Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Методическая разработка урока окружающиего мира  в 1  классе по теме «Ты и твоя семья».  УМК «Перспектива» под редакцией  А.А.Плешакова.  

 Разработка урока   может быть полезна учителям начальной школы, студентам педколледжей  и педвузов. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  

урока окружающего  мира  1 класс

по теме  « Ты  и  твоя семья»

 

Учитель  начальных  классов

Накорякова Ольга Сергеевна

Аннотация

Методическая разработка урока окружающиего мира  в 1  классе по теме «Ты и твоя семья».  УМК «Перспектива» под редакцией  А.А.Плешакова.

Методическая разработка данного  урока    направлена  на формирование  системы  знаний  о  семье и родственных  отношениях,  положительное  отношение  к  членам  семьи,  воспитание  чувства гордости за свою семью  и  уважения     к старшему поколению.

Структура урока построена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 1 класса. Открытие новых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся.  Учащиеся из произведений  Л. Толстого  и Д. Ушинского самостоятельно  формулируют правила  нравственного  поведения  в семье, а использование интерактивной презентации  помогает  учащимся стать активными участниками урока

 Разработка урока   может быть полезна учителям начальной школы, студентам педколледжей  и педвузов.  

Содержание

1.Введение                                                                                      

2.Основная часть                                                                          

2.1 Методическое обоснование темы                                              

2.2 Методические рекомендации по проведению

2.3 План-конспект урока                                                                

2.4.Технологическая карта                                                            

2.5 Дидактический материал к уроку                                            

3.Заключение                                                                                                                                                     

4.Список  использованных источников                                                                                                            

 

1.Введение

Не воспитывайте  своих детей, все равно они будут похожи на вас.

Воспитывайте себя.

(английская пословица)

В концепции  духовно – нравственного  воспитания российских школьников приведена  система базовых национальных ценностей.

Система  ценностей  определяет  содержание  направлений  воспитания. Воспитание  же, по существу, представляет  собой социальную  деятельность, обеспечивающую  передачу ценностей  от старшего  поколения к младшему, от взрослых  к  детям.   Поэтому  одним из основных  источником  нравственности  является  семья. Уклад  семейной жизни  представляет  собой один из важнейших  компонентов нравственного уклада жизни ученика.

        Формирование  личности ребенка проходит в несколько этапов, для  младших  школьников  носителями общественных ценностей  и идеалов выступают отдельные   люди, а именно – отец, мать, бабушка, дедушка.   Ориентируясь на ценности, заложенные  в  семье, ученик  выстраивает свое  поведение  в  зависимости  от характера этих ценностей. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. В  семье  же закладывается и ценность  добра – как проявление  высших человеческих  способностей – любви, сострадания  и милосердия.

         Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.  

Для детей семья – это практически целый мир. Все, что ребенок узнает в своей семье, становится основой его мировоззрения. Поэтому счастливые семьи – это источник здорового поколения для общества.

2. Основная  часть.

2.1 Методическое обоснование  темы

         В  основе  построения программы по  предмету «Окружающий мир» УМК «Перспектива» под редакцией А.А.Плешакова, лежат важнейшие линии развития личности ученика:

-знакомство с целостной картиной мира;

- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

А   ценность семьи  прописана  как первая  и самая  значимая для развития ребёнка социальная  и образовательная  среда, обеспечивающая  преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Данный  урок  является  первым  в  разделе «Твоя  семья  и  твои  друзья», и нацелен  на создание  условий  для  осмысления первоклассниками общечеловеческой  ценности семьи. 

Работа  по формированию   ценности  семьи   у  учащихся   в  УМК «Перспектива»  начинается  с  1  класса и  является  первым  в  системе  уроков   данного курса.   Урок  по теме «Ты  и твоя  семья»  включен в   раздел «Твоя  семья  и  твои  друзья»

По  окончании  изучения  темы  учащиеся  должны  уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие, объяснять, как люди помогают друг другу жит.

