Разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Материал "Жизнь лесных зверей зимой" предназначен для учащихся 1-ого класса по программе "Перспективная начальная школа". Разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesnyh_zverey_zimoy.docx136.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Андреапольская средняя общеобразовательная школа №3

 

  «Жизнь лесных зверей зимой»

 

Выполнила:

Петрова Оксана Геннадьевна,

учитель начальных классов

 

Цели: обобщить и пополнить знания учащихся о зимовке лесных зверей; выявить признаки сходства млекопитающих.

Задачи урока:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;    

- обогащать  жизненный опыт детей с помощью наблюдения;

 - дать представление  о том, что диким зверям  зимой нужна помощь.

Метапредметные:    проводить несложные наблюдения, делать выводы.  

Формирование УУД:

Познавательные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (наблюдение объектов, сравнение, анализ результатов).

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану,  коррекция;  оценка.

Коммуникативные: умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: обосновывать высказанное суждение, работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, презентация по программе SMART Notebook, учебник,  картинки животных и их следов на снегу.

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Цель поставить и задачи.

Пожелаем нам удачи.

Ведь заданья нелегки.

Так как мы - ученики.

2. Актуализация знаний (Слайд 2)

Вместе с нашими героями Мишей и Машей давайте вспомним, что вам известно о зиме. Какие признаки зимы вы можете назвать? (выпал снег, водоёмы покрылись льдом, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее).

- Какие зимние месяцы вы знаете?

3. Постановка целей урока (Слайд 3)

 – Отгадайте загадки:

Кто в лесу зимой холодной

Вечно бродит злой, голодный?

                        (Волк.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

                        (Медведь.)

-  Где живут эти животные?

- О каком времени года говорится в этих загадках?  

-  О чем мы будет говорить на уроке?

- Откройте учебник, рассмотрите центральный рисунок.  

-  Как вы считаете, о чём мы должны узнать на уроке? (О том  как зимуют звери зимой.)

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей?

- Какая главная причина изменения их жизни? (Стало очень холодно.)

 4. Открытие нового знания

1) И г р а  «Зоркий глаз». (Слайд 4)

На слайде 10 картинок с изображением млекопитающих (лиса, волк, заяц, еж, кошка, медведь, дикий кабан, лось, белка) и 2 картинки «лишние»: птица и насекомое (воробей, стрекоза). Учащиеся смотрят 3–4 секунды на картинки, затем учитель закрывает доску.

– Назовите животных, которых вы запомнили.

– Какие животные здесь «лишние»?

– Чем похожи лиса, волк, заяц, еж, кошка, медведь, кабан, лось, белка? (Тело покрыто шерстью, четыре ноги – пара передних и пара задних; есть зубы.)

– Этих животных называют млекопитающие, или звери.

2) Работа по теме урока

– Как звери готовятся к зиме?

– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.) (Слайд 5)

– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.) (Слайд 6)

– Кто не делает запасов на зиму? (Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».) (Слайд 7 )

– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.

– Все ли животные спят зимой? (Нет.)

– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?

Чтение учителем рассказа В. Бианки «На дне снежного моря».

«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»

– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

 

Мы пришли в зимний лес – ходьба на месте.
Снежинки в небе кружатся – руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся – движение рук ( фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал – прыжки на двух ногах.
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас- приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы пришли домой – садимся на свои места
.

4. Первичное закрепление

  1) Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  

– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.

– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)

– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)

– Расскажите, что вы знаете об этих животных.

2) Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

– Каких животных вы видели в зимнем лесу?

– Как зимуют эти звери?

Проблемный вопрос:

– Какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает? (Заяц.)

Учитель  читает  рассказ  «Какой  зверь  по  снегу  в  лесу  на  лыжах бегает?».

Ответ: Это заяц, потому что у него задние ноги длиннее, чем передние, и он как будто на лыжах катится.

Работа в парах. Рассмотрите рисунок к рассказу. Определите, где следы передних, а где – задних лап русака. Отличаются ли следы задних лап от следов передних?

3) И г р а  «Найди ошибку». (Слайд 9)

– Рассмотрите рисунок. Художник нарисовал зимний лес, но сделал несколько ошибок. Что неправильно на этом рисунке?

– Какие времена года встретились здесь с зимой?

4)   Работа в группах  «Кто зимой не спитКласс разделить на 4 группы. Каждая группа получает задание на карточке.(Слайд 10)

1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)

2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)

3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)

4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие животные спят зимой?

– Какие животные не спят зимой?

    V. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

Зелёный кружок - работал очень хорошо, во всем разобрался.

Жёлтый кружок – работал хорошо, но не во всём разобрался.

Красный кружок – на уроке не работал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"

Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы:                            ...

урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...

Жизнь лесных зверей зимой

Урок по окружающему миру в 1 классе  по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....

Жизнь лесных зверей зимой

Материал об особенностях жизни зверей зимой...

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС  УМК "ПНШ"...

Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"

Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация: " Жизнь лесных зверей зимой"

Презентация по окружающему миру для 1 класса с загадками, картинками-обманками....