рабочая программа по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Бахарева Светлана Анатольевна

Рабочая программа и тематическое планирование. окружающий мир 1 класс. Школа ХХI век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_klass_okruzhayushchiy_mir.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Окружающий мир» для 1 класса Н.В.Виноградовой ой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

   Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное  богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особенности обучения в 1 классе.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученный при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства первоклассника, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи. Литературное чтение создаёт условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды.

Основной особенностью при построении курса обучения  в 1 классе является его направленность на формирование у первоклассников умения  учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Программа рассчитана на проведение 2-х уроков в неделю, 66 часов в год.

                                                               Учебно-тематический план.

№ п/п

Содержание программного материала

ЗУНы

Количество часов

1

Введение. Что такое окружающий мир.

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Научится называть объекты окружающего мира, классифицировать объекты по разным основаниям.

1 час

2

Мы – школьники.

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется).

Получит знания о правилах поведения в школе, научится описывать назначение различных школьных помещений

2 часа

3

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Научатся рассказывать о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях в семье; своих любимых занятиях,

2 часа

4

Я и другие люди.

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях.

Научатся различать основные нравственно-этические понятия, рассказывать о своих друзьях.

5 часов

5

Ты и твоё здоровье.

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Научатся заботиться о своём здоровье. Познакомятся с правилами гигиены зубов, ротовой полости, кожи; с режимом дня и режимом питания, правилами поведения за столом.

6 часов

6

Труд людей.

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Научатся классифицировать предметы по принадлежности, участвовать в труде по уходу за комнатными растениями.

7 часов

7

Родная природа.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Научатся описывать сезонные изменения в природе, называть

царства природы, описывать признаки растения и животного как живого существа, описывать представителей растительного и животного мира из разных сообществ. Сравнивать домашних и диких животных.

30 часов

8

Родная страна.

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Научатся ориентироваться в понятии символика страны, называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Научатся анализировать дорогу от школы до дома, ориентироваться на знаки дорожного движения. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта.

11 часов

Итого.

64 часа

Практическая часть программы.

Форма работы

Содержание.

Экскурсии

Сезонные экскурсии в природу «Времена года»

Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом людей

Экскурсии в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов (по возможности)

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.

Оборудование аквариума, террариума.

Поурочно-тематическое планирование (окружающий мир)

Тема урока

Число

Введение. Что такое окружающий мир.

1

Этот удивительный мир.

Мы – школьники.

2

Давай познакомимся. Стартовая диагностическая работа.

3

Мы школьники. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе.

Родная природа.

4

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в природу.

5

Что нам осень подарила.

6

Грибная пора.

Семья.

7

Семья. О маме.

8

Любимые занятия. Воскресный день.

Труд людей.

9

Как из зерна получилась булка.

10

Человек и домашние животные.

Родная природа.

11

Октябрь уж наступил. Птицы осенью.

12

Явления природы.

Родная страна.

13

Где ты живёшь?

14

Правила поведения на дорогах.

Труд людей

15

Ты и вещи.

16

Кто работает ночью?

Твоё здоровье.

17

Твои помощники – органы чувств.

18

Правила гигиены.

19

О режиме дня.

20

Урок в спортивном зале.

Родная природа.

21

Ноябрь – зиме родной брат.

22

Ноябрь – зиме родной брат.

23

Дикие животные.

24

Звери- млекопитающие.

25

Что мы знаем о птицах.

Родная страна.

26

Родной край.

27

Дом,  в котором ты живёшь.

Родная природа.

28

В декабре, в декабре все деревья в серебре…

29

Какой бывает вода.? Промежуточная диагностическая работа.

Я и другие люди.

30

О дружбе.

31

Идём в гости. С наступающим Новым годом!

Родная природа.

32

Январь – году начало, зиме середина.

33

Январь – году начало, зиме середина. Экскурсия в природу.

34

Хвойные деревья.

35

Жизнь птиц зимой.

36

Жизнь птиц зимой.

37

Февраль – месяц метелей и вьюг.

38

Звери-млекопитающие.

39

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

40

Наш уголок природы. Растения уголка природы.

Я и другие люди.

41

Правила поведения

42

23 февраля

43

8 марта – праздник всех женщин

Родная природа.

44

Март – капельник.

45

Птицы и звери весной.

Родная страна.

46

Наша страна – Россия. Экскурсия в Москву.

47

Наша страна – Россия.

48

Богата природа России.

49

Богата природа России.

50

Мы – россияне.

51

Мы – граждане России.

Ты и твоё здоровье.

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

53

Здоровая пища. Какое бывает настроение.

Труд людей.

54

День космонавтики.

55

Весенние работы. Кто работает на транспорте. Экскурсия в парк.

Родная природа.

56

Апрель – водолей. Экскурсия в природу.

57

Жизнь насекомых весной.

 

Труд людей.

58

Зачем люди трудятся

Родная природа.

59

Май весну завершает.

60

Жизнь земноводных весной.

61

Животное – живое существо.

62

Природе нужны все.

63

Итоговая проверочная работа.

Родная страна.

64

Ты – пешеход.

           

                План проведения  проверочных и диагностических работ по окружающему миру.

№ п/п

Содержание программного материала

Вид работы

1

Мы - школьники

Стартовая диагностическая работа.

2

Родная природа

Промежуточная диагностическая работа.

3

Родная природа

Итоговая проверочная работа.

Литература, используемая учителем:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради  для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2012
  3. Окружающий мир. Программа. / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2012
  4. Окружающий мир. Методика обучения. / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2012

Наглядность.

  1. Таблицы к разным разделам материала.
  2. Плакаты (природные сообщества),
  3. Ландшафтные картины художников
  4. Портреты выдающихся людей России
  5. Географические карты
  6. Модели дорожных знаков, часов
  7. Муляжи грибов, фруктов, овощей
  8. Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов
  9. Живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  1. Демонстрационный экземпляр глобуса
  2. Демонстрационные экземпляры термометров
  3. Комплект луп
  4. Демонстрационный экземпляр микроскопа.

ТСО

1)Интерактивная доска;

2)Компьютер;

3)Презентационное оборудование;

Литература, используемая учеником:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради  для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...