2.2 Методические рекомендации  по проведению урока

Материал урока рассчитан  на учащихся с высоким темпом работы. Целесообразно  при  делении учащихся на группы учитывать беглость  чтения, так  как  тексты  произведений  подобраны  разные  по объему.  Также  на уроке  учащиеся несколько раз обращаются к словарям, поэтому учителю необходимо  не только подготовить  несколько толковых словарей, но и предварительно показать учащимся алгоритм  работы со словарям, или  вложить закладки  на нужные   страницы – это позволит не потерять время на уроке.

2.3 План – конспект урока.

Автор: Накорякова Ольга Сергеевна

Предмет: окружающий мир, 1 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю..

Тема  программы: Раздел «Твоя  семья  и  твои  друзья»

Тема  урока: «Ты и твоя  семья»

Тип  урока : открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Дидактическая  цель : создать условия для   формирования  целостного  представления о семье   и осмысления общечеловеческой  ценности семьи.

Цели  по содержанию:

Образовательная: способствовать формированию знаний  о семье, пониманию родственных отношений   и   основ  взаимоотношений  между  членами семьи,

Развивающая: создать  условия для развития речи и умения  извлекать  знания  из  различных  источников,

Воспитательная: содействовать формированию уважительного отношения к членам своей  семьи, чувства ответственности  и заботы за семью, умение  проявлять  внимание, любовь и уважение к близким родственникам.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-ценностные  представления о семье

-освоение  основ элементарных правил  нравственного  поведения  в семье

Личностные:

- самостоятельная  и личная ответственность  за поступки на основе  представлений о нравственных  нормах;

- доброжелательность  и  эмоционально-нравственная  отзывчивость.

Метапредметные

Регулятивные

- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя

- освоить начальные формы познавательной  и личностной  рефлексии

 - развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.                     

Познавательные

- выделять существенную информацию из текстов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-  выделять и формулировать познавательную цель;

 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Коммуникативные

- планировать учебное сотрудничество с партнером;

 - взаимодействовать в паре, группе;

- оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;

- определять цели, функции участников  группы

- учиться управлять поведением партнера и точно выражать свои мысли

Материально-техническое обеспечение урока:

- учебник «Я  и мир  вокруг»», 1 класс: в 2ч. Ч.1, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.;

- мультимедийный  проектор;

- презентация;

- карточки  с  заданиями  для  групп;

- толковые словари.

Межпредметные  и внутрипредметные  связи:

- на уроке осуществляется  связь  с  литературным чтением

Ход  урока.

  1. Организационный  момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

  1. Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то нужном, приятном, о том,  что есть у каждого из нас. Отгадайте ребус и вы определите о чем пойдет речь.

На  экране:    7Я

-Что значит  ребус, подскажите?

Тему  урока определите!

- О  чем мы будем говорить на уроке

- Тема урока: Ты и твоя семья

- Как вы считаете, нужна ли человеку  семья?

- А  какая  должная быть семья?

- А в какой семье вам бы хотелось жить?

  1. Целеполагание

- Главное слово сегодня  «семья», используя главное слово и слова-помощники  сформулируйте   учебные задачи.

На экране:

Что?                    Как?              Какие?

Что такое семья?

Как    нужно вести себя, чтобы семья  стала счастливой ?

Какими качествами  нужно обладать?

  1. Актуализация опорных знаний с опорой на жизненный опыт

- Давайте ответим  на первый  вопрос.

(Что такое семья?)

(Высказывания детей, затем  чтение определения  из словарей)

Семья-

1.Это группа живущих вместе близких родственников;

2.Объединеие людей, сплоченных общими интересами.

                                                                     Словарь Ожегова С.И.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков  и ближних  родственников, живущих вместе.

                                                      Словарь Ушакова Д.Н.

- А хорошо ли вы знаете, кто кому кем приходится  в  семье?

