Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дарья Владимировна Корчагина

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов через рассказ и беседу с учителем.

Данная разработка представляет собой применение ИКТ на уроке ОНЗ, как средств повышения качества обучения. Данная методическая разработка предназначена для студентов проходящих практику и учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира

тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе

Выполнила учитель начальных классов

Корчагина Дарья Владимировна

Контингент учащихся 7-8 лет

Автор: Корчагина Дарья Владимировна

Методическая разработка урока  окружающего мира «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 «в» классе

Вид: учебно-методическое пособие.

Данная разработка представляет собой применение ИКТ на уроке ОНЗ, как средств повышения качества обучения. Данная методическая разработка предназначена для студентов проходящих практику и учителей начальных классов.

Пояснительная записка

Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Цель методической разработки: систематизировать и представить свой опыт проведения урока с использованием ИКТ.

Задачи разработки:

  1. Показать пример проведения урока с использованием такого ИКТ как презентация, аудиозапись и видеозапись одновременно.
  2. Продемонстрировать значимость использования разнообразного ИКТ на одном уроке.

Ожидаемый результат: учащиеся получат знания о морях и океанах и об их обитателях, через применение на уроке презентации, аудиозаписи, видеозаписи.

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов через рассказ и беседу с учителем;

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов;
  • -познакомить с обитателями соленых водоемов;
  • -уточнить представление о морях и океанах.
  •  Воспитательные:
  • Воспитание экологической культуры младших школьников;
  • воспитывать любовь к родной земле.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Формируемые УУД:

Познавательное УУД: сформировать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-ориентироваться в своей системе знаний;

-отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностное УУД: сформировать бережное отношение к воде, чувство гордости за свой родной край.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

Тип урока: ОНЗ

Оборудование для учителя: Доска, наглядный материал, презентация.
Учебник, окружающий мир 2 класс (автор Н.Ф. Виноградова), аудиозапись «Шум прибоя», видеозапись «Подводный мир».

Оборудование для ученика: Доска, наглядный материал, презентация Учебник окружающий мир 2 класс

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, метод иллюстраций, метод упражнений, метод лабораторных работ, метод поощрения, письменный контроль.

Материально-техническое оснащение: соответствует современным требованиям ФГОС. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей. 

Межпредметные связи: отсутствуют.

3.Технологическая карта урока

№/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня у вас проведу урок окружающего мира. (1 слайд)

-Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

Слушают, смотрят на слайд.

1-2 мин.

2.

Актуализация знаний

-Ребята, закройте глаза.

– Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?

– Прежде, чем его начать мы должны узнать кое – что о морях и океанах.

-А кто знает, что такое море?

-А что такое океан?

-Ребята, кто из вас был на море?

-Что вы там видели?

Закрывают глаза, слушают шум прибоя, отвечают на вопросы, рассказывают о море.

3 мин.

3

Постановка учебной задачи

-Какова цель нашего урока?

-Какие задачи на урок вы перед собой поставите?

- Сформулируйте тему урока. Давайте приступим.

Ставят цель урока: узнать о новых водоёмах формулируют задачи урока и тему: моря и океаны.

4 мин.

4

5

6

7

8

Открытие нового знания

Закрепление изученного материала. Работа с учебником.

Самостоятельная работа

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия

-Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда. (2слайд)

-Почему с питьём беда?

Проведение опыта (учитель 1 ученик демонстрируют)

- Давайте приготовим «морскую воду». Что для этого нам надо?

- Если размешать 1 столовую ложку соли в 1л воды, то мы получим «морскую воду» (демонстрация опыта). Попробуйте ее на вкус. Опишите ее.

- Налью немного «морской воды» в блюдце и поставлю в теплое место. Что будет происходить с водой? - Предположите, т.е. выдвинете гипотезу, останется ли что-нибудь на дне.

-Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить названия океанов

Стихотворение «Океаны Земли» (показать на карте)

-Спят четыре океана

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

-Названия, каких океанов вы запомнили? Показываю на карте.(3 слайд-карта)

Тихий океан – самый большой, самый глубокий.

Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.

Индийский океан получил своё название

Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.

- Так сколько океанов на нашей планете?

-Как вы думаете, каково значение океанов?

Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. -Как вы думаете, при каких условиях это возможно?

Работа с картой полушарий: ( слайд 4 карта полушарий)

- А может ли вода каким-то образом попасть из одного океана в другой?

Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий, и вы поймёте, что может.

-Наш следующий этап урока – знакомство с морями.

Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.

-Когда произносится слово «море», что вы себе представляете?

-Кто из вас был на море?

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.

-Какие моря вам известны?

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое. ( учитель показывает на карте)

-Какие моря с цветными названиями вы знаете?

Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.

-Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.

-Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье .

-Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами. На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.

Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.

-А вот вода в Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю.

- Так что же такое море? Физкультминутка:

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить - нельзя.

Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели.

-Совершим путешествие в подводный мир.

-Просмотр видео о подводном мире.

-Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий.

Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого.

-И сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива.

2. Без воздуха живет она

И, как могила, холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит.

3. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов.

4. В глубине, где тишь и мгла,

Море штопает игла. 5. Люд морской встревожен -

Меч плывет без ножен.

6. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус?

7. Зубы в пасти: в три ряда.

