Методическая разработка урока ОПК по теме «Христианская семья»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ярославцева Светлана Дмитриевна

Методическая разработка урока ОПК в 4 классе по теме «Христианская семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОПК по теме «Христианская семья»

Модуль: Основы православной культуры

Класс: 4 класс

Тема: Христианская семья

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала

                     по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи: 

  1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
  2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
  3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки  разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись.

  1. Организационный момент.        

Слайд 1  

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

  Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.

- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

         

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2  

 - Посмотрите на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу.  

  «Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи

Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского  дома, один из них сказал:

– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.        

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.

  - Назовите главную мысль данной притчи?

         III.       Сообщение темы урока. Формулировка целей

Слайд 9  

 -  Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

         IV.       Актуализация имеющихся знаний по теме.

  Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.                                                                                                                                      

- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья? 

 - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Слайд 10

 - Давайте построим свой дом под  названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.

   Работа со словарем.

- А сейчас посмотрим как раскрывается понятие семья в различных источниках.                                                                                                        - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

Слайды 11-13                               

  1.  Изучение нового материала.

 Работа с учебником.

- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия.                 - Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац.                                                                                                                              -  Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника?  Слайд 14  

  -  Почему он использует именно это сравнение?  

- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

 Слайд 15 

- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)                                                                             

  Слайд 16

   - А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

                                                           Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Слайд 17         

  - В слове семья много поучительных загадок и открытий.

  1. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.

- Что это значит?

В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

  1. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.

      3.  Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

   - Как вы думаете почему?

  - Скажите, а какая семья называется дружной?

Послушайте легенду  «О дружной семье».                    

 В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание».   «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».

- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.  

Слайд 18    

 В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.        

  Слайд 19

     - Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?

- Как вы ее понимаете?

  - Если  заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.

Физкультминутка

 

Рассказ учителя.

Слайд 20

Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

– Как называется это таинство?

Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.

   VI.       Первичное закрепление.

Слайд 21                                                                                                                                                                                - Что такое венчание?

 - Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

                   - Что означает венец над молодоженами?

                  - Почему венец имеет форму кольца?

- Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

Слайд 22

  - Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?

- Найдите определения в учебнике.

- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым?                                                                                                                                                                       - Что показалось удивительным?

Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье.                                                                                                                                                                   – Соотнесите начало пословиц с  продолжением и объясните их смысл.                    

1 группа         Слайд 23                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Вся семья вместе, так и душа на месте.                                                                                                                               Человек без семьи, что дерево без плодов.                                                                                                                  В хорошей семье хорошие дети растут.

2 группа      Слайд 24                                                                                                                                                                                                                                       Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.                                                                                                                                      В гостях хорошо, а дома лучше.                                                                                                                     Семья - печка: как холодно все к ней собираются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

3 группа        Слайд 25                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                В семье согласно, так идет и дело прекрасно.                                                                                                               В своём доме и стены помогают.                                                                                                                                  Семья сильна, когда над ней крыша одна.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. Домашнее задание.

Слайд 26-27   

Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.

1 группа – «Художники» - нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.

2 группа – «Писатели» - Придумать и записать несколько заповедей семьи.

3 группа – «Поэты» - Составить синквейн со словом семья.

  1. Рефлексия и оценка деятельности.

Слайд 28 

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?

- Какие Святые особенно почитаются в этот день?

Праздник «День семьи, любви  и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.

Слайд 29  

 - Когда отмечается этот праздник?

- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?

- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.

Если Вам урок понравился,  было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой серединкой.

Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.

  1. Итог урока.                                                                                                                                                                    - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность?                                                                            - Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»                                                                - Мне хочется закончить урок словами.
    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте.
    Берегите друг друга
    Обижать не давайте
    Берегите друг друга
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга
    Рядом вместе побудьте.
    Слайд 30                                                                                                                                              Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Тема урока: Христианская семья

Слайд 8

Семья

Слайд 9

Семья - группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами. С.И.Ожегов

Слайд 10

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. В.И.Даль

Слайд 11

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, связанных общностью быта, взаимной помощью. БЭС

Слайд 12

Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.

Слайд 13

Семья без детей, что цветок без запаха .

Слайд 14

Как появилось слово семья?

Слайд 15

7 и Я семя

Слайд 16

Семья Николая II

Слайд 17

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли

Слайд 18

«Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Конфуций

Слайд 19

Что такое венчание? Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? Что означает венец над молодоженами? Почему венец имеет форму кольца?

Слайд 20

Тактичность - Бремя - умение заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. тяжесть, тягота.

Слайд 21

№1 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

Слайд 22

№2 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Слайд 23

№3 Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье согласно, так идёт и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают.

Слайд 25

8 июля День семьи, любви и верности

Слайд 26

Семья в литературе

Слайд 27

Семья в живописи

Слайд 28

Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям!

Слайд 29

http://yandex.ru/images/search?text=картинки%20удоды&img_url http://pritchi.ru/id_2856 http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-seme.html http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/ http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_seme/krasivye_stikhi_o_seme/51-1-0-117 http://briefly.ru/_/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/ http://iplayer.fm/q/%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОДНКНР на тему "Христианское учение о спасении"

Урок "Христианское учение о спасении"  разработан по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль основы православной культуры) .Автор учебника Л. Л. Шевченко...

Урок ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Тема Христианская  семьяЦельформирование у учащихся представлений  о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи 1.Раскрыть сущность православного брака через христ...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме : "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Христианская семья" модуль ОПК...

Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья

Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....