Тема урока: Ягоды.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Белкина Светлана Евгеньевна

Предлагают один из конспектов по дисциплине "Я - иследователь" . Вместе с учащимися  изучали ягоды родного края, сравнивали  по признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc187 КБ
Office presentation icon yagody.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ягоды.

Цель: узнать о ягодах, сравнить  малину и морошку;

           учиться  работать с текстом, составлять краткую справку;

           совершенствовать навыки  в  разгадывании загадок;

Ход занятия:

1.Организационный момент (звучит  пение лесных птиц, шум ветра).

2.Актуализация знаний. Определение темы.

- Отгадайте о чём говорится:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

                            (ягода)

- Сегодня мы будем говорить о ягодах. Проверим, как вы знаете названия и особенности  ягод. Отправляемся в деревню «Загадкино».

- Вы на листочках проставляете порядковый номер и пишите отгадку. Определим  знатока ягод.

1)Красны и зернисты,

    Сладки и душисты.

   Летом рад я свежей

   Ягоде медвежьей;

   А сушёная в запас

   От простуды лечит нас.

                                   (малина)

2) Я капелька лета

    На тоненькой ножке.

    Плетут для меня

    Кузовки и лукошки.

    Кто меня любит,

    Тот рад поклониться.

    А имя дала мне

    Родная землица.

                                   (земляника)

3) Я красна, я кисла,

    На болоте я росла,

   Дозревала под снежком.

   Ну-ка, кто со мной знаком?

                                      (клюква)

4) Что за бусинка вот тут

     На столбе повисла?

     Глянешь – слюнки потекут,

     А раскусишь – кисло.

                                       (брусника)

5)Низок и колюч,

   Сладок, но не пахуч.

   Ягоды сорвёшь –

   Всю руку обдерёшь.

                                       (крыжовник)

6)Две сестры летом зелены;

    к осени одна краснеет, другая чернеет.

                                       (красная и чёрная смородина)

7) На сучках висят шары –

    Посинели от жары.

                                        (слива)

8)В рот – красную кашку,

    Изо рта – костяшку.

                                        (вишня)

- Проверим ваши  ответы. Победителем стал(и) …..

3. Работа по теме урока.

-  Посмотрим с вами презентацию «Ягоды» и вспомним внешний вид некоторых  ягод.    

   

- Для работы разделимся на 4 группы. Каждая получит свой конверт с заданием.

Конверт №1. Составьте краткую справку о  малине.

Конверт №2. Составьте краткую справку  о морошке.

Конверт №3. Сделайте  поделку ягод из пластилина и найдите на карте место произрастания.

Конверт №4. Составьте справку о ягодах  с  медицинской точки зрения.

4. ФИЗМИНУТКА.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

Руки – вниз, хлопок – другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

5. Продолжение работы.

- Ребята, выбирайте из статьи понятный вам материал.

Малина

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Малина


Плоды малины

      Малина обыкновенная — листопадный полукустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.

       Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3—7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. Лепестки короче долей чашечки. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа. Плоды представляют собой небольшие волосистые костянки, сросшиеся на цветоложе в сложный плод. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета (ежевикообразные). Плоды появляются не только на побегах второго года. В южных районах плоды появляются и на побегах первого года в середине осени. Эти побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, из пазух листьев вырастают плодоносящие ветки с цветочными почками. Сразу после плодоношения боковые ветки засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли. Существуют также ремонтантные сорта малины, адаптированные к условиям средней полосы России, способные плодоносить на побегах первого года.

      Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах. Лидером по выращиванию малины на мировом рынке является Россия.

  Значение и применение

      Плоды малины употребляют свежими или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков.  В медицине сушёные плоды употребляются как потогонное средство, сироп — для улучшения вкуса микстур. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.

Морошка

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Морошка


Цветущее растение морошки в культуре

 «Морошка» является одновременно названием растения и его плодов.

