Жизнь лесных зверей зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Материал об особенностях жизни зверей зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pervyy_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

                                      (1-й урок, всего 2 урока).

Цель:  Познакомить учащихся с  особенностями жизни зверей зимой.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

 Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная с элементами  работы  в  парах.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, слайды о животных.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

                                                   Ход урока:

Содержание

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- У нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, улыбнитесь мне.


Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У  КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!


-Ребята, вы хотели бы найти клад?

-А что это такое?



-Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше.


- Что это?


-Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Учащиеся  приветствуют  учителя, внимательно  слушают  стихотворение, настраиваются  на  работу.


-Да

-  Клад - это богатство, деньги, золото, драгоценности.






Ответы  детей:






                                                                       

Личностные УУД:

Смыслообразо-

вание.













Коммуникативные УУД

групповое взаимодействие.

2. Актуализация опорных знаний.

-Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, о каком времени года в нём говорится?

-Всё кругом бело – синее,

Всё в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней.

(Мы будем говорить о зиме)

Слайд 2.

- Назовите признаки зимы.

(Зима - самое холодное время года.

Солнце светит, но не греет.

Небо пасмурное, хмурое.

Дни короткие, ночи длинные.

Замерзает почва и водоёмы.

Земля покрывается  снежным покровом.)


Слайды 3,4.




-А какие зимние месяцы вы знаете?


Слайды 5,6.



-А сейчас приготовьтесь работать в парах. Мы поиграем в игру «Мазайка».


Игра «Мозайка»

Алгоритм выполнения:

- Достаньте из конвертов мозайку;

- внимательно рассмотрите и уберите лишние детали;

- из оставшихся деталей соберите иллюстрацию;

- выполнив работу, поднимите руки.


- Что изображено на иллюстрации?


- По каким признакам вы определили, что это зимний лес?





Демонстрация презентации «Жизнь лесных зверей зимой. »                

 Слайд 7.


- Сегодня на уроке мы с вами отправимся  путешествовать по зимнему лесу.

- Как вы думаете, кого мы можем встретить в зимнем лесу?



- Что общего у этих животных?

Слайды 8,9.




- Как назвать одним словом этих животных?


- Так о чём мы будем говорить на уроке?


- Пришла зима. Завалила лес огромными сугробами. Глубок снег, спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки.  Только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса.

- Как вы думаете, как живётся зимой лесным зверям?


Слайды 10,11.





-Да, зима - очень серьёзное испытание для лесных  зверей.


- Что бы вы хотели узнать о жизни диких зверей зимой?



- Где мы будем искать ответы на свои вопросы?







-о зиме




Называют признаки зимы:

-зима самое холодное время года;

-солнце светит, но не греет;

-небо пасмурное, хмурое;

-дни короткие, ночи длинные;

-замерзает почва и водоёмы;

-земля покрывается  снежным покровом.


Называют зимние месяцы:

-декабрь, январь, февраль.







Дети работают по алгоритму в парах.



Выполнив работу, дети, взявшись за руки, поднимают их вверх.

Ответы детей:

- зимний лес.

Называют признаки зимнего леса:

-деревья стоят голые;

-земля и ветви деревьев покрыты снегом.



Сравнивают со слайдом.

Складывают в конверт.



Перечисляют животных:

-волк, лиса, заяц, кабан, лось, белка.

Рассказывают  о признаках животных:

-тело покрыто шерстью, четыре лапы (ноги), туловище, голова, уши, хвост, острые зубы.

- Звери.



- О жизни лесных зверей в лесу зимой.







Высказывают свое мнение.

Тяжело зверям зимой. Стало холодно, морозно. Снег покрыл землю ковром, прикрыл траву, плоды, семена, закрыл корм, который остался с осени.




-Чем питаются? Как спасаются от морозов? Где спят?  Какие следы оставляют?


- В учебнике, в хрестоматии, спросим у учителя. Вспомним то, что уже знаем.

Коммуникативные УУД

парное взаимодействие.


Регулятивные

 УУД:


самоорганизация

при

выполнении

 работы   в парах.


Познавательные

УУД:

общеучебные,

логические

 умения





Коммуникативные УУД:

взаимодействие с учителем, одноклассниками, высказывание

своей точки

 зрения












Регулятивные

 УУД:

целеполагание

планирование деятельности

3. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать больше о  жизни лесных зверей зимой,  будьте внимательны и постарайтесь всё замечать и запоминать.

- Маша и Миша приглашают всех на борт вертолёта.

-Откройте учебники на стр.36-37,

 сядьте правильно.

-Итак, мы поднимаемся высоко над землёй.

(Слайд с изображением вертолета и звук работующего вертолёта)

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице 36-37.


- Что же мы видим сверху?







Открывают учебники.





Рассматривают  и обсуждают (в парах) картинку в учебнике на стр.36-37.