- Предлагаю поиграть в игру  «Договори  словечко»  на примере  семьи  наших героев Лены  и Миши ( картинка семьи  в тетради)

- Лена для мамы….(дочь)_

- Нина для Лены…(сестра)

-Лена для бабушки…(внучка)

-  Саша  для  Лены … ( брат)

- Лена для папы…( дочь)

5. Формирование новых понятий

- Раньше на Руси семьи были всегда большие, а сейчас семьи есть как большие,  так и маленькие. А  ваша семья  большая или маленькая?

-  Давайте составим семейное дерево

Фронтальная работа по составлению «семейного дерева»

( на экране

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/e9/b8/e9b8d797fa1eeabb607125fbc4a05884.jpg

              Б            Д          М          П           Б           Д        Прабаб.   Прадед

дерево и таблички: прабабушка, прадедушка, дедушка, бабушка, мама, папа, сестра, брат, я) Учащиеся  выходят к доске по очереди и   прикрепляют карточку.

 - Посмотрите  на дерево. В семье есть люди разного возраста: дети, родители, бабушки и дедушки  и говорят, что это люди разных поколений.

- А как вы понимаете слово «поколение»? ( предположение детей)

- Где можем уточнить значение этого слова? (толковый словарь Ожегова С.И.)

-Поколение

1. Родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам).

2. Одновременно живущие люди близкого возраста.

- А  в вашей семье сколько поколений? ( перечисляют)

- Каждая семья  нашего класса состоит из  3-х, а то и из 4-х поколений, однако  цель у всех членов семьи одна – сотворение семейного счастья.

Какие правила необходимо соблюдать в семье, чтобы  она стала счастливой?

- Попробуйте сами сформулировать правила поведения в семье

Работа  в  группах  по рассказам    Л.Н. Толстого  и К.Д. Ушинского.

Карточка 1. Прочитай текст.

Старый дед и внучек   (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. 

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. 

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. 

Старик только вздохнул и ничего не сказал. 

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Чему  учит эта басня?

Карточка 2.Прочитай текст

Мальчик  играл  и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся  от страха  и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Чему учит этот  рассказ?

Карточка 3.Прочитай текст.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Чему учит этот  рассказ?

Карточка 4. Прочитай текст

Говорит брат  сестре: «Не тронь  моего волчка!». Отвечает  сестра брату: «А  ты не тронь  моих кукол!» Дети расселись  по разным углам, но скоро  им обоим тало скучно. Отчего  детям  стало  скучно?

 Чему учит этот  рассказ?

Каждая  группа отвечает на вопрос, делает вывод и формулирует правило.

  1. Уважать старых людей  и ухаживать  за ними.
  2. Говорить правду.
  3. Нянчиться с маленькими, ухаживать за стариками.
  4. Жить дружно в согласии.

Расшифруйте  и запомните  главную обязанность  семьи:

Иьмес иманелч  имыратс  и имыньлоб аз доху  и йетед  еинатипсов)

(Воспитание  детей и уход за больными и старыми членами  семьи).

  1. Применение новых понятий  и способов действий

   Теперь представьте, что вы всей семьей  решили сходить на каток, но прежде надо выполнить  домашние дела. Распределите  домашнюю работу так, чтобы семья успела на каток.  ( Работа  в парах, фронтальная проверка)

     выучить уроки

     погладить

     постирать

     посмотреть  телевизор

     приготовить ужин

     полить  цветы

     выбросить  мусор

     купить  продукты

     помыть  посуду

     убрать  игрушки

 Сделайте вывод, чтобы быстро  сделать все дела  по дому нужно…

- А  вы знаете, что   старину  членов семьи называли «домочадцами». Предлагаю  вам построить дом счастливой семьи.

                           счастливая

                                   семья

- А чтобы наш дом был крепким и надежным,  назовите,  какими качествами должны обладать члены  счастливой семьи?

А помогут  нам в этом пословицы. (Учащиеся  читают  пословицы, называют качество)

Дом согревает не печь, а любовь и согласие. ( любовь и согласие)

Дружная семья не знает печали. ( дружелюбность)

Какие отношения  должны быть в  счастливой  семье?