В древности называли «болотный янтарь», «очи болотного», «болотный стражник». На севере укоренилось название «царская ягода».

Народные названия: моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина.

     Травянистое или полукустарниковое растение высотой до 30 см, с ползучим корневищем. Не любит дождь и ветер, особенно — заморозки.

Стебли тонкие, прямостоячие, с 2—3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками. Следовательно, образуется по одной ягоде на стебле. Листья округло-почковидные, пятилопастные, по краю неровно-городчатые.

Цветки однополые, одиночные, белые. Тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях, мужские цветки несколько крупнее. Появляются цветы в июне-июле, а через 40-45 дней созревают ягоды.

Плод — сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом, сладкая; незрелые ягоды — красные, а зрелые — оранжевого цвета, почти прозрачные, напоминают чистый яркий янтарь. Ягоды три раза меняют свой цвет. Урожайность ягод достигает нередко 1000 кг с 1 га. Собирают плоды в июле-августе, корни заготавливают глубокой осенью.

       Морошка произрастает в северном полушарии на болоте, в полярно-арктической тундре. Встречается на торфяных болотах, заболоченных лесах, моховых и кустарниковых тундрах в арктической и северной лесной полосе северного полушария, в средней полосе европейской части России, Сибири, на Дальнем Востоке, в Белоруссии. Иногда культивируется. Ягодники морошки соседствуют с брусникой, рядом часто растет багульник, много сфагнового мха. Такие места — излюбленные пастбища белых куропаток и токующих глухарей.

 

 Значение и применение

      Морошка — источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах.  Плоды с хорошим вкусом, употребляются в разнообразных видах (свежем, в виде варенья, сока, повидла, джема, компота). Долго хранится в мочёном виде.  Цветки морошки дают медоносным пчёлам нектар и пыльцу.

Варенье из морошки (северорусская кухня)

       Морошку используют в диетическом и лечебном питании, для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, ожогов и кожных болезней, при отравлении тяжёлыми металлами, как противолихорадочное средство.

     Ягоды морошки обладают противомикробным, потогонным, спазмолитическим действиями. По содержанию провитамина А морошка превосходит морковь. Используют ягоду как жаждоутоляющее, которое полезно при простудах. Морошку с мёдом можно давать при питании ослабленных больных. Морошка способна усиливать свёртываемость крови, обладает закрепляющим действием.

        Одно из распространённых заболеваний жителей полярных стран — цинга. Название этой болезни у ненцев — синга, сигга — позаимствовано от русских, но методы борьбы с ней были найдены задолго до прихода русских. Поэтому страдали от цинги больше пришлые люди, пока не позаимствовали у ненцев, хантов, поморов лекарственные средства, к которым относилась и морошка. Ханты и ненцы используют листья морошки как перевязочный и кровоостанавливающий материал. Ханты прикладывают листья морошки, смазанные рыбьим жиром, к гноящимся ранам для ускорения освобождения их от гноя, меняя их 2 раза в сутки.

- Проверим, как ребята из пластилина вылепили макеты ягод,  пользуясь фотографиями.

- Покажите по карте места произрастания ягод.

- Составим таблицу сравнения малины с морошкой.

малина

морошка

   

- Каждая ягода по- своему хороша и полезна.

6. Итог

- Что узнали для себя нового?

7. Домашнее задание.

 

Составить краткие справки о других ягодах. Нарисовать или слепить макет растения. Сделать подборку песен или пословиц на тему «Ягоды».

   

           

           

           

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

Классный час на тему: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты».

Классный час на тему: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты»....

Презентация по образовательной программе "Правильное питание" тема: "Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты"

Презентация по образовательной программе "Правильное питание" тема: "Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты"...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: В лес по ягоды пойдем.

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Цель урока: создание условий для осмысления и осознания обучающимися новой учебной информации....

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока по ОКМ Тема урока: «В лес по ягоды» 1 класс

Конспект урока по ОКМ Тема урока: «В лес по ягоды» 1 класс...