Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Богданова Юлия Николаевна

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»

(Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века».1-А класс)

Цель: учить правильно устанавливать связи между различными явлениями природы.

Задачи: -закреплять знания об изменениях в природе, связанных с различными периодами осени;

                -развивать наблюдательность и умения делать выводы;                                                   

               - воспитывать аккуратность, усидчивость, правильное отношение к общечеловеческим ценностям и окружающей среде

. Введение

1. Создание атмосферы психологического комфорта

  - Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

                 - Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)

                 - Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)

                 - Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом)

                 - Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки верх и помахать ими)

                 - Мы живем в одном краю –

                   Всех мы вас приветствуем!

                                                                                 Т.Синачева.

2. Послушайте стихотворение: (прикрепляю картинки в процессе чтения)

Все вокруг – большой наш дом,

Мы совместно в нем живем.

Все в нем может поместиться:

Человек, и зверь, и птица.

Дерево, трава, цветок,

И река, и ручеек,

Солнце, звезды и луна...

Колыбель у нас одна.

Это надобно понять,

Жизнь любить и охранять.

- О каком предмете идет речь? (Окружающий мир)

   На какие группы можно разделить эти предметы? (работа в группах)

          ПРИРОДА

ЖИВАЯ             НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ           СОЛНЦЕ

ЖИВОТНЫЕ         ЗВЁЗДЫ

ЧЕЛОВЕК              ЛУНА

                               ВОДА

 

. Основная часть

1. О каком времени года я говорю?

     Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. (Осень)

2.Собери пазл «Картины осени» (работа в парах)

3. Игра «Вспомни названия осенних месяцев» (У кого изображён этот месяц?)                                    

    1. Опустел наш школьный сад,

        Паутинки вдаль летят,

        И на южный край земли

        Потянулись журавли.

        Распахнулись двери школ.

        Что за месяц к нам пришел?    (Сентябрь)

    

 2. Все мрачней лицо природы –

         Почернели огороды,

         Оголяются леса,

         Молкнут птичьи голоса,

         Мишка в спячку завалился.

         Что за месяц к нам явился?   (Октябрь)

     3. Поле черно – белым стало,

         Падает то дождь, то снег.

         А еще похолодало,

         Льдом сковала воды рек.

         Мерзнет в поле озимь ржи.

         Что за месяц, подскажи?  (Ноябрь)

4. Формулирование темы и цели урока

Какой месяц у нас сейчас?

    - Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Об осени, о ноябре)

Чтение текста в учебнике на с.66

      Да, мы сегодня повторим признаки осени и поговорим о последнем месяце осени -  ноябре. Попробуем выяснить, почему его называют родным братом зимы. 

5. Влияние изменений в неживой природе на живую

 Какие погодные явления наблюдаем в ноябре? (Иллюстрации в учебнике на с.66-67)

  Какие изменения в неживой природе происходят осенью?

Выберите правильный ответ…(работа на листах)

Проверяем…(комментирование на слайдах)

Оцените выполненную работу…

                              

- Как же изменения в неживой природе влияют на живую?

а) РАСТЕНИЯ

Выберите правильный ответ…(работа на листах)

Проверяем…(комментирование на слайдах)

Оцените выполненную работу…

б) ЖИВОТНЫЕ 

Выберите правильный ответ…

Проверяем…(комментирование на слайдах)

Оцените выполненную работу…

        Жизнь птиц сильно меняется по сезонам, т.к. они питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Обитатели водоёмов зарываются в ил. Это и заставляет многих птиц улетать в теплые края.

        Птицы, совершающие перелеты из наших мест в теплые страны и весенние возвращения, называются перелетными (ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли, ...).

 Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются оседлыми (голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, совы, ястребы, ...).

 Наши перелетают на юг, с севера в конце ноября к нам прилетают кочующие птицы – снегири и свиристели. Им есть чем полакомиться. Вон сколько ягод на рябине!                                                                                                              

    - Как вы думаете, какие птицы улетают раньше – насекомоядные или водоплавающие?

    - Почему водоплавающие улетают позже всех?

- Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки? Почему?                  

 - Кто из этих животных осенью залегает в спячку и проспит до весны?

в) ЧЕЛОВЕК

6. НОЯБРЬ – ЗИМЕ РОДНОЙ БРАТ.

На дворе – ноябрь.

