"Путешествие семян"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Крюкова Татьяна Витальевна

Урок с ипользование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_semyan.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  окружающего мира

3 класс

Тема «Путешествие семян»

УМК « Школа России»

Учитель  начальных классов Крюкова Т.В.

Цель урока : дать представление о различных способах распространения растений в природе

Образовательная: расширять знания учащихся о жизни растений, закрепить знания о размножении и развитии растений из семени.

Развивающая: развивать наблюдательность, самостоятельность, навыки сотрудничества, творческие способности , расширять кругозор.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни растений, стремление больше знать, интерес к предмету.

Оборудование:

1. Схемы : «Размножение растений», «Развитие растения из семени».

2.Гербарий растений: липа, клен, береза, рябина, подорожник, лопух, ясень, сирень.

3.Рисунки растений: недотрога, одуванчик, кувшинка.

4. Образцы семян изучаемых растений.

5. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

 Ход урока:

I. Организационный момент:

Послушайте стихотворение и доскажите словечко.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка, и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг ….. (природа)

II.Актуализация знаний.

- Вспомните и скажите, на какие 2 группы делится природа?

- Назовите признаки живой природы .

- На предыдущем уроке вы узнали, как размножаются растения.

Давайте вспомним, чем могут размножаться растения, и заполним схему:

             семенами                          черенками

   корневищами              Размножение растений     клубнями

луковицами             усами

(Ученики приводят примеры,  схема заполняется частями растений и названиями растений + рисунки растений).

- Ребята, вы уже знаете, что большая часть растений вырастает из упавших в землю семян. А какие же условия нужны для семени, чтобы оно развилось в растение?(свет, тепло, воздух, вода).

Многие из вас проделали опыт, чтобы увидеть как из семени фасоли или семени гороха будет развиваться растение.(Показ учителем одного из растений).

-Давайте по наблюдениям расскажем, как развивалось ваше растение из семени.

- Ученик рассказывает по схеме как развивалось его растение.

Мы будем продолжать наблюдать за развитием наших культурных растений.

III. Сообщение темы урока.

-А что же происходит в природе с семенами дикорастущих растений?

- Послушайте  мой рассказ и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, т.е. попробуйте сформулировать тему урока.

- Человек способен объездить весь земной шар и даже побывать в космосе. Далеко от родных мест улетают птицы и насекомые. Убегают, уползают или уплывают другие животные. И только растению суждено прожить всю жизнь на одном месте- там, где ухватился корнями за родную землю его корень. Но освоение новых мест свойственно и растениям. Они прорастают своими корневищами в почве на многие метры. Отправляют путешествовать свои семена. Для этого у семян есть приспособления.

-Кто же догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Путешествие или распространение семян.»

IV. Работа по теме урока.

-Сейчас вы будете работать в парах и  выполнять практическую работу .

-У вас на партах лежат коробочки, которые вы сделали на уроке технологии.

- Откройте их. Что вы увидели? ( в коробочках лежат плоды с семенами).

-  Послушайте загадку, отгадайте ее, найдите плод с семенами этого растения и положите его перед собой.

После того, как ученики отгадали загадку, показываю отгаданное растение из гербария.

Загадки:

1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают. ( липа)  

2. Клейкие почки

Тонкие листочки

С белой корой

Стоит под горой. (береза)

3. Отгадайте ребус ( рисунок клест, буква Н)( клен)

- Рассмотрите эти плоды с семенами.

- Чем они похожи? (есть крылышки)

- А зачем плодам нужны крылышки?

- Кто же помогает путешествовать этим семенам? (ветер)

4. Красные ягоды этого дерева

Ярче небесной вечерней зари.

Ну, а зимой это лакомство птичье

Ягоды дружно клюют снегири. ( рябина)

5. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Но однажды добрым людям,

Раны вылечить помог.(подорожник)

6. Вырос в поле злой и колкий.

Во все стороны иголки.

Кто ни прикасается,

За того цепляется.( лопух или репейник)

- Есть ли у этих плодов с семенами крылышки?

-А как же они распространяются? Кто догадался?

Плод репейника путешествует, цепляясь своим крючочками за одежду человека или шерсть животных.

- А подорожник?

Послушайте рассказ.(Ученик рассказывает своим одноклассникам).

Осенью дороги раскисли от дождя, семена подорожника высыпаются из коробочек прямо в грязь. Грязь прилипает к обуви прохожих. Выйдя на сухое место, человек очищает грязь с обуви. Так семена подорожника перебираются на новое место. Семена клейкие, хорошо прилипают к почве. Поэтому их не сдует ветер и не смоет вода.

- Сделайте вывод: как же могут  распространяться семена?

-У вас в коробочках остались еще плоды с семенами.

Покажите плод, который путешествует с помощью ветра.

-Кто узнал это растение?

Правильно, это ясень.

Осталось узнать последнее растение.

Благоухает и манит, 
Цветами нежными дарит, 
Протянешь руку за плетень - 
И в ней окажется …  (сирень).

Как вы считаете, кто помогает распространяться этим семенам?

-Подведем итог нашей практической работы: Как же семена путешествуют или распространяются в природе?

V.Физкультминутка.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг.(ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!(потягивания - руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево.(наклониться, коснуться левой ступни правой рукой и наоборот)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули.(потягивания-руки вверх)

Отдохнуть мы все успели,

И за парты тихо сели.

- А сейчас послушайте сообщение об одном удивительном растении .(рассказ ученика)

У нас , в средней полосе России, есть очень интересное растение, которое называется недотрога. Если дотронуться до ее плодика, то он сразу же «взрывается», выстреливает в вас липкими семенами.  Таким образом недотрога расселяется по земле. Такой способ называется самораспространением.

-Растениям нужно думать о расселении. Просто расселяться одуванчику. Почему?

- Правильно, ветер подхватит его плоды - парашютики и перенесет на необжитые земли.

- Нехитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки –вода унесет их семена.

-А что делать тем, кто растет в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоем?

-Водные растения приспособились так: семена кувшинок прилипают к лапкам и перьям уток, куликов и чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водоплавающих птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема в водоем.

-А почему же семена должны путешествовать?

Об этом нам расскажет статья в учебнике.

 Откройте книги на странице 82 и прочитайте первый абзац.

Дайте ответ на мой вопрос.

VI. Самостоятельная работа.

Сейчас каждый из вас получит карточку.

Внимательно прочитайте задание и попробуйте его выполнить.

VII . Итог урока.  Рефлексия.

- Что узнали нового на уроке?

- Когда было интересно?

- Оцените свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение семян

Презентация к уроку по теме Распространение семян". ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при фронтальной работе с классом. Смена слайдов по щелчку. Смена анимации внутри слайдов автомати...

Урок окружающего мира "Распространение плодов и семян"

Умк "Перспективная начальная школа". На уроке учащиеся получат представление о способах распространения семян и плодов некоторых растений в природе....

Проект по окружающему миру "Изучение условий прорастания семян"

Перед нами возникла проблема "Какие условия необходимы для прорастания семян?" Мы много читали, экспериментировали, думали. И поняли, чтобы использовать дары природы - надо много трудиться!...

Исследовательская работа "Условия, необходимые для прорастания семян"

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фас...

Особенности распространения семян на новые места.

Урок по окружающему миру, 1 класс...

Проект по курсу РОСНАНО "Путешествие плодов и семян"

Данную работу дети выполняли по курсу РОСНАНО "Школа на ладони"....