Урок окружающего мира по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система". Урок контроля и оценки знаний,полученных детьми в результате изучения данной темы на предыдущих уроках. В конспект урока включены тест, викторина,игра "Верите ли вы...", которые будут интересны детям, а также небольшая самостоятельная работа и проверочная работа по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr.mira_v_4_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1. Организационно-мотивационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок.
Мне трудно предположить чего вы ожидаете от нашего урока:
- хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому;
- порадоваться успехам друзей;
- обменяться впечатлениями, информацией…
Пожалуйста, закройте глаза и проговорите свою цель, постарайтесь ее запомнить.
Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться полученными знаниями, собирать информацию.
Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет?
Сегодняшний урок – это урок контроля и оценки ваших знаний. Вы занимались исследовательской деятельностью и собрали много информации, касающейся нашей темы. На сегодняшнем уроке вы поделитесь занимательными фактами и интересными выводами. Итак, мы начинаем.
2.Этап сообщения темы и целей урока.
- Учебный материал вами изучен, систематизирован и нам остается лишь проверить ваши достижения. У вас на партах лежат оценочные листы, где вы будете записывать ответы к заданиям и укажете количество баллов, набранных вами, суммировав эти баллы, вы получите соответствующую оценку. Начинаем с викторины «Верите ли вы…». Ответы в виде «+» - согласен и «-» - не согласен заносите в таблицу.
Викторина «Верите ли вы…»
1. Любой живой организм состоит из клеток. (+)
2. Апельсин – одна большая клетка. (-)
3. Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. (+)
4. Для того, чтобы клетки лучше работали, необходимо больше лежать. (-)
5. Наука, изучающая строение человека, называется история. (-)
6. Разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых, называется «программа жизни». (-)
7. Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы (+)
8. Опорно-двигательную систему образуют сердце и кровеносные сосуды. (-)
9. Рост человека утром ниже, чем вечером. (-)
10. Клетки костной ткани обеспечивают прочное соединение благодаря отросткам. (+)
11. Масса скелета взрослого человека более 20 кг. (-)
12. Название кости, напоминающей рабочий инструмент, называется совок. (-)
13. Изначально слово «череп» трактовалось как скорлупа. (+)
14. Для того, чтобы сделать один шаг, нужно сократить и расслабить всего лишь две мышцы. (-)
15. В полости трубчатой кости находится костный мозг. (+)
16. Сила и ловкость – это приобретенные качества. (+)
Давайте исправим ложные высказывания. (Проверка).
Среди множества живых существ, обитающих на Земле, человек – самое разумное и наиболее продвинутое в своем развитии. Разум открывает нам путь к самопознанию, в том числе и к пониманию того, как устроено наше тело.
Послушайте маленький отрывок из книги «Я – человек, ты - человек».
«Мама смастерила маленькой Люде куклу: сшила ее из обрезков, набила мягким поролоном, на голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо, глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка.
«Ну вот, теперь садись», - говорит ей Люда. Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь да еще и подпереть. А она все валится то на один бок, то на другой, руки болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла. Но вы не подумайте, что она Люде не нравится!
Наоборот, это самая любимая кукла!»
Примерно так же как Людина кукла, выглядел бы человек, если бы у него не было костей. И не просто выглядел, он бы и сделать ничего не смог.
Вы можете сейчас определить тему сегодняшнего урока? (Опора и защита тела. Скелет.)
Каждый из вас подбирал информацию, которой нет в учебнике и тему определил себе сам. Кто готов рассказать, прошу к доске с вашим выступлением.
1. Ксюша («Кости новорожденного»)
2. Лёва («Скелет поддерживает тело»)
3. Айнур («Скелет»)
4.Зиннур («Гибкость костей»)
5.Аня («Скелет мужской и женский, состав: кальций и фосфор»)
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Вы знаете где на корабле самая толстая броня? Не на носу, не на бортах. И даже не на орудийных башнях. Самые толстые стальные стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Ваш мозг – командный пункт организма, и природа охраняет так же заботливо, как моряки, свою боевую рубку.