- А можете   еще   сами  добавить слова? ( нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать, уважение  интересов другого)

  1. Итог  урока

- Какие учебные задачи ставили на уроке? На все ли вопросы ответили?

- Все ли выполнили?

7.Рефлексия

- С чем мы познакомились на  уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Проголосуйте, какой смайлик соответствует вашему настроению?

Медики пришли к выводу, что в счастливых семьях и люди живут дольше, и я  желаю вам, чтобы  ваша семья была  счастливой, а как ее такой сделать вы уже знаете.

2.4 Технологическая   карта  урока

Дидактическая структура урока

Методическая  структура урока

Признаки  решения  дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и содержание

Средства обучения

Способы  организации деятельности

1.Организационный  момент

словесный

Слово учителя

Психологический настрой на урок, включение  в учебную деятельность

экран, мультимедийный проектор

фронтальный

Создание положительного эмоционального настроя к восприятию учебного материала

2. Целеполагание.

Мотивация  к учебной деятельности

Словесный и  наглядный

беседа

Прием «яркое  пятно»

Доска

фронтальный

Формулирование учащимися темы, цели, задач урока

3. Формирование  новых понятий  с опорой на жизненный опыт

Словесный, наглядный, практический поисковый

Диалог

Работа  со словарями  

Доска,  экран, мультимедийный проектор, карточки  с заданиями

Фронтальный, групповой

Устанавливают родственные отношения между членами семьи, составляют дерево семьи по поколениям; на основе  литературных произведений формулируют правила отношений в семье

4. Применение новых понятий  и способов действий

Словесный, наглядный

Инсценировка, эвристическая беседа

Практическая работа

Доска,  экран, мультимедийный проектор, карточки  с заданиями

Групповой, парный

В игровой форме  распределяют семейные обязанности между членами семьи, составляют дом «Счастливой» семьи.

5. Итог урока

словесный

Опрос

Обсуждение того какую цель ставили, все ли задачи выполнили

доска

фронтальный

Систематизация знаний, полученных на уроке

6. Рефлексия

наглядный

Практический, самооценка

Оценивание учащимися своего настроения  

Карточки  со  смайликами

индивидуальный

Получение от учащихся «обратной» связи, создание положительного настроения

2.5 Дидактический материал к уроку

Карточки  для  работы  групп

Карточка 1. Прочитай текст.

Старый дед и внучек   (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. 

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. 

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. 

Старик только вздохнул и ничего не сказал. 

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Чему  учит эта басня?

Карточка 2.Прочитай текст

Мальчик  играл  и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся  от страха  и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Чему учит этот  рассказ?

Карточка 3.Прочитай текст.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Чему учит этот  рассказ?

Карточка 4. Прочитай текст

Говорит брат  сестре: «Не тронь  моего волчка!». Отвечает  сестра брату: «А  ты не тронь  моих кукол!» Дети расселись  по разным углам, но скоро  им обоим тало скучно. Отчего  детям  стало  скучно?

 Чему учит этот  рассказ?

                                 

     

Заключение

        Урок был проведен в рамках  на  методической неделе  «Инновации в образовании» на муниципальном  уровне.

Список литературы:

1. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина  «Поурочные  разработки по курсу «Окружающий  мир» 1 класс, М : «ВАКО», 2015

2. 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающей мир»/ Под ред. И.Ф.Яценко.- Москва: ВАКО, 2015

3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир, 1 класс. Учебник   в 2частях.- М.: Просвещение 2015. (Образовательная система «Перстектива»)

4. Русский  язык. 1-4 классы: конспекты уроков диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями/ авт.-сост.Н.Н. Бобкова [и др. ].- Волгоград:Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме : "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Христианская семья" модуль ОПК...

Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья

Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....

Методическая разработка урока изобразительного искусства тема "Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»"

методическая разработка урока  "Изображать можно линией.Рисование на тему "Рассказ про себя"....

Методическая разработка урока ОПК по теме «Христианская семья»

Методическая разработка урока ОПК в 4 классе по теме «Христианская семья»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...