МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Сидорова Евгения Анатольевна

Название УМК  Перспективная начальная школа

Предмет Окружающий мир 

Класс_4_

Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»

Место и роль урока в изучаемой теме: завершающий урок раздела «Изучение органов чувств»

Тип урока Урок открытия новых знаний

Цель урока: _ изучить орган осязания, повторить гигиенические правила ухода за кожей

Задачи.

Личностная: формировать навыки делового общения.

Метапредметные:  планировать свою деятельность, самостоятельно читать текст и понимать фактическое содержание. Выполнять логические действия анализа и синтеза информации, строить свое выступление, принимать участие в обсуждении.

Предметная: сформировать представление о коже – органе осязания, уметь рассказывать о значении органа осязания, знать правила ухода за кожей.                      

Методы: практические, словесные,  групповые.

Приемы: подводящий и проблемный диалог, чтение с погружением в текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_osyazanie.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Название УМК __Перспективная начальная школа___Предмет ___ Окружающий мир________________ Класс_4________________________

Тема урока____ «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»________________________

Место и роль урока в изучаемой теме ___ Завершающий урок раздела «Изучение органов чувств»______

Тип урока _____ Урок открытия новых знаний ________________  

Цель урока: _ изучить орган осязания, повторить гигиенические правила ухода за кожей

Задачи.

Личностная: формировать навыки делового общения.

Метапредметные:  планировать свою деятельность, самостоятельно читать текст и понимать фактическое содержание. Выполнять логические действия анализа и синтеза информации, строить свое выступление, принимать участие в обсуждении.

Предметная: сформировать представление о коже – органе осязания, уметь рассказывать о значении органа осязания, знать правила ухода за кожей.                      

Методы: практические, словесные,  групповые.

Приемы: подводящий и проблемный диалог, чтение с погружением в текст.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметный набор (шарик, губка, ручка, буква).

  Этап урока

Содержание учебного материала

Организацион-ный момент 1´

 

Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
- Что же является главным в жизни каждого человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться.

Актуализация опорных знаний 2´

В течении всей жизни человек сталкивается с большим объёмом информации. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия.  

- Мы уже знаем почти все способы  её получения. Давайте вспомним их.

- Какое общее название подойдет к ним?  (Органы чувств).

Целеполагание

 Определение темы урока и цели.

-Почти все  органы чувств вы изучили очень подробно.

-Сейчас мы выясним, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Работа с учебником

- Откройте   учебник.

- Прочитайте новую тему урока. О чем рассказал вам заголовок? Что значит «распознавать»? Что значит слово «соприкосновение»?

(Распознавать – узнать, соприкосновение – момент касания чего-либо)

- Сделайте вывод, о каком органе чувств пойдет речь на уроке? (о  коже)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Изучим более подробно .... (орган осязания)

Узнаем:  зачем….     (он нужен  человеку?)

Рассмотрим: как  правильно ухаживать…  ( за кожей)

Изучение нового материала 8´

1. - Многое об этом органе вы уже знаете, сегодня мы изучим его более подробно. Чтобы все знания по этой теме привести в систему, обобщить, я предлагаю вам в течение урока заполнить   эту модель.  Начнём с первого пункта. Вспомните всё, что вы уже знаете о коже.

(- самый большой орган нашего тела

- кожа – орган осязания

- покрывает и защищает твоё тело от вредных веществ и опасных бактерий

-помогает дышать и поддерживать постоянную температуру тела

-состоит из 3 слоёв

-в коже есть вещество-меланин, который придаёт ей  цвет

-в коже содержатся нервные окончания, кровеносные сосуды, сальные и потовые железы,

-клетки кожи постоянно обновляются)

2. -На столе у каждой группы  есть  волшебные мешочки, в  которых находятся различные  предметы.  Попробуйте определить, что там находится, не заглядывая в мешочки (дети должны прийти к выводу, что можно предметы определить, потрогав их).

(шарик, губка, ручка, пластмассовая буква)

- Я предлагаю каждому из вас опустить руку в мешочек и  определить, какой предмет там находится. Вслух свои предположения не высказывайте. После того как все участники вашей группы  потрогали этот предмет, посовещайтесь, выскажите друг другу свои предположения.    (спрашиваю у каждой группы о предмете и как догадались)

-Благодаря  чему вы смогли легко определить все предметы?

