Ягодная полянка 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Окружающий мир 1 класс "Ягодная полянка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagodnaya_polyanka.docx27.71 КБ
Файл kartochki.docx492.76 КБ
Файл ovoshchi-frukty.docx10.86 КБ
Файл soobshchenie.docx12 КБ
Файл vaza.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Ягодная полянка»

Цель: создание условий для осмысления правил поведения в природе.

Задачи: 

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать формированию готовности соблюдать правила поведения в природе и правила сохранения и укрепления своего здоровья;

- развивать представление учащихся о понятиях «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»;

- познакомить со значением ягодных растений для человека;

-  учить прогнозировать события, отвечать на вопросы.

Планируемые результаты 

Личностные:

- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при определении  темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;

- проявление способности к самооценке на основе критерия успешности выполнения работы в паре;

- получение представлений о разнообразии ягодных растений в России.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении  темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;

- прогнозирование и составление плана решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при определении  темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;

- контроль и коррекция способов и результата решения учебной задачи  по ранее составленному плану  при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;  

- оценка успешности решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры.

Познавательные:

Общеучебные:

- знаково-символические  - моделирование при определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод;

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении правил сбора ягод;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы учителя.

Логические:

- анализ, синтез, классификация при определении темы урока, отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод;

- подведение под понятия: «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении правил сбора ягод и поведения в природе.

Коммуникативные:

- осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем  (понимание  возможности различных позиций других людей, ориентация на позицию партнёра, учет разных мнений,  умение задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнёра) при фронтальной работе и работе в парах;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, включая монологическую речь  и диалог.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: поддерживающего обучения,  развитие критического мышления, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. 

Оборудование: MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.

Предварительно подготовить:

- картинки ( клюква, брусника, черника, земляника, малина, голубика);

- таблички к этим ягодам;

- выступления детей по этим ягодам;

- ягодное варенье;

- шаблоны вазочек для росписи ягодным узором.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Прозвенел звонок
  2. Начался урок
  3. Красиво стать
  4. 5 Тихо за партой свое место занять.

  1. Актуализация знаний.

        - Ребята посмотрите за окно, что вы там видите?

        - А какое это время года?

        - А какие еще времена года вы знаете?

        - Сегодня мы с вами попутешествуем и попадем в одно из этих чудесных  время года. А вот в какое,         вы догадаетесь, посмотрев эти картинки. Слайд 3-9.

        - Проверим. Конечно лето. Слайд 10.

        - Но для того, чтобы наш урок стал по- настоящему летним, давайте создадим свою волшебную         полянку( звуки-пение птиц): светит солнышко, поют птички, летают бабочки, цветут цветы.

        - У нас с вами получилось настоящие лето. 

        Мы тропинкой узкою сейчас свернём.
        Туда, где сосны рослые касаются небес.
        Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
        Где ягоды поспели и выросли грибы.  
Слайд 11

         - А вот и волшебная полянка.

         - Что же выросло на ней?

        - Как можно всё это назвать?

        Игра «Овощи — фрукты- ягоды».

        - А давайте соберем  в эту корзину некоторые растения. Что за растения мы сюда соберем, прочитайте (овощи.).

    - А вот у меня еще две корзины. Что сюда будем собирать? Прочитайте.

 (Дети раскладывают картинки в нужные корзины. Остаются ягоды).

  - А куда положите  клубнику, виноград? В какую корзину? (корзина -ягоды).Давайте же их соберем.

3.    Постановка темы и цели урока 

          -А теперь,  я буду загадывать загадки, а вы будете находить.

        Кто любит меня, тот и рад поклониться.                                                                                                                           А имя дала мне родная землица.   (Земляника) слайд 12

        Голубенькое платьице, кустарник небольшой,                                                                                                                А соком своим мажется - попробуй-ка, отмой.  (Голубика) слайд 13

        Много ягод в грозди этой.                                                                                                                                                             Поспевает знойным летом.  (Виноград) слайд 14

        Красных ягод пышный куст-                                                                                                                                                   Хороши они на вкус!  (Смородина) слайд 15

        Он колючий, словно ёж.                                                                                                                                                               В руки сразу не возьмёшь.  (Крыжовник) слайд 16

        - Какое слово получилось в итоге у вас ?  ЯГОДЫ.  Слайд 17

        - Сегодня мы с вами  продолжим разговор о дарах природы. 

