Главные вкладки

    Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

    Василенко Людмила Алексеевна

    Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr.mir_4_kl.docx23.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса

    на тему «Охрана природы. Заповедники»,

    Василенко Людмила  Алексеевна, МБОУ «СОШ№45 г.Белгорода»

    Форма проведения : урок – рассуждение.

    Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.

    Цель: продолжить знакомство учащихся с правилами  охраны природы.

    Задачи.

    Образовательные: расширить  знания детей о правилах охраны природы, уметь применять эти правила практике.

    Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

    Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группах.

    Формировать УУД:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: высказывать свое предположение; умение определять тему урока с помощью учителя.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

    Познавательные: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке  информацию.

    Планируемые  результаты:

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные: расширить представления детей о правилах охраны природы посредством  частично- поисковой деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:  уметь  определять тему урока с помощью учителя.

    Коммуникативные УУД: уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Познавательные УУД:  уметь включать  действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование  изучаемого  материала, логические действия и операции, способствующие  решению задач.

    Оборудование: физическая карта России, картинки с изображением растений и животных, листочки с заданием для каждой группы, альбомные листы, цветные карандаши.

         Литература: учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева 2012г., стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу»,«Белгородоведение» под редакцией В.А.Шаталова Белгород: издательство Б-43 БелГУ, 2002г.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    На уроке нас приветствует природа и дарит нам свое тепло, нежность.

    Я прошу вас улыбнуться друг другу и с прекрасным настроением начать урок.

    2.Актуализация знаний. Постановка темы.

    В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в ХХ столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.

    Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5 %  до 10 %  видов растений.

    Известно, что только 8 % всех лесных пожаров возникли без помощи человека или от молнии, или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.

    В последнее время ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. 

    – Прокомментируйте услышанные факты. (Рассуждения детей.)

    -Кто может сказать над чем мы будем сегодня работать?(Формулирование темы урока детьми.)

    - А кто может сказать , что такое заповедник? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.( Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.) 11 января –День заповедников.

    3.Новый материал.

    1) Работа в группах: в течение 5–6 минут согласовать план сообщений, назначить сначала «руководителя» и  затем выступающих. Каждой группе дается план выступления и тексты с сообщениями о заповедниках. ( Тексты в конце конспекта урока)

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

    1) Где находится заповедник (показать на карте).

    2) Когда был образован.

    3) Природные условия.

    4) Животные заповедника.

    5) Занятия учёных в заповеднике.

    6) Чудо заповедника.

    2) Самостоятельная работа в группах.

    3) Выступления  учеников  с  сообщениями,  учитель дополняет ответы интересными фактами.

    4.Физкультминутка И г р а  «Растут – не растут».

    * Учитель называет растение. Если оно растет в нашем крае, дети приседают, если нет – прыгают.(Сосна, кедр, василек, лиственница, осина, пшеница, клен, тополь, карликовая береза, морошка)

    Краеведение. Показ презентации о заповеднике Белогорье.

    – А что мы можем сделать для того, чтобы сберечь природу? (Рассуждения детей.)

    4) Чтение стихотворения.

    –Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу» (Чтение стихотворения подготовленным учеником.)

    Хозяйка белочка в лесу

    Орехи собирала.

    Она в лесу том каждый сук

    И каждый кустик знала.

    Однажды в лес противный тип

    Пришёл с большой котомкой.

    Небрежно сбил ногою гриб

    И выругался громко.

    Стал гнуть орешину – сломал,

    Зажал под мышкой ветви,

    Нашёл один орех – сорвал,

    Сорвал второй и третий…

    Отбросил куст и, как медведь,

    Пошёл себе довольный.

    А бедной белке и смотреть

    На это было больно.

    – Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?

    5) Творческая работа.

    Продумайте и нарисуйте запрещающие знаки.

    1-я  г р у п п а – «Не ломать ветви деревьев».

    2-я  г р у п п а – «Не рвать цветы».

    3-я  г р у п п а – «Не разорять птичьи гнёзда, муравейники».

    4-я  г р у п п а –«Не ловить насекомых, птиц, не брать детенышей животных из леса».

    5-я  г р у п п а – «Не мусорить в природе».

    Обсуждение и защита знаков.

    5. Итог урока.

    Р е ф л е к с и я   д е я т е л ь н о с т и.

    - Научно-техническая революция, с одной стороны, приносит благо, а  с другой – несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека. К. Паустовский сказал: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».

