Как устроена загадка (специфика жанра загадок)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Павлова Светлана Владимировна

Урок по литературному чтению - 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"  Урок построен в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Как устроена загадка (специфика жанра загадок)
  2. Предмет: Литературное чтение
  3. Класс: 1
  4. УМК: Перспективная начальная школа
  5. Краткое описание: Мы продолжаем изучение раздела «На Огородах Бабы-Яги». Учащиеся уже познакомились с законами докучной сказки, раскрыли секрет считалок. На данном уроке учащиеся познакомятся с загадками – еще одним видом малого жанра фольклора и узнают тайну загадки.
  6. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
  7. Форма организации: урок
  8. Представление о результатах:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой части задачи, самоопределение (помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач)

Метапредметные результаты:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в громко-речевой форме;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные: обучаемый научится выявлять существенные особенности загадок и их предназначение, получит возможность научиться анализировать группы загадок с целью обнаружения жанровых признаков, в которых вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдельно сходными;

  1. Цель урока: познакомить с представлением об игровом характере малых жанров фольклора – загадкой, с приемом «сравнения»; научить сочинять загадки; воспитывать культуру речи.

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организа-ционный момент

Настроить

на

восприятие,

создать эмоциональ-

ный

настрой,

привлечь внимание

учащихся

Приветствие.

-Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся с гостями, как принято в школе.

-Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? Молодцы.

-Итак, начинаем наш урок.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Ученики готовы к уроку, настроились на работу.

2

Актуализ

ация

знаний

Вызвать интерес к учебному материалу, повторить опорные понятия, усвоенные ранее (секреты считалок)

-Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения? Откройте страничку «оглавление», прочитайте название.

- Кто встретил нас на Огородах?

- А кто же встречает нас дальше на огородах Бабы-Яги?

-Послушайте:

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые, Они как пух, легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

- Да, вот и Одуванчики!

- Дети открывают оглавление, читают название 1 главы «На Огородах Бабы-Яги»

- Дети вспоминают, что сначала – горох, затем репейники и ромашки.

-Одуванчики.

Дети рассматривают карту путешествия в учебнике, находят одуванчики, а на доске передвигают героев дальше по Огородам Бабы-Яги.

Дети вспомнили докучную сказку, повторили считалки, вспомнили их законы, готовы к решению новой задачи.

3

Сообщение

темы урока. Постанов

ка цели урока

Учить понимать обучающими

ся, что им предстоит делать на уроке

- Мы продолжаем наш путь. Найдите на карте путешествия одуванчики.

-Откройте учебник на стр.14.

-Мы  продолжаем путешествие с нашим волшебным помощником.

- Прочитайте, что сказал кот?

- Посмотрите, мы опять остановились на огородах. Одуванчики нас дальше не пускают. А так как они просят нас разгадать их тайну, то какая будет тема нашего урока?

-Какие вопросы у вас появились?

(Поставить на доске знак вопроса)

-Рассмотрите карту путешествия, внимательно изучите рисунки на стр.14-15

-Как вы думаете, какая цель урока?

-Одуванчики, может быть, вам немножко подскажут.

-Конечно, мы же на огородах Бабы-Яги, а там все такое загадочное и таинственное.

Дети опять рассматривают карту и находят на ней одуванчики.

Дети читают.

Тема урока: загадка.

Дети задают вопросы: Что такое загадка? Как она устроена? Какие бывают загадки?

Дети рассматривают рисунки на странице 14-15, формулируют цели урока.  (узнать, как устроена загадка, разгадать тайны загадок, научится сочинять загадки).

Дети определили цели урока, к которым они будут неоднократно

возвращаться.

Дети понимают, чему они будут учиться на уроке.

Цели урока зафиксировать на доске:

-узнать, как устроена загадка, -разгадать тайны загадок, -учится сочинять загадки; -воспитывать культуру речи.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретичес-

кого учебного материала

Привлечение внимания детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию в учебнике и пользоваться ею для решения новой задачи.

-Кто знает загадки?

-Выходите к доске и загадайте их классу.

-Молодцы. Мы увидели, что вы знаете много загадок и умеете их разгадывать!

-Ребята, одуванчики хотят