        - Мы поговорим о ягодах, вспомним известные нам ягоды, узнаем  незнакомые и узнаем, чем же полезны ягоды для человека.

  1. Знакомство с новым материалом.  Формирование новых понятий и способов действий.

    - Ну что, продолжим наш путь:

     Встанем, шаг вперед и два назад,

     Повернитесь. Обернитесь.

   - Вот и пришли, мы с вами пришли на новую полянку. Слайд 18

   - Посмотрите, под каждым листочкам спряталась ягода. А какая ягода спряталась, вы угадаете по  первой букве. Слайд 18- 22.

   - Попробуйте  догадаться,  как  произошло  название  ягод  (голубика, земляника,).

   - Молодцы, нашли все ягоды.

   - На нашей волшебной полянке встретились все ягоды вместе, но в природе так не бывает. (Сообщение учителя)

   - О ягодах, которые растут в нашей местности, нам расскажут наши лесные друзья.

Выступления детей ( Подготовленные дети рассказывают, учитель показывает названные растения с помощью гиперссылок) слады 27- 29

  - А каких ягодах рассказали нам  друзья?

  - Все ли ягоды можно кушать?

  - Кроме съедобных в лесу есть и ядовитые ягоды: волчье лыко, вороний глаз.

  - На какие группы мы можем разделить ягоды?

  - А еще мы с вами можем разделить эти ягоды на две группы, в зависимости  от того, где они растут. В лесу или саду.

  Вывод: ягоды бывают лесными и садовыми; съедобными и ядовитыми. 

   - Две полянки прошли, ягоды рассмотрели. Устали наверно? Пора и отдохнуть. Привал у нас музыкальный. Слушайте музыку, смотрите на меня и повторяйте за мной движения, которые я буду показывать. Слайд 30

  1.   Физ. минутка

  1. Первичное закрепление материала.

  - А теперь садимся на пенечки -это наши стульчики, работать будем парами.

  - Давайте проверим, хорошо ли вы теперь разбираетесь в ягодах? Для этого вам понадобятся цветные карандаши - зеленый, желтый, красный.   У вас на партах карточки с заданием. Вы  должны разделить ягоды, на лесные и садовые. Лесные ягоды отмечаем - зелёным цветом, садовые – жёлтым. Слайд 31

  - Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Слайд 32

  - Поднимите ручку, кто выполнил правильно, так как у меня. У кого не так, по-другому?

  - Второе задание. Вы должны найти съедобные и ядовитые ягоды. Съедобные  - желтым, ядовитые – красным.  Слайд 33

   - Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Поднимите ручку, кто выполнил правильно, так как у меня. У кого не так, по-другому? Слайд 34

  - Поднимите руку, кто из вас сам собирал ягоды?

  - Какие ягоды вы собирали?

  - А где они растут?

  - А как вы их собирали?

  - Некоторые люди, собирающие в лесу ягоды, наносят вред растениям и природе.

 Слайд 35

   - Рассмотрите рисунок. Какой вред наносит человек ? (Человек собирал ягоды, при этом он обрывал листья, ломал кустики).

   - Почему, не стоит собирать ягоды при помощи совка?

Вывод: Действительно, посмотрите, после этого сборщика ягод остались почти голые кустики. На следующий год ягоды больше не вырастут.

Обобщение: - Что бы вы посоветовали этому сборщику ягод?

-  Собирать ягоды нужно аккуратно, не наносить вред растению.

-  Ягоды и вкусные и полезные. В ягодах много  полезных веществ. В народе говоря, что ягода - маленькая кладовая витаминов. Очень важно кушать разные ягоды.

- Предлагаю вам попробовать их.