- Вы предметы не видели, не слышали, не пробовали на вкус,  не определили их по запаху, вы их осязали с помощью кожи. 

- Давайте познакомимся с определением этого органа. Для этого заглянем в наши словарики в конце учебника. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.  С. 158

-  С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. 

- Что мы можем записать в разделе «Новое»?  ( мы можем распознавать предметы, соприкасаясь с ними)

-Прочитаем  в учебнике 1-ый  абзац на с. 63

-Что мы можем добавить в раздел «Новых знаний»?  (когда мы касаемся предмета, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг;   особенно чувствительны  у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами)

3. – Как вы думаете, почему кожу называют  «пограничником организма»? ( кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов)

- На коже постоянно скапливается большое количество микробов. Если от них не избавляться, человек может заболеть.  И поэтому нам надо знать правила ухода за кожей.

Самостоятельная работа с материалом учебника

- Познакомьтесь со статьей учебника на с. 63,  начинайте со 2-го абзаца.

- Найдите  в тексте ответы на вопрос: Как сохранить здоровье кожи?   Выделяйте из текста главное карандашом.  (дети работают с учебным материалом- 141  слово – 2 минуты???????????)

- Расскажите, что  вы узнали из статьи, что мы запишем в раздел  «Здоровье"?  (лучше носить одежду из натуральных тканей;  нельзя долго находиться на солнце;  нельзя носить тесную обувь, соблюдать чистоту кожи, часто мыть руки тёплой водой с мылом; мыть кожу между пальцами и под ногтями.)

- Пригодятся ли нам  в жизни знания, полученные сегодня на уроке,  и почему?

( С помощью кожи мы можем определить предметы на ощупь: по размеру, по форме, по материалу, из которого они изготовлены, если мы будем правильно заботиться о коже, это поможет нам избежать многих заболеваний…..)

4.   Кожу называют нашей «природной одеждой».  Мы "одеты" в кожу всю жизнь, но не знаем о ней многого интересного. (на слайде факты)

-Площадь  поверхности кожи  у взрослого человека составляет около 2 м², а масса от 2 до 4 кг.

-Знаете ли вы, что на 1 кв. см кожи находится до 40.000 микробов. Если площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м., то  можете представить себе, сколько на ней находится микробов!

- Вы уже знаете, что клетки кожи постоянно обновляются, а знаете ли вы, что за всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

-Кожа за все время жизни человека обновляется примерно 1000 раз.

-Самая толстая кожа на ступнях и ладонях, самая тонкая - на веках. 

-В коже насчитывается 1 км кровеносных сосудов.

-Общеизвестным является тот факт, что пыль в помещениях на 2/3 состоит из омертвевших  клеток кожи. 

-Что мы можем записать в раздел «ИНТЕРЕСНО»?

Обобщение 4’

Предлагаю посмотреть отрывок из детской телепередачи «Обо всём на свете»:  «ОСЯЗАНИЕ»  (2,5 минуты до  слов:  А знаете ли вы, что…)

- Предложите, что ещё мы можем записать  в нашу коллективную модель?  (чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте,  способность –  осязание специально развивают у незрячих людей, учёные выяснили, что при поглаживании происходит выброс в кровь эндорфинов – это вещества, отвечающие за хорошее настроение)

Рефлексия 2'

Человек обладает пятью чувствами. Это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Когда органы чувств работают все вместе,  они творят просто чудеса.

- Продолжите фразу: «Если бы я не соприкасался с предметами, то…»

(на слайде заполняем коллективно)   Даже с закрытыми глазами мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам наша __________.  Это  не просто покрытие тела человека, это активный ___________ с многообразными функциями. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется _________________. Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают_________, которые по нервам передаются в __________. Кожа – это заслон на пути вторжения _____________ в организм. Самый простой способ позаботится о коже – это поддерживать её___________.

Домашнее задание

В различных источниках поищите информацию, которой мы могли бы дополнить раздел «Интересно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

"Распознавание предметов путем соприкосновения с ними".

Конспект урока по окружающему мируТема: Распознавание предметов путем соприкосновения с ними  Цель урока: изучить орган осязания и его функции, повторить гигиенические правила ухода за орган...

Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов чере...

Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...