Экологический проект "Наши добрые дела"
статья по окружающему миру (2 класс) на тему

Краснова Марина Викторовна

Не первый год принимаю участие в апробации учебно-методического пособия по экологическому образованию школьников, разработанного сотрудниками ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г.Чернышевского, в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление   Саратовской области на 2009-2013 г.г.» в процессе реализации регионального проекта  «Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решения экологических проблем». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnova_m.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Краснова Марина Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48»

г. Саратов

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Экологический проект

« Наши добрые дела»

« Школьные подруги , верные  друзья,

Переменки и уроки -

Это школьная семья».

Моя школьная семья - это мой 2 «А» класс.

23 личности и индивидуальностей, 46 веселых и озорных глаз, которые требуют ежедневной отдачи эмоций, и конечно   же, знаний. Это вездесущие, любопытные мальчишки и девчонки, у которых масса

«почему», «зачем», у них огромный источник желания что-то делать, лишь бы не сидеть на месте, лишь бы голова и руки были заняты. Школьное утро начинается с рассказов о каких-то интересных фактах из  собственной жизни, историй, прочитанных в книгах. Мы принимаем участие в школьных спортивных соревнованиях, различных конкурсах рисунков и поделок, тематических праздниках и проектах. Мало!

        Не первый год принимаю участие в апробации учебно-методического пособия по экологическому образованию школьников, разработанного сотрудниками ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г.Чернышевского, в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление   Саратовской области на 2009-2013 г.г.» в процессе реализации регионального проекта  «Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решения экологических проблем». Поэтому я  решила предложить своим второклашкам поучаствовать в таком проекте. В ответ услышала дружное «Будем!».

Итак,  мы стали участниками экологического проекта « Наши добрые дела».

Первое знакомство ребят с работой по дневнику началось с выяснения значения названия проекта « школа добрых дел».Тут появилась масса высказываний и предположений: делать добрые дела в школе, в семье, друзьям, в своем доме и т. д. Являясь лишь помощником и проводником в данном виде деятельности школьника, пришлось обращать внимание детей на слово « экологический». Вспомнили еще раз, что такое слово экология, а тут уже и   проблемный вопрос нашего главного почемучки класса Стаса: а для чего это нам надо?  Выстраиваю на доске цепочку

 «человек-природа», прошу расставить стрелочки, рассуждаем о взаимосвязи.

Человек ежедневно решает вопросы:  как и чем питаться?  Как и чем  защитить себя? Как использовать природные ресурсы и можно ли предвидеть природные катастрофы.

Отвечая на эти вопросы, необходимо у  детей формировать такой         взгляд на жизнь и дать определенный багаж знаний, чтобы они могли осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и учились жить в относительной гармонии с природой и самим собой.

Учитывая возрастные особенности детей своего класса, я решила свести работу по экологическому дневнику к игре.

Дети в этом возрасте уже имеют опыт экологической культуры, способны вести наблюдения за окружающим миром,  анализировать, делать выводы, знают правила поведения в природе, умеют обращаться с представителями растительного  и животного мира. Дети способны на эмоциональные переживания, могут воплотить свои замыслы в маленькие творческие мастерские в идее рисунков и поделок, в рассказах.

Всем ребятам понравился тезис  на странице первой, а самое главное, они обратили  внимание на ключевые слова - пообщаемся, поиграем.

Я просмотрела весь дневник  заранее и пришла к выводу  не следовать  четкому выполнению заданий в соответствии нумерации. Будем выполнять задания по-своему.

Сначала выполнили задания 1,3,4,5,6 и собрали   огромную   коллекцию загадок, стихов и частушек  о школе,  « выпустив»  свой собственный журнал под названием « Про школу». Работа настолько увлекла детей, что собранный материал вылился в целый архив  творчества. Которым можно будет воспользоваться при подготовки к   любому мероприятию.

Легко и непринужденно, с увлечением, с искоркой в глазах, вот именно так хочется начинать  любое дело, вовлекая всех ребятишек в классе в общее мероприятие.

А все собранные ими загадки, стихи и частушки на школьную тему осядут  в детской памяти, и при возможности, будучи взрослыми, они не раз вспомнят эти забавные минуты из их жизни, переживут заново яркие моменты и чувство радости, собственную значимость в жизни классного коллектива.

И это не просто слова, а стопроцентная  уверенность, что становясь старше, мои дети сумею применить свои знания. Станут нужным звеном в этом сложном механизме под названием « школьная жизнь».

Затем мы выполнили задания 2,7,8,9,10,11. Результатом стал коллаж: выполненный на уроке технологии. Дети  принесли картинки и открытки  разных предметов, которые связаны со школой, здесь были и ученики - веселые и грустные,  растения и животные, машины. Все пригодилось.  Коллаж получился ярким, красочным, а главное содержательным.  Ребята придумывали свои истории, глядя на отдельные фрагменты  мозаики, которые сложились в общую картину жизни в школе.