- Но сейчас зима и свежие ягоды мы не можем попробовать, а будем пробовать- ягодное варенье.

 Игра «Угадай на вкус»    Слайд 36

Дети с закрытыми глазами пробуют разные виды ягодного варенья и отгадывают из какой ягоды варенье. (необходимо приготовить одноразовые ложечки!)

 Ягодные узоры (слайд 37)

Ягоды славятся тем, что их любят рисовать художники. Деревянная посуда, а сейчас и стеклянная, расписывается яркими, нарядными ягодными узорами. Слайд 37-40

  1. Творческое задание. 

Рассмотрите внимательно узоры. Для вас приготовила вот такие вазочки, если вы захотите, то дома по своему желанию можете составить свой ягодный узор. А затем мы оформим выставку в классе. Слайд 41

  1. Итог урока. Рефлексия

Вот  и закончилось наше Путешествие на лесной полянке.

- Чему научились на уроке? Что нового вы узнали?

- На какие группы можно разделить ягоды?

- Зачем собирают ягоды? Что из них делают?

- Молодцы! Слайд 42

Список используемых источников:

1. УМК "Гармония",

 Поглазова О.Т. Окружающий мир: Учебник тетрадь для 1 класса.

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

2. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для

 1 класса.  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

4. Интернет-ресурсы:

http://www.kostyor.ru/student/?n=329 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0 

http://www.nature-photographing.com

http://www.foragro.ru

http://www.smeshariki.ru

http://www.pelinggator.ru/ekskursiya-na-lug/ 

http://tana.ucoz.ru/load/232 



Предварительный просмотр:

Найди лесные ягоды и садовые.

  1. Лесные- зеленым цветом
  2. Садовые- жёлтым цветом

                      

                                                 

 

                                                     

Найди съедобные ягоды и ядовитые.

  1. съедобные - жёлтым цветом
  2. ядовитые - красным цветом

                                                   

                                               

        

                 




Предварительный просмотр:

 

 

 



Предварительный просмотр:

Черника- кустарник

Встречается на территории нашей страны.

Растет черника в зоне хвойных, лиственных лесов, на склонах гор.

Ягоды созревает в июле-августе. Ягоды сочные, черные, с синевато-сизым налетом.

Ягоды и листья черники используют  с лечебной целью, как  противовоспалительное средство, а так средства для улучшения зрения.

Из ягод брусники готовят - компоты, соки, сироп, желе, варенье.

Голубика

Народные названия: болотная ягода. Кустарник. Встречается на болотах и в хвойных лесах с болотистой почвой.

Плоды созревают в августе-сентябре.

Плоды используют как в свежем виде, так и в высушенном. Целебное действие голубики во многом сходно с действием черники.

Сок из свежих плодов - приятный и освежающий напиток, утоляющий жажду.

Клюква- кустарник

Встречается на территории России.

Растет на болотах.

Созревание ягод, в зависимости от погодных условий в конце лета.

Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях и не даёт им появиться.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Ягодная поляна" 1 класс

Конспект урока окружающего мира, проведённого в 1 классе...

Сценарий праздника для начальных классов "Осенние приключения в ягодном лесу"

Сценарий данного праздника подготовлен для учащихся 2-3 класса. Весь материал выполнен в стихотворной форме,которая способствует лучшему запоминанию роли детьми. Праздник построен в форме увлекательно...

Презентация к проекту Фруктово-ягодная азбука

Презентация-результат проекта. В ней собран материал (стихи, загадки, картинки) о фруктах и фгодах. материал можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, а также на занятиях в детском саду....

Россия – Родина моя. Лесные ягодные богатства нашей страны.

Классный час из серии мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма....

Проект по обучению грамоте "Фруктово-ягодно-овощная азбука"

Данный проект "Фруктово-ягодно-овощная азбука" выполнен учащимися первого класса в букварный период. Получилась новая азбука. Имеется презентация....

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

ЯГОДНАЯ ПОЛЯНКА

ЯГОДНАЯ ПОЛЯНКА...