Урок развития речи "Фрукты"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Базюк Ирина Владимировна

Интегрированный урок развития речи и логопедии в 4 классе ССД (ГУО) специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме "Фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazyuk.golovanova.razvitie_rechi.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь учителя и логопеда на уроках развития речи в классе

для детей с выраженной степенью умственного недоразвития.

Учитель-логопед Голованова Л. П.

Учитель начальных класов Базюк И. В.

Тема:

Фрукты (согласно  местным  условиям).

Употребление  в  пищу.

Образование прилагательных  от  существительных.

Цель:

Уточнить, расширить  и  закрепить  словарь  по  теме  «Фрукты».

Задачи:

Обучение  употреблению   в  речи  названий  знакомых  фруктов, расширение   словаря  прилагательных (яблочный, апельсиновый, грушевый, персиковый, сливовый ).

Развитие   зрительного,  слухового  внимания  и фонематических  процессов.

Укрепление  учебной  мотивации, развитие  социальных  форм  поведения (покупка  в  магазине).

Оборудование:

муляжи, демонстрационные  карты, инд. карточки, натуральные  фрукты  и  соки

Этапы

1.Орг.момен















2.Вступ.часть









3.Мелкая моторика





Артикуляция




Речевое дыхание





4.Работа по теме






























Игра на

На 3 уровня.

«Найди- назови»















6.Физминутка













7.Употребление

Фруктов в пищу


















8. Образование

прилагательных от сущест-х










Активизация словаря в игре











9.Закрепление








10. Итог урок



















11.Дом. задан

       Содержание

Проверить  готовность к  уроку. Правильная посадка. Эмоциональный  настрой  на  положительный  результат.

Я  знаю, что вы, ребята, всегда  на  уроке  активны,  стараетесь  правильно  выполнить  задание, внимательно  слушаете  учителя. И  сегодня  на  открытом  уроке  все  постараются  и получат  хорошие  оценки.

Владик- будет громко отвечать,

Юля- будет  внимательна,

Никита- повторит  все  слова,

Вася- будет  внимательно  слушать, чтобы понять задание.

Витя и Родион- будут четко и правильно отвечать на вопросы, читать без ошибок.


У нас  урок  развития  речи. Мы  поговорим о фруктах. Вспомним названия фруктов. Поговорим  о  том, как правильно фрукты едят  и  какие  соки  можно  из  них  приготовить.

Чтобы  справится  со  всем, что запланировали,  сделаем  разминку.


Пальчиковая гимнастика.

1- «Тучка, солнышко»

2- «Тучка, солнышко» с усложнением

3- «Ножницы»

4- «Человечек шагает»

5- «Зайки»

Артикуляционная гимнастика.

1- открыли ротик, закрыли (для челюсти)

2- «улыбка», «трубочка» (для губ)

3- «часики», «лопатка» (для языка)

Развитию речевого дыхания

Понюхайте цветочек

Подуйте  на цветочек

Губные гармошки.



Работа  над  лексикой.

А  какое  сейчас  время  года? (ОСЕНЬ)

Стихотворение В.Волиной

Осень  добрая пришла,

Нам  подарки  принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

Подарки осени- покажем корзину.

Называем фрукты  хором. Это  яблоко, это груша, это  апельсин, это банан, это слива.

Одним  словом  как  это  назвать?

Что  это? ФРУКТЫ- закрепляем  родовое  понятие. Фрукты растут  в  саду  на  деревьях.  Повторяем хором, прохлопаем.


Ф

Р


К

Т



Посмотрите, в этом  слове  не  хватает  гласных, две  буквы убежали. Нужно  вставить  недостающие  буквы. Подумайте,  какую гласную  нужно  вставить  в  середину  слова

(фрУкты), кто знает –поднимайте  руку.

Последней  буквы  тоже нет. Постарайтесь  услышать  какая  буква  убежала (фруктЫ).

Читаем  хором- ФРУКТЫ.


Поиграем  с  фруктами.

1 группа- Юля, возьми яблоко. Что ты взяла?

   Найди  на  доске  картинку «яблоко».

    Влад, возьми грушу. Что ты взял?

    Найди картинку «груша».

2 группа- Никита, возьми  апельсин. Что это?

   Найди  на рисунке  апельсин.

   Вася, возьми  банан. Что это? Найди

   изображение  банана.

3 группа- какой фрукт  еще  никто  не  брал?

