Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Архипова Ирина Николаевна

Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_4_klass.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

(этап

проектной или

исследовательской

деятельности)

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты по разделу

Возможные виды деятельности

учащихся



Освоение предметных знаний



Универсальные учебные действия

1 четверть   (18 часов) Человек – живое существо (организм)

1.

Введение. Человек – часть природы.

 Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

1

06.09.

Мультимедийный урок.

 2.

Организм человека. Системы органов: нервная система. Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме

1

08.09.

Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных). Раскрывать значение нервной системы.

Уметь:

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки самостоятельно составлять план действий, соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки.

Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм. Групповая работа.

3

Системы органов: опорно-двигательная система. Скелет и  мышцы, ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура

1

13.09.

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение  опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Знать права гражданина в России.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

В повседневной жизни применять правила нравственного поведения.

Знать как устроен орган зрения, о гигиене зрения.

 


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь самостоятельно применять знания, устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы.

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Правила сохранения и укрепления здоровья

Мультимедийный урок.

4

Системы органов: пищеварительная система. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание, как условие здоровья

1

15.09.

Работа в парах. Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

5.

Дыхательная система. Ее органы. Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания

1

20.09.

Групповая работа.

6.

Кровеносная система.  Ее органы. Кровь,  её значение

1

22.09.

Фронтальная работа.

7.

Органы выделения. Их роль в  организме. Главный орган выделения – почки. Гигиена систем органов.

1

27.09.

  8.

Кожа, её строение и значение. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.  Практическая работа: «Первая помощь при повреждении кожи». Составление памятки «Охрана кожи»

1

29.09.

Индивидуальная работа.

  9.

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

1

04.10.

Работа в парах.

 10.

Слух. Гигиена слуха.

Обоняние

1

06.10.

Знать правила гигиены органов слуха, о роли органов обоняния и осязания в жизни человека.

Работа в парах. Мультимедийный урок.

 11.

Вкус, осязание. Их роль в жизни человека. Составление памятки: «Охрана органов обоняния и вкуса»

1

11.10.

Групповая работа.

 12.

Урок повторения и обобщения. Проверочная работа по теме: «Организм человека».

1

13.10.

Выполнение заданий по пройденному материалу.

Знать материал раздела. Уметь самостоятельно работать.

Индивидуальная работа. Тестирование.

 13.

 Эмоции.  Чувства. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств

1

18.10.

Знать о значении эмоций в общении людей.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Правила сохранения и укрепления здоровья

Работа по группам. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.

 14.

Внимание, его роль в жизни человека. Память, речь, мышление. Условия их развития.

1

20.10.

Знать о психологических особенностях человека,  индивидуальных чертах.

Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти.


Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Правила сохранения и укрепления здоровья

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Фронтальная работа.

 15.

Здоровье человека. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия. Как закаливать свой организм. Усталость.

1

25.10.

Знать, что такое  здоровье, компоненты его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека. Уметь выполнять правила здорового образа жизни.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Групповая работа.

 16.

Режим дня школьника. Здоровый сон. Практическая работа. «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

1

27.10.

Знать  правила сохранения и укрепления здоровья, правила здорового образа жизни. Соблюдать режим дня.

Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Индивидуальная работа.

17.

Проверочная работа по теме: «Как устроен и работает организм человека»

1

01.11.

 18 .

Правильное  питание. Практическая работа «Составление меню школьника»

1

Знать изученный материал.

Уметь самостоятельно работать.

Тестирование. Индивидуальная работа.

2 четверть (14 ч.)

1.

Вредные привычки (курение, спиртное). Здоровый образ жизни.

1

2.

Когда дом становится опасным. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Огонь – друг и враг. Острые предметы -  это опасно! Работа с компьютером.

1

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков

Их вред для организма и предупреждение

Фронтальная работа.

3.

 Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.  Опасности улиц и дорог.

1

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах).

Знать, как уберечь себя от опасности

Знать и соблюдать правила дорожного движения

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Работа в парах. Мультимедийный урок.

4.

Если случилась беда. Первая помощь при несчастных случаях. Перелом.  Практическая работа: «Первая помощь при лёгких травмах».

1

5.

Опасные животные. Телефоны экстренной помощи

1

Знать опасных животных, правила обращения с ними.