И опять вместе, и опять дружно. Учение с увлечением. Рядом с объектами неживой природы расположены объекты живой.  В очередной раз отвечаем на вопросы: какова роль растений в нашей жизни? За что мы можем сказать природе спасибо?  Дети, играя, дают ответы на и повторяют правила взаимодействия человека с природой. Выражением более активной позиции « защитника  зеленых друзей» - уход за растениями,которые есть в кабинете и в школьных коридорах. Маленькая, но жизненная ситуация, ребята проявляют заботу о растениях, приобретая опыт общения с природой, обогащая себя позитивными эмоциями, которые так сегодня необходимы.

Выполняя задания в дневнике, я все время детям задавала вопрос: какое доброе дело мы с вами можем сделать?

Решили по примеру старших друзей выращивать лук  для школьной столовой  и цветочную рассаду для вазонов, расположенных на территории школы. Принесли луковки, поставили в стаканчики с водой. Некоторые так увлеклись, что своим луковкам дали имена, тут вспомнили и  про Чипполино.

Вот так день за днем ведем наблюдения. Живем в ожидании, когда же лучок вырастет и мы сможем угостить « живыми витаминами» взрослых и детей нашей школы. А как было интересно сажать семена петуньи!Сколько  было эмоций. Советов по посадке. А уж, когда проклюнулись первые ростки, восторгам детей не было предела. Каждый день наблюдаем за росточками. Еще немного и  наши саженцы зацветут, и будут все лето радовать не только нас и местных жителей, а  первого сентября яркие глазки цветов встретят нас уже третьеклассниками.

Задания в дневнике настолько увлекательны, что нам  с ребятами всегда мало времени на их обсуждение, но я не переживаю по этому поводу, знаю,  что большинство из них, придя домой, в живой беседе с родителями делятся впечатлениями и получают массу советов от старших, еще раз учатся и запоминают. Эти знания – груз нужной информации, когда-нибудь пригодятся, а сотворчество взрослого и ребенка никогда не проходит бесследно, и в детской душе сохранятся крупиночки здравого сознания о правильном образе жизни.

Самое большое по объему задание –№ 27. Выполняли с огромным интересом. Результат  - эскиз проекта «Дорога от школы до дома» На свободной стене прикрепили ватманы, схематично изобразили микрорайон, нарисовали школу. А дальше по заданию : какие культурные и природные объекты встречаются на твоем пути от школы до дома? И вновь из кусочков аппликации получился « мир, в котором мы живем», в его единстве, разнообразии, неповторимости.

Заключительным этапом работы  было задание – предложить своей проект. Заранее вспомнили, что такое проект  и его основные этапы. Предложений  было много и разных. Но меня  поразила наблюдательность моей ученицы Юли, своим основательным подходом к выполнению задания № 27 на странице 28 (« Подойди к дереву , которое встречается на твоем пути и приложи ухо к его стволу…»). Ключевой фразой  в ее ответе было предложение  из задания : посчитай, какое количество деревьев встречается на твоем пути? Ребята получили задание посчитать количество и изучить видовой состав деревьев. Сказано- сделано. Собрали информацию. Стали думать , что из этого может получиться из этого. Помогли родители. Решили прогуляться все классом да еще и с родителями к центру детского творчества.  Бабушки и мамы стали вспоминать про наш микрорайон. И вот она идея! Улица имени М.В. Ломоносова-главная улица нашего микрорайона.

Здесь и наша школа и  спортивный комплекс, магазины и аптеки, детский клуб и ,конечно же, всем известный завод «Технического стекла». А знаменита она еще и зеленой аллей. Кто  в детстве не бегал в детский клуб «Романтик» в кино на мультфильмы; кто не катался на новеньком велосипеде по дорожкам этой аллеи; кто, сидя на лавочке под кустом акации, не катал детскую коляску?

Да сегодня, мои ученики, каждое утро бредут в школу, переворачивая ногами ворох осенних листьев, любуясь красками единственного кустика рябины, а зимой можно побродить, среди заснеженных лавочек, глядя на небе сквозь кружевной узор  на ветках старых тополей. Жизнь идет, а улица, как говорится,  стоит.  Была ее молодость.  Сегодня  аллее   на улице им. Ломоносова -55 лет. Возраст…Да и деревьев стало меньше.

Итак, проект приобрел жизненность. Придумали название «Аллея детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Статья по экологическому воспитанию "Наши добрые дела"

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологическ...

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Агитбригада "Делай доброе дело"

Ребята выступали на районном слете волонтеров "Нести добро и радость людям"....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"

Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....