    – Как вы понимаете это высказывание?

    – Что на уроке было для вас интересным?

    –Над чем вы задумаетесь после сегодняшнего урока?

    6.Домашнее задание. Задание по выбору:

    1.По учебнику стр.62-65. Вопросы.

    2.Подготовить сообщения о заповедниках России и стран ближнего зарубежья (их более 30 на территории нашей страны)

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

    Известно, что слово "заповедник" достаточно древнее, хотя оно и документировано XI веком ("Русская Правда" киевского князя Ярослава Мудрого).  С 1700 года усиливается запретный режим в лесах, вокруг Москвы, во избежание оскудения охотничьей фауны, хотя охраняться звери в Измайловском, Сокольническом и Лосиноостровском зверинцах стали уже при царе Алексее Михайловиче. А на территории России чуть ли не у каждой сибирской народности существовали участки леса, где запрещалась охота, причем неприкосновенность эта соблюдалась строжайшим образом, так называемые "святые места". Священные рощи были у удмуртов и манси как проявление черт культа природы. Культ природы и связанные с ним языческие обычаи глубоко проникли в жизнь народов, и в особенности славян.

    Центрально-Чернозёмный заповедник им. В. В. Алехина, в Российской Федерации, Курская и Белгородская области. Основан в 1935 г. Площадь 4900 га. 5 участков. Целинные луговые степи и широколиственные леса с типичной для них фауной. С 1979 г. – биосферный заповедник.

    Кандалакшский заповедник, в Российской Федерации, Мурманская обл. Архипелаг в Кандалакшском заливе и острова у Мурманского берега Баренцева моря. Основан в 1939 г. (на базе заповедника 1932 г.). Площадь 58 100 га. Тундра и северная тайга. Птичьи базары, гнездовья гаги и 43 других вида птиц. Лось, бурый медведь, куница и др.

    Приокско-Террасный заповедник, на юге Московской обл., близ Серпухова, в долине р. Ока. Основан в 1945 г. Площадь 4945 га. Сосновые, березовые и осиновые леса; участки реликтовой степной флоры. Бобр. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. С 1978 г. биосферный заповедник.

    Госуда́рственный приро́дный запове́дник «Росто́вский» —в донских степях. Растения- верблюжья колючка обыкновенная, ковыль, астрагал чашечковый, астрагал пузырчатый, тюльпан Биберштейна, двуцветковый тюльпан, ковыль Лессинга, ковыль сарептский, катран шершавый, касатик низкий, хвойник двухколосковый и многие другие. Животные - волк, лисица, енотовидная собака, хорь-перевязка, сайгак и маныческие мустанги, услик малый, тушканчик большой, мышь полевая , дрофа, малая крачка, малый баклан, розовый и кудрявый пеликаны, колпица, красавка, черноголовый хохотун, филин, фламинго и другие.

    Алтайский заповедник -создан в 1978 году. Растения - дуб черешчатый, клен остролистный, липа сердцелистная, ильм шершавый, венерин башмачок крупноцветковый и настоящий, ятрышник шлемоносный и другие. Животные - заяц-беляк, бурый медведь, рысь, лесная куница и американская норка, волк, лось, беркут, орлан-белохвост, сапсан, змееяд, кречет, черный аист, краснозобая казарка и другие.

     Пинежский заповедник. Заповедник был основан в 1974 г. по инициативе Ленинградского БИНа. Заповедник сравнительно невелик - его площадь всего около 412 кв. км. Пинежье это карсты, образованные архейскими гипсами и ангидритами. Всего в сравнительно компактном районе заповедника известно более 80 пещер, здесь одна из наиболее густых сетей карстовых полостей в мире. Длина некоторых из них достигает нескольких километров. Круглый год в пинежских пещерах минусовая температура. Ледяные подтеки на полу - вполне обычное дело. Сосульки заменяют здесь известковые сталактиты и сталагмиты. Центрально-лесной заповедник. Хакасский заповедник.Усть-Ленский заповедник  Тигирекский заповедник.Тебердинский заповедник.Заповедник Стол Сохондинский заповедникбы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

    Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"

    Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи:                -организовать изучение архитектуры 18 века;            ...

    Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

    Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

    Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

    Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...

    Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»

    Методическая разработка урока окружающиего мира  в 1  классе по теме «Ты и твоя семья».  УМК «Перспектива» под редакцией  А.А.Плешакова.   Ра...