Это не страсти, а беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он - "морской бандит".

Мускулисты его скулы,

Остерегайтесь встреч с…

8. Подставляя людям спины

В море нас спасут…

9. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …

-Прочитаем, что говорится в учебнике об обитателях морей и океанов. О каких обитателях морей вы узнали что-то новое?

-А теперь самостоятельная работа в рабочей тетради на странице 31-ой номер второй.

-Те учащиеся, у которых карточки на партах выполняют задание на них.

Вот и подошло к концу наше заочное морское путешествие.

-Так что же такое море?

-Какая особенность морской воды?

-Так сколько океанов на нашей планете?

-Какого океана раньше не было на карте?

– Каких обитателей морей вы знаете?

– А есть ли растения в морях?

-Оцените свою деятельность.

-Дополните любую фразу на слайде по данному уроку.  

-Море или океан

-Вода в море,  океане является горько-соленой.

-Вода и соль

Пробуют на вкус, описывают.

-Будет испаряться.

Выдвигают гипотезы.

-Слушают стихотворение, называют океаны.

-Называют океаны.

Пять океанов

Объясняют значение океанов.

При бережном отношении к морским ресурсам.

-Смотрят на карту полушарий.

-Рассказывают свои представления. Рассказывают впечатления о море.

Слушают.

-Называют моря.

-Называют моря с цветными названиями. (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)

Слушают учителя, смотрят слайды презентации.

-Часть океана, водоем с соленой водой.

-Выполняют физкультминутку.

-Смотрят видео о подводном мире

-Отгадывают загадки, смотрят слайды презентации.

-Медуза

-Рыба

-Скат

-Рыба-игла

-Рыба-меч

-Кит

-Акулой

-Дельфины

-Осьминог

-Читают по учебнику, цепочкой.

Отвечают на вопрос.

Выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях и на карточках.

-Часть океана

Отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Оценивают свою деятельность, дополняют фразы со слайда на выбор.

.Заключение:

Урок по окружающему миру во 2 «в» классе УМК «Начальная школа 21 века» На уроке присутствовало 27 учащихся. Класс активный, любознательный. Некоторые учащиеся класса на уроке показали себя с отрицательной стороны, имелся ребёнок с ОВЗ. Большинство учащихся активны, на протяжении всего урока добывали новые знания, стремились узнать что-то новое самостоятельно. На вопросы отвечали полным ответом. Внимательно слушали и понимали то, о чём я им рассказывала.

В начале урока настроила учащихся на работу художественным словом. На этапе актуализации знаний применила ИКТ аудиозапись «Шум морского прибоя», которая позволила мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке. После прослушивания аудиозаписи у учащихся появился интерес к изучению новой темы. На этапе открытия нового знания продемонстрировала учащимся опыт приготовления морской воды, который также увлёк учащихся, и было видно, что они желают узнать ещё больше по данной теме. Также на данном этапе было знакомство с морями, которое также было проведено с использованием ИКТ – это презентация, слайды которой показывались с целью демонстрации учащимся изображений морей. Используя презентацию на данном уроке было видно, что учащимся интересно и они лучше слушали учителя, так как видели то о чём рассказывалось им. Презентация позволила привлечь всё внимание учащихся к знакомству с морями.

Предложено на данном этапе учащимся путешествие в подводный мир. Путешествие также было реализовано через использование ИКТ – это видеозапись «Подводный мир». Учащимся было предложено посмотреть подводный мир и посмотреть, как в нём кишит жизнь. Просмотр видео сопровождался спокойной музыкой. Учащиеся класса открыли для себя после просмотра много нового и интересного и у них всё запомнилось, так как учитель им рассказала, но они ещё и увидели, поэтому информация усвоилась лучше.

Проведена интеллектуальная разминка: загадывала учащимся загадки, они отвечали, а ответ появлялся на слайде с изображением загаданного обитателя. В данной работе использование ИКТ- это презентация. Использовались слайды с целью демонстрации учащимся изображений обитателей морей и океанов. Учащиеся, когда слышали правильный ответ, то часто не понимали и не представляли обитателя, но после показа слайдов с изображениями обитателей у них складывалось название с изображением и они получали более точную информацию для себя.

По этапу итог урока было выявлено, что каждый учащийся усвоил новую тему урока. Большинство класса ответили на все вопросы и сделали верные выводы по изученному материалу.

По рефлексии можно отметить, что при дополнении фраз со слайда по данному уроку учащимся запомнилось с урока следующее: изображения морских обитателей и морей, которые были показаны в презентации, также им понравилась аудиозапись, так как некоторые раньше не слышали шума прибоя, и им было интересно услышать; на уроке было интересно учащимся смотреть видео о подводном мире, учащиеся так больше запомнили его красок и обитателей.

Можно сделать вывод, что цель урока достигнута и урок имел свой результат. С помощью использования на уроке разнообразного ИКТ урок прошёл целесообразно, эффективно, интересно и впечатлительно для учащихся. Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Список используемой литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 2 класс
  2. ИКТ на уроках в начальных классах

                http://festival.1september.ru/articles/655602/

  1. Использование ИКТ на уроках в начальной школе

http://uchitelya.com/pedagogika/8741-statya-iz-opyta-raboty-ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html

  1. Океаны и моря–водоёмы. Обитатели солёных водоёмов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...