  Возьми. Что это? Посмотри  на  вазу с фруктами  там есть слива? Покажи.

  МОЛОДЦЫ - вы были  внимательны, все фрукты  нашли  правильно.


Развитие  общей  моторики

Как  румян  осенний  сад!

                           (легкие хлопки  по щекам)  

Всюду  яблоки  висят.

                           (руки  вверх)

Краснобоки, краснощеки

                           (руки  на поясе, повороты)

На  ветвях  своих высоких

                                       (руки  вверх)

Точно  солнышки  горят.

       (руки  вверх- растопырить пальцы)



Вспомним,  как правильно  нужно  употреблять  фрукты  в  пищу. Все фрукты нужно тщательно  помыть перед едой.

Обратить внимание  у  фруктов  есть  кожура, мякоть, а у некоторых  есть косточки.

У апельсина  срезаем  кожицу, делим  на  дольки.

У банана снимаем  кожицу и нарезаем колечками.

У яблока  и сливы кожуру можно не срезать.

Яблоко просто разрезаем  на дольки, а  сливу  разрезаем  пополам и вытаскиваем  косточку.

Из мякоти   этих  фруктов  можно  приготовить  соки. Соки  очень  полезны  для  детей, в них  много  витаминов.

Сок  из  яблока  называется яблочным.

                     Повторим хором.

Сок  из  сливы……………. сливовым.

                    Повторим хором.

Сок из груши…………….. грушевый.

                    Повторим хором.

Сок из апельсинов………..апельсиновый.

                       Повторим хором.

Сок из персиков…………персиковый.

                      Повторим хором.

Соки можно  приготовить дома, а можно  купить  в  магазине.


Игра «Магазин» на 3 уровня.

1группа (Юля, Влад)- пойди  и  купи  любой сок. Какой сок ты  взял?

(помощь 2-3 гр)


2 группа (Никита, Вася)- пойди в магазин, купи яблочный сок. Какой сок  ты  взял?


3 группа (Витя, Родион)- какой сок  ты  любишь  больше  всего? Пойди  и  купи свой любимый сок. Какой  сок  ты  купил?


Показ слайдов.

Как  называется  сок из  яблока?

Как  называется  сок из персика?

Как  называется  сок из груши?

Как  называется  сок  из сливы?

Как  называется  сок из апельсина?



Логопед. сегодня  на  уроке  мы  с  вами  закрепили  названия  фруктов, узнали  как  правильно  кушать фрукты, научились  правильно  называть  фруктовые  соки. Если  вы  пойдете  в  магазин,  то  сможете  выбрать  и купить  свой любимый сок.

Учитель. Очень  активно  работали  Витя и Родион- громко проговаривали  слова, точно  выполняли  все  задания.

(Оценки  на карточке).

Вася  старался, очень  активно  работал  на  уроке  в  меру  своих возможностей.

Никита  немножко стеснялся, но  основные  задания  выполнил. (оценки)

Юля и Владик  тоже  молодцы, они внимательно  слушали, не мешали, по-своему  старались.



Раскрасить  картинки  фруктов.

На  перемене,  когда  прозвенит  звонок,  вы  сможете  выпить сок,  который   выбрали.

Угощение  соками.






Инд. работа

Рекомендации.


1гр-Юля, Влад


2гр-Вася, Никита


3гр- Витя, Родион



















Контроль за работой каждого ученика, помощь по необходимости.


Помощь 1-2 гр  в  формировании, удержании  артикуляционной позы




















Помощь в формировании  реч. высказывания




Ученик  выбирает  нужную  гласную и вставляет  в середину  слова, в  конце  слова.








1 гр- помощь в организации  целенаправленного внимания


2 группа- активизация  речи, повтор за  учителем.

3 группа- исправление  ошибок в  произнесении




Инд помощь  логопеда



Повтор 2-3 раза.

Контроль  за  выполнением  упражнений. Стимуляция  активности  каждого ученика.











Демонстрация  разрезанных  фруктов  на  тарелочках. Показ  мякоти, кожуры, косточек.












Четкое  проговаривание  названий  соков.

Акцент  на  конец  слова.








1-2  группа  помощь  в  формировании  речевого  высказывания.

Показ четкой  артикуляции.

3 группа  Активизация  словаря, исправление  ошибок.


Идет  показ

Слайдов 5 шт

Сок + фрукт

Четкое  проговаривание  названий  соков.

Акцент  на  конец  слова.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....