Фронтальная работа.

6.

Ядовитые растения и грибы. Правила сбора грибов и ягод.

1

Знать съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения.

Уметь отличить ядовитые грибы.

Работа в группах.

7.

Детские  болезни  (грипп, аллергия и др.)

1

Знать признаки заболеваний, о том, что лекарства нельзя применять без разрешения взрослых.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальная работа.

8.

 Помощь при головных болях, болях в животе,  носовых кровотечениях. Домашняя  аптечка. Практическая работа: «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов) 

1

Индивидуальная работа.

9.

Проверочная работа: « Ты и твоё здоровье»

1

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания.

Тестирование.

Человек – часть природы

10.

Отличие  человека  от животного. Предшественники человека. Первые коллективы людей. Человек – создатель и носитель культуры.

1

Знать чем человек отличается от животных.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Фронтальная работа.

11.

От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь. Правила  взаимоотношений со  взрослыми.

1

Знать права граждан России

Уметь составлять связный рассказ на темы, применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым). Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Работа в парах.

Человек среди людей.

12.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умение общаться.  Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми


1

Знать правила нравственного поведения

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Групповая работа.

13.

Умеешь ли ты общаться. Взаимоотношения человека с другими людьми.  Культура общения.  Уважение к чужому мнению.

1

Знать правила общения

Фронтальная работа.

14.

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Знать материал 1 полугодия.

Уметь применять полученные знания.

Тестирование.


3 четверть.(20ч.)

Человек и общество, в котором он живет

(37 часов)

1.

Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1



Знать, что такое природные зоны. Знать особенности каждой зоны.

Уметь характеризовать природные зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.

Уметь работать по плану, самостоятельно составлять план действий, составлять связный рассказ.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Фронтальная работа

2.

Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Групповая работа.

3.

Тайга  (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Групповая работа.

4.

Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Групповая работа.


5.

Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Работ в парах.

6.

Пустыня. Влажные субтропики. (растительный и животный мир, труд и быт людей)

1

Работа в парах.

7.

Проверочная работа по теме: «Природные зоны России»

1

Индивидуальная работа. Тестирование.

Почвы

8.

Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Практическая работа «Свойства почвы».

1

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Уметь проводить наблюдения за явлениями природы

Знать, как охраняются природные богатства

самостоятельно составлять план действий

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Описывать объекты наблюдения

Фронтальная работа.



Рельеф России

9.

Рельеф России. Равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская. Урал - каменный пояс. (Особенности, положение на карте). Экскурсия: «Формы земной поверхности».

1

Уметь работать с картой. Показывать на карте, глобусе равнины.

Удовлетворять познавательные интересы, находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете.

Уметь работать с картой

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Работа в парах.

Как развивались и строились города

10.

Как возникали и строились города. Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города

1

Знать, как возникали и строились города, как появились улицы.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Фронтальная  работа.

11

Почему улицы называются по-разному.  Улицы. История и происхождение названий

1

Групповая работа.

12.

Экскурсия по родному городу. Почему улицы называются по-разному.

1

Мультимедийный урок.

Россия и её соседи

13.

 Россия  и  её соседи. Япония,  Китай  (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа)

1

Уметь  показывать на карте, глобусе границы России, некоторые города России (столицу, родной город).

Знать.

Границы соседних стран.

Уметь находить и показывать на карте Россию, Японию, Китай, Финляндию, Данию.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране

Индивидуальная работа.

14.

 Россия  и  её соседи. Финляндия,  Королевство Дания(особенности географического положения, природы, труда и культуры народа)

 Какие расы живут на Земле

1

Индивидуальная работа.

Человек и культура

15.

Что такое культура? Человек и культура.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Уметь работать с дополнительной литературой

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Фронтальная работа.

16.

Просвещение в Древней Руси. Как возникла письменность

1

Работа в парах.


17.

Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые  школы  на Руси

 Первые   печатные книги.  Иван Федоров. «Поучение» Владимира Мономаха

1

Уметь составлять связный рассказ на тему.

Узнавать по тексту к какому времени относится это событие.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Групповая работа.

18.

Просвещение в России при Петре 1.

1

Узнавать по тексту к какому времени относится это событие.

Уметь составлять связный рассказ на тему.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Работа в парах.

