. где находится исток и устье реки Волги?
    3. покажите крупнейшие притоки реки Волга.

    Для показа по карте учащиеся выбирают ответственного от каждой группы.

    V Физминутка.

    -Мы столько смогли узнать в путешествии. И все пешком обошли. Устали. Пора сделать привал.

    Реснички опускаются, глазки закрываются.

    Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

    Дышится легко , ровно, глубоко.

    Наши руки отдыхают,

    Шея не напряжена и расслаблена

    Губы чуть приоткрываются

    Вс чудесно расслабляется…

    Дышится  легко, ровно, глубоко.

    Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать

    Потянулись, мы проснулись, улыбнулись

    Встали и на месте побежали

    Помахали мы руками

    Наклонились влево, вправо

    И присели очень браво

    Мы бодры и веселы

    И идти готовы мы.

    VI Продолжение работы по теме.

    Звучит мелодия песни Высоцкого  «Горы»

    - А теперь совершим горное восхождение. Составьте таблицу высоких гор России.

    Учащиеся заполняют карточку (на время)

    Название гор

    Название вершины

    Высота

    Самопроверка

    -Нас ждет морское путешествие. Определите по карте  России:

    1. Какие моря Атлантического океана омывают берега России?
    2. Какие моря Тихого океана омывают берега России?
    3. В каких морях вы побываете, если отправитесь на корабле из порта Мурманск в порт Петропавловск-Камчатский?

    -Предлагаю составить отчет о путешествии , заполнив контурную карту России.

    Задания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте:

    I группа -  подписывает названия морей;

    II группа -  подписывает названия рек;

    III группа -  подписывает названия озер.

    VII Рефлексия

    - Предлагаю составить «Памятку настоящего путешественника». Подумайте, что должен уметь настоящий путешественник.

    Каждая группа предлагает свой качества путешественника и оформляют их на листе.

    Учитель поводит итог, что должен уметь настоящий путешественник:

    Читать и составлять карту;

    Прокладывать маршрут;

    Определять границы России;

    Слышать и чувствовать природу.

    - Я предлагаю вам в течение 5 минут оценить себя на уроке, какой вклад внес каждый из вас, работая над заданием.

    VIII Итог урока.

    -Что вы увидели, путешествуя по карте России?

    - Предлагаю вам придумать творческие задания по пройденной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

    Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

    Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

    Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

    Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

    Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

    Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...