Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Джанджиева Евгения Васильевна

 

Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по УМК «Школа России». На уроке формируется представление о Великой Отечественной войне и ее героях. Учащиеся знакомятся с крупнейшими военными сражениями того времени. Урок  раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учителя начальных классов

 МКОУ «Проточненская ООШ»

Джанджиевой Евгении Васильевны

Великая Отечественная война

Цели:

  1.  Сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях.
  2. Воспитывать патриотизм.
  3. Воспитывать интерес к истории.

Оборудование:  компьютер, презентация «Великая Отечественная война»

Ход  урока.

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

         - Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет  речь на уроке. ( слайд 2 )

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперед, а не назад

«Чем дальше я пройду вперед,-

Мечтал солдатик мой,-

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу,-

Смекал он на ходу,-

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе…»

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

И было некогда ему,

И он ночей не спал.

-Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова?  Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Великая Отечественная война». (  слайд 3)

II. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам:

   Карточка № 1

Что вы знаете о стройках 30-х годов?

  Карточка № 2

Как изменилась жизнь в деревне?

III. Изучение нового материала

  1. Беседа.

- Что вы знаете о великой Отечественной войне? Когда она началась?    ( 22 июня 1941 года.)

- Сколько лет длилась война? ( 4 года)

- Когда наш народ отмечает День Победы (9 мая)

- Каких полководцев великой Отечественной войны вы знаете? ( Жуков Рокоссовский, Конев, Малиновский)

- Назовите города-герои? (Москва,  Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск ).

  1. Слово учителя.

1 сентября 1939 года Фашистская Германия, возглавляемая А. Гитлером, (слайд 4)напала на Польшу. Началась вторая Мировая война. (слайд 5 демонстрация по карте).Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами. (слайд 6)

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская германия напала на Советский Союз. ( слайд 7). 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза  должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники  совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями.  А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.

В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим  и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. (слайд 8) Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино. (слайд 9)

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.(слайд 10) Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. (слайд 11).Нелегко было сдерживать гитлеровцев у стен крепости. Многие воины красной Армии  попали в плен и были убиты. (слайд 12)

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставив их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице. Героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.( слайды 13, 14, 15, 16) Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия.( слайд 17) В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти. (слайд 18)

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная  Сталинградская битва. (слайд 19)Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки.(слайд 20) 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.(слайд 21)

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои. В 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию. Прибалтику. (слайд 22)Огромную помощь при освобождении родной земли оказывали Красной Армии партизаны и подпольщики. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников- США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления.(слайд 23) В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.(слайд 24) 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.(слайд 25)

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.(слайды 26, 27) В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И.С. Конева и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме

Продолжение изучения новой теме.(слайд 28)

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители,( слайд 29) к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. (слайд 30)Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.

 (слайды 31, 32)

День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников в России.

VI. Закрепление изученного

  -Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (летом 1942 года)

-Сколько времени продолжались бои? (около двух месяцев)

-Когда началось новое наступление русских? ( в ноябре 1942 года)

-Где разгорелось сражение летом 1943 года? ( под Курском)

-Чем стала эта победа? ( началом крупного наступления)

-Когда была полностью освобождена территория советского Союза? (в 1944 году)

-Когда был штурм Берлина и кто руководил им? ( в апреле 1945 года, руководил маршал Жуков)

-Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? ( День Победы)

VII. Подведение итогов урока

-Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?

-Пусть дни войны тянулись очень долго, Пусть быстро мчались мирные года. Победы под Москвой, под Курском и на Волге. История запомнит навсегда.

-А в заключении мне хотелось бы почтить память павших героев минутой молчания. (слайд 33)

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте ж встанем на мгновенье,

И в скорби постоим, и помолчим.

Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Минута  молчания.

VIII. Домашнее задание

             Написать сообщение о любом герое Великой отечественной войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"  поможет провести качественное мероприятие по войне 1812 года....

конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"

Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс, Плешаков

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" 4 класс, Плешаков...

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"...