19.

Просвещение во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование  в 19 веке. Возникновение и развитие библиотечного дела. Практическая работа: « Поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер)».

1

Знать М.В.Ломоносова и его заслуги.

Знать особенности русского искусства до 18 века.

Уметь работать с дополнительной литературой. Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

 Групповая работа. Мультимедийный урок.

20.

Проверочная работа за 3 четверть.

1

Знать материал 3 четверти.

Уметь применять полученные знания.

Индивидуальная работа. Тестирование.

4 четверть (16 часов)

Искусство России в разные времена

1.

Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев

1

Знать особенности русского искусства 18 века.

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Фронтальная работа.

2.

Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр

1

Мультимедийный урок.

3.

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова

1

Работа в парах.

4.

Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров

1

Фронтальная работа.

Искусство России 19 века

5.

 «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин (страницы жизни  и творчества)

1

Знать поэтов и писателей , художников, музыкантов и композиторов 19 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Фронтальная работа.

6.

Творчество поэтов, писателей 19 века:  В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов,  В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов

1

Групповая работа.

7.

Композиторы  и художники 19 века. Михаил Иванович Глинка, П.И. Чайковский. В. А. Тропинин. И. И.И.  Левитан. И. Е. Репин.

1

Фронтальная работа.

Искусство России 20 века

8.

Архитектура и изобразительное искусство ХХ века.

1

Знать художников, композиторов, писателей 20 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;
– составлять связный рассказ на темы

раздела;

– работать с географической и исторической картами;

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради

Мультимедийный урок.

9.

 Поэзия и музыка  20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. А.Т. Твардовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др., С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).Современный театр.

1

Фронтальнаяя и групповая работа.

Человек – защитник своего отечества

10.

Человек – воин. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

Боги войны. Практическая работа «Работа с  исторической контурной картой»

1

Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость.

 Знать   о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные периоды.

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальная и индивидуальная работа.

11.

Монгольское иго и борьба русских людей за независимость  Родины.  Куликовская битва. Дмитрий Донской. Практическая работа «Работа с  исторической контурной картой»

1

Мультимедийный урок.

12.

Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года.

Василиса Кожина. Ордена и награды. Военные костюмы.

1


Знать литературные произведения, посвящённые борьбе русского народа с иноземными захватчиками.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Групповая работа.

13.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Танковое сражение на Курской Дуге. Помощь тыла фронту. Экскурсия в  краеведческий музей

1

Работа в парах и фронтальная работа.

14.

Итоговая контрольная работа за 4 класс.

1

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания.

Тестирование. Индивидуальная работа.

15.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый президент России. Государственная дума современной России.

1

Знать и выполнять права и обязанности граждан.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Фронтальная работа.

16.

Россия – наша Родина.  Права и обязанности  граждан России. Обобщение и повторение изученного.


1

Знать права и обязанности граждан России.

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

16.

Россия – наша Родина.  Права и обязанности  граждан России. Обобщение и повторение изученного.

1

Знать  государственную символику России. . Герб, флаг, гимн.

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической картой

Фронтальная работа.

Окружающий мир . 4 класс

68 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  1. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  1. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  1. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Принципы, положенные в основу построения курса:

1.        Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2.        Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обуения;

3.        Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4.        Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5.        Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.        Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.

Средства обучения:

1.Учебник

  Окружающий мир. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова, М.: «Вентана – Граф», 2011

2.Рабочие тетради      

   Окружающий мир.  4 класс №1, №2 Автор Н.Ф.Виноградова, М.: «Вентана – Граф», 2011

Содержание программы:

  1. Введение. (1ч.)
  1. Человек – живое существо (организм) (30ч.)
  1. Человек и общество, в котором он живёт (37ч.)
  1. Практические работы и экскурсии.

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны ( с учётом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

-признаки живого организма; признаки. характерные для человека (в отличие от животных);

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права гражданина и ребёнка в России;

-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый т последний императоры);

-народы, населяющие Россию;

различать(соотносить):

-год и век, арабские и римские цифры;

-искусственные тела(изделия) и тела природы;

-полезные и вредные привычки;

-эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость) и др.);

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности(уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ёпричины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-узнавать по тексту . к какому времени относится это событие

(в соответствии с программой);

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения

( в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...