Ответы детей.

Мы видим лес. Он засыпан снегом. Деревья стоят, покрытые инеем.

Коммуникативные

 УУД:




взаимодействие с учителем, с одноклассниками


Познавательные

УУД: общеучеб-

ные действия

5. Изучение нового материала.

- Ребята, а кого вы видите  в зимнем лесу?  


-Каких зверей вы видите?


-А каких зверей нельзя увидеть сверху?

-Почему?



-А вы знаете, как они зимуют?


- Сейчас ваша задача: угадать, о каком животном идет речь, и рассказать всем как проводит зиму этот зверь.

Учитель загадывает загадки:

1.Трав копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Слайды 12, 13, 14, 15, 16.

-Как проводит зиму лось?

-Что вы об этом знаете, расскажите.


Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Запасов на зиму лось не делает. А такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лёжка лося-это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела.  При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда снег глубокий, ходить им тяжело. Зимой лоси собираются в группу и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом  может убить волка.

-А можно ли лосей встретить в нашей местности?


2.Эта рыжая плутовка

 И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.     (Лиса.)

Слайды 17, 18, 19, 20, 21.

-Кто из вас знает, как    проводит зиму лиса?

-Расскажите.


 По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается.

Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Вот с едой зимой плохо. Ведь лиса тоже запасов на зиму не делает. А в это время нет уже лягушек и птенцов, попрятались в норы мыши и полевки. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег. Тщательно обнюхивает снег, норки мышей отыскивает. Под снегом их не видно, но её чуткие ушки услышат, где под снегом мышка прошуршала. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Но не всегда может раскопать норку мышки под снегом или поймать зайца, поэтому, как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

-Ребята, а лиса  какая?


-А можно ли лису встретить в нашей местности?



3.Шапка бегает в бору

 У стволов грызёт кору. (Заяц).

                                                     

Слайды 22, 23, 24.

-Кто из вас знает, как    проводит зиму заяц?

-Расскажите.



Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу.        

 - А почему заяц может спрятаться на снегу?

А в сильные морозы и бураны он забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. Запасов на зиму заяц не делает. Приходится грызть горькую кору осинок и жёсткие ветки. Живёт заяц впроголодь, ждет, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомиться молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше.

-А заяц, какой?


-А можно ли зайцев встретить в нашей местности?

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,

Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.


4. Хожу в пушистой шубе,                         Живу в густом лесу,        

В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу. (Белка).


Слайды 25, 26, 27.


-Кто из вас знает, как    проводит зиму белка?

-Расскажите.

От мороза белку защищает лёгкая серая шубка да большое тёплое гнездо. Строит его белка на дереве из толстых и тонких сучков и прутиков. Щели между ними плотно конопатит мхом. А ещё гнездо устраивает белка в дупле. Оно  не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В гнезде, даже в сильные морозы, всегда около 18 градусов тепла. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.

-Ребята, а белка  какая?



-А можно ли белку встретить в нашей местности?



5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь).

                                                        Слайды 28, 29, 30, 31.


-Кто из вас знает, как    проводит зиму медведь?                                                     -Расскажите.


Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Жир-это запас пищи. Он лежит под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась поглубже и натаскает в неё мох и кору ели. А потом приткнет веток к корням и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесет. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.


-Ребята, а медведь какой?



-А можно ли медведей встретить в нашей местности?


-Встаньте, изобразите медведя.

-Молодцы, садитесь.


- Сделайте вывод, как приспособились животные к зиме?

-По-разному зимуют животные.

По-разному приспособились питаться звери в зимнее время.

- На какие группы можно разделить?


Слайды 32, 33.






-Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:

Расселить животных по домикам.  

     Слайд 34.

1 домик – звери, которые делают запасы на зиму.


2 домик - звери, которые впадают в спячку.


3 домик – звери, которые ищут корм .

1- белка, мышь-полёвка.

2- медведь, еж,

3- заяц, лиса, волк, кабан, лось


(проверка на экране)


-Не все животные делают на зиму запасы.

(Работа в тетради стр.27.)        

 - Раскрасить тех  животных, которые не запасают корм на зиму.


-Почему раскрасили именно этих животных?

Ответы детей:

-зверей;


-лося, зайца, лису;

                                       -медведя, белку;

-медведь спит в берлоге, а белка спряталась в дупло.


Ответы детей.





Внимательно слушают

загадку, отгадывают её.  

Лось


Ответы детей:

-рассказывают о животном, его особенностях зимовки.


Ребята  отвечают  на  вопросы,  опираясь  на  жизненный  опыт, свои  наблюдения.






.








Ответы детей:



Внимательно слушают

загадку, отгадывают её.  

Лиса


Ответы детей:

-рассказывают о  животном, его особенностях, зимовке.


Ребята  отвечают  на  вопросы,  опираясь  на  жизненный  опыт, свои  наблюдения.