     О ноябре говорят так: НОЯБРЬ- СЕНТЯБРЁВ ВНУК, ОКТЯБРЁВ СЫН, ЗИМЕ- РОДНОЙ БРАТ.

                          Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром!

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.                     Е.Трутнева  

                                                                                                                                         

 - О какой главной примете ноября в нём говорится? (Выпадает первый снег)

 - А когда обычно идёт снег? (Зимой)

 - Вот почему о ноябре говорят, что он зиме родной брат!

- А еще ноябрь называют в народе серебряной осенью. Потому что в ноябре появляется первый иней.

- А когда у нас выпал первый снег?

       Первый снег, конечно, еще растает. Морозы в ноябрьские дни часто сменяются оттепелями. Все же – с первого снега начинается предзимье. 

Вот почему о ноябре говорят, что он зиме родной брат!

7. Периоды осени   

     Таким образом, осень подразделяется на 4 периода

1 - Начало осени – появление первых желтых листочков на березе

2 - Золотая осень – время листопада       

3-  Глубокая осень – все деревья стоят обнаженные. Он длится до первого снега.

4 – Предзимье – осадки в виде  дождя и дождя со снегом.

      Выходит, в природе наступило предзимье. Скоро наступит настоящая зима.

         

 Ребята! Вот что интересное я заметила, когда готовилась к уроку.     

Если взять первые буквы названий осенних месяцев, то получится слово ...(сон). И на самом деле, природа засыпает в Сентябре, Октябре, Ноябре и будет отдыхать до наступления весны.

. Итог. Тест «Помоги Незнайке»                                                          

     Подведем итог нашего урока. Поможет нам в этом письмо от Незнайки, которое я получила сегодня утром. Оно адресовано вам.

     «Дорогие ребята! Пишет вам письмо ваш хорошо знакомый сказочный герой Незнайка. Я очень люблю природу. Сейчас на дворе осень, и я решил написать рассказ об этом сезоне. Когда я прочитал его своим друзьям из Цветочного города, они долго смеялись, а потом сказали, что у меня в письме много ошибок. Помогите мне разобраться в них. С уважением ваш друг Незнайка»

      Я буду читать предложения, а вы определяете, есть в них ошибки или нет. Если есть ошибка, то в своем листочке вы ставите знак «-», а если нет – «+».

1. Осенью все растения укрыты белым пушистым снежным покрывалом.

2. Тихо в осеннем лесу. Только слышен шелест падающих на землю листьев да шорохи – это некоторые животные заготавливают запасы на зиму.

3. На деревьях лопаются почки. Еще немного – и из-под коричневой кожицы появятся молодые зеленые клейкие листочки.

4. Птицы собираются в стаи. Им предстоит долгий перелет в теплые страны. На этом пути их подстерегают разные трудности: непогода, охотники, голод.

5. У медведицы в берлоге появляются медвежата. Они очень маленькие, размером с варежку. Как правило, у медведицы бывает один или два медвежонка, а три – очень редко.

6. Жабы, лягушки, змеи стараются найти себе уютное убежище на зиму. В ямах, под корнями они зимуют целыми группами. Вместе со змеями могут зимовать лягушки и ящерицы.

7. В сентябре наступает золотая осень. На деревьях, кустах, в полях и лугах вместо привычной зеленой краски появляется желтая, красная и оранжевая.

8. В сильный мороз скрипит снег под ногами.

9. Готовятся к зиме лесные жители. Заяц одел светлую шубку, белочка сменила яркую рыженькую шубку на серенькую, незаметную.

10. Пригрело солнце, заплакали сосульки, радостно зажурчали ручейки.

Выберите правильный ответ…

Проверяем…(комментирование на слайдах)

Оцените выполненную работу…

. Рефлексия                                                                                                

         Вы на уроке хорошо работали, были активны. 

- Кто из вас может кратко рассказать всё, что он сегодня узнал?

- Посмотрите на свои листы.

- Что осталось не использованным в ваших конвертиках? (Снежинки)

- Давайте используем их, чтобы оценить свою работу на уроке. (прикрепить снежинку к шарику нужного цвета)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Ноябрь – зиме родной брат» Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс

Урок  на тему «Ноябрь – зиме родной брат»  Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов чере...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...

Методическая разработка урок окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Как животные готовятся к зиме" Школа России. Конспект+презентация+раздаточный материал....