О чем идет речь?
Совершенно верно, речь идет о черепе. Твердый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Полушария мозга лежат в этом прочном футляре, как ядро ореха в скорлупе. Слово череп имело первоначальное значение «скорлупа». Расскажите нам о черепе.
1.Света («Череп 22 кости»)
2.Айнур («Окружность головы новорожденного»)
3. Слава («Косточки уха»)
4. Глеб («Портреты реконструкции»)
5. Надя («Чтобы облегчить череп»)
6. Илья («Череп судьбы»)
Проверочная работа «Закончи предложение».
1. В черепе хорошо видны 2 основные части - … (мозговая и лицевая)
2. Единственная подвижная кость черепа - … (нижняя челюсть)
3. Вид соединения костей в черепе - … (неподвижное)
4. Доказательством того, что кости черепа самые прочные, является - … (находки захоронения в земле)
5. Орган, который защищен черепом - … (мозг)
Самопроверка. Правильный ответ – 1 балл.
Вы уже знаете, что у вас не один, а два мозга. И оба они совершенно необходимы. Первый и главный – головной мог. А второй – спинной мозг. Он лежит тонким и длинным каналом в спине и заботливо спрятан в футляре позвоночного столба. Спинной мозг управляет движениями всех частей тела. Достаточно повредить или даже сильно простудить один из участков спинного мозга отнимутся ноги, человек не сможет ходить, повредится другой участок, перестанет подниматься и опускаться грудь, повредится третий участок, перестанут слушаться руки – вот как важен спинной мозг, а, значит, и позвоночник, внутри которого он находится. Итак, расскажите нам, пожалуйста, о позвоночнике.
1. Аделина («Позвонки. Изменения в позвончнике»)
2.Данил («Позвоночник»)
3.Ангелина («Количество позвонков»)
4. Кирилл («Межпозвоночные диски. Грыжа»)
5. Зиля («Фасции – эластичные мышщцы для поддержания позвоночника»)
6.Данир («Ушиби в позвоночнике. Напряжение спины и мышц в школе»)
Динамическая пауза.
Приходилось ли вам наблюдать такую бытовую сцену: «Ешь, как следует!, - уговаривает бабушка внука, - Ты такой у нас тощий – все ребра можно пересчитать!».
Прощупайте у себя ребра. Как они расположены? Что они образуют? (Грудную клетку)
Исследуем объем грудной клетки при вдохе и выдохе.
Что заметили? (Объем разный.)
Почему размеры у детей разные? Одинаково развита грудная клетка?
Почему так получилось? (Грудная клетка по-разному развита)
Дома вы подбирали фотографии спортсменов и исследовали как зависят размеры грудной клетки от видов спорт. Что вы выяснили? (Грудная клетка развита у пловцов, гребцов, легкоатлетов, метателей копья и диска)
Почему? (Требуется большое количество воздуха)
Проверочная работа «Вставь пропущенные слова».
Более 200 костей составляет человека. Он поддерживает _________________ тела,____________ органы от повреждения, позволяет человеку _____________. Позвоночник состоит из 33 ________________. Внутри позвоночника находится _______________. Гибкость позвоночника обеспечивают ____________. Грудная __________ состоит из позвонков, ____________ и _____________ пар ребер. Она защищает ____________ и ______________.
(Слова для справок: легкие, скелет, сердце, защищает, спинной мозг, форму, двигаться, 12, клетка, диски, грудины, позвонков).
Проверка. Правильное слово – 1 балл.
На доске написаны слова «Если хочешь быть сильным- бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным – бегай». Знакомы вам эти слова? Правы ли древние греки?
Силу и ловкость наших рук и ног необходимо упражнять, развивать. Руки и ноги – настоящие рычаги, состоящие из очень прочных костей. Как вы думаете кто быстрее ходит – мужчина или женщина? На этот раз мяч на стороне женщин! Короткие быстрые шаги покрывают больше расстояния, чем длинные и неторопливые. За 1 минуту женщины проходят 78 метров, а мужчины - 74.
Послушайте отрывок из книги «Я – человек, ты- человек».