 -рыжая, хитрая, пушистая, красивая, находчивая

Ответы детей:




Внимательно слушают загадку, отгадывают её.  

Заяц

Ответы детей:

-рассказывают о животном, его особенностях, зимовке.


Ребята  отвечают  на  вопросы,  опираясь  на  жизненный  опыт, свои  наблюдения.

Ответы детей:











-белый, быстрый, косой, трусливый


Ответы детей:



Выполняют движения.






Внимательно слушают загадку, отгадывают её.  

Белка



                            Ответы детей.


-рассказывают о  животном, его особенностях, зимовке.  


Ребята  отвечают  на  вопросы,  опираясь  на  жизненный  опыт, свои  наблюдения.











-серенькая, маленькая, шустрая, запасливая, весёлая, ловкая

Ответы детей.




Внимательно слушают

 загадку, отгадывают её.  

Медведь




Ответы детей.                                                

                                       -рассказывают о животном, его особенностях, зимовке.


Ребята  отвечают  на  вопросы,  опираясь  на  жизненный  опыт, свои  наблюдения.











-косолапый, неуклюжий, бурый, большой


Ответы детей.


 Выполняют движения.    



Обобщают услышанное.



                                       -звери, которые делают запасы на зиму;

 -звери, которые впадают в спячку;

-звери, которые ищут корм.







Распределяют зверей по домикам.













Выполняют работу в тетрадях.

Стр. 27




Ответы детей:

не запасают корм на зиму:

-волк, лиса, заяц, ёж, медведь.

Регулятивные

 УУД:

планирование деятельности


Коммуникативные УУД:

взаимодействие с учителем, с одноклассниками


Познавательные

УУД: общеучеб-

ные действия


Личностные УУД:

нравственно-

этическое

оценивание

















6. Закрепление  изученного материала.

-Ребята! Помимо тех зверей, о которых мы сегодня говорили, есть еще много зверей, которых можно встретить в  зимнем в лесу.

-Какие это звери?



-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему?


- Наше путешествие продолжается, но что это внизу на снегу виднеется, что за узоры на лесной полянке? Выгляните в окно вертолета.

(На слайде – зимние следы животных)

Игра: «Самый внимательный».

-Чьи там следы?


Чтение рассказа «Книга Зимы».

«В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это, только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в нем испещрен разными следами и следочками.

Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада, до новой пороши.

Но для того чтобы свободно уметь читать по следам, надо сперва научиться распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.

Много интересного из жизни лесных обитателей сумеете вы прочитать в белой книге зимы. Учитесь читать по следам о лесных происшествиях. Это должен уметь каждый натуралист».

Показ презентации

«Чьи следы?»

Учитель комментирует.




Ответы детей:

- лось, кабан, волк, куница, олень….


- еж, барсук, потому, что они впадают в спячку.




Рассматривают слайд.


Ответы детей.



Внимательно слушают рассказ «Книга Зимы».














Просмотр презентации.


Внимательно  слушают  объяснение  учителя, рассматривают  слайды, высказывают  своё  мнение.

Регулятивные

 УУД:

планирование деятельности


Коммуникативные УУД:

взаимодействие с учителем, с одноклассниками


Познавательные

УУД: общеучеб-

ные действия




8. Рефлексия деятельности.

-Наше путешествие заканчивается, пора приземляться.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Как вы считаете, мы достигли её?

-Что вам больше всего запомнилось?


- Хотите  ли узнать ещё что-то новое о лесных зверях?

-На следующем уроке мы узнаем , как люди помогают животным пережить трудную зимнюю пору. Мы познакомимся с интересными и познавательными рассказами в хрестоматии.

- Оцените свою работу на уроке.





-Давайте закончим урок словами:


Наша умная головка

Думала сегодня  ловко (погладить по голове)

Ушки всё услышали,

Глазки посмотрели,

Ручки всё исполнили,

А ножки посидели.


Высказывают  своё  мнение.

Формулируют  выводы  наблюдений.

Ответы детей.



-намечают вопросы, ответы на которые хотели бы получить на следующем уроке.



Дети оценивают результаты урока и свою  деятельность     (прикрепляют смайлики на доску).


Проговаривают слова, выполняют движения.


Регулятивные

 УУД:

самоконтроль,

самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"

Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы:                            ...

урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...

Жизнь лесных зверей зимой

Урок по окружающему миру в 1 классе  по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС  УМК "ПНШ"...

Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"

Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация: " Жизнь лесных зверей зимой"

Презентация по окружающему миру для 1 класса с загадками, картинками-обманками....

Разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"

Материал "Жизнь лесных зверей зимой" предназначен для учащихся 1-ого класса по программе "Перспективная начальная школа". Разработан в соответствии с ФГОС....


 

Комментарии

Урок понравился всем присутствующим коллегам.