«Мой папа может поднять пол класса!» - хвастает Карол.
«Ври больше!» - смеются ребята – «Он что у тебя подъемный кран?»
«А вот и поднимет!» - горячился Карол – «Он у меня штангист».
Как вы думаете сочиняет Карол или говорит правду? Не знаю как вы, а я ему верю. Лучшие штангисты мира поднимают вес больше 60 кг. Отец Карола – тоже отличный штангист, поэтому он в самом деле мог бы поднять пол класса. Конечно, не каждому это дано, но любой здоровый человек способен выполнять различные действия, для которых нужна сила, - то есть мускулы, мышцы.
Врожденные данные имеют определенное значение. Однако сила приобретается в индивидуальном развитии. Сильным может быть каждый. В наших мышцах заложены огромные возможности.
Игра «Замри».
Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Мышцы)
Кто готов выступить по этому вопросу?
1.Рената («Ассиметрия рук и ног»)
2. Виталя («Хрящи»)
3. Айзат («Мускульная сила ног»)
4.Максим («Пальцы)
5. Ралина («Мус - мускулы»)
6.Анжела («Хруст в суставах»)
7.Данил («Сила мышц)
8. Я («Маленькая ножка .Китай. Великаны и лилипуты»).
Проверочный тест.
1. Систему органов образуют …
А)Органы, расположенные рядом
Б)Органы, выполняющие общую работу
В)Органы, похожие друг на друга
2.Какова роль скелета?
А)Защищает внутренние органы от повреждения
Б)Приводит в движение мышцы
В)Скелет является опорой тела
3.От чего зависит осанка человека?
А)От скелета и мышц
Б)От работы кровеносной системы
В)От хорошей учебы
4.Как называют длинные кости?
А)Трубчатые
Б)Крепкие
В)
5.Подчеркни лишнее понятие.
А)Плечо
Б)Голень
В)Предплечье
Г)Кисть
6.Как соединяются между собой кости конечностей?
А)Неподвижно
Б)Подвижно
В)Полуподвижно
7.Какая мышца работает всю жизнь?
А)Бицепсы
Б)На стенках желудка
В)Сердце
8.К какому возрасту мышцы набирают максимальную силу?
А)К 10 годам
Б)К 80 годам
В)К 30 годам
9.Какие мышцы помогают изобразить боль, страх, радость, печаль?
А)Жевательные
Б)Мышца – сгибатель
В)Мимические
10.Сила мышц увеличивается под влиянием…
А)погодных условий
Б)эмоций
В)Физических нагрузок
11.Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно…
А)Подставить под горячую воду
Б)Подставить под холодную воду или положить холодный компресс
В)Подставить под горячую воду и положить согревающий компресс
12.Вести здоровый образ жизни – это значит …
А)Соблюдать чистоту
Б)Много двигаться
В)Подолгу сидеть у компьютера
Г)Правильно питаться
Подсчитайте свои баллы.
33 балла- «5».
28-32 балла – «4».
24-27 баллов – «3».
4.Стадия рефлексии.
Заканчивая наш урок, я предлагаю вам написать синквейн на тему «Защита и опора тела». Вы можете выбрать любую часть скелета и придумать синквейн. Вспомним что такое синквейн и как он строится.
Синквейн – это стихотворение из 5 строк.
1 строка – тема (Одно имя существительное)
2 строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных)
3 строка – описание действия в рамках темы (3 глагола)
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме (Предложение, цитата)
5 строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.
Домашнее задание.
Задание в рабочей тетради.
5.Итог урока.
Вспомните ту цель, которую вы задали себе в начале урока. Вам удалось ее достичь? Какие цели были у вас? И все ли у вас получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»
Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"
В презентации "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....
Урок по окружающему миру по теме "Строение кожи"
Данный конспект позволяет на практическом этапе урока познакомиться со строением кожи....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова
Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....
Урок окружающего мира на тему: "Строение растений. Практическая работа."
Тип урока: урок «открытия» новогоЦель урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.Задачи: - формирование представлений об органах растений, их значении ...
Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"
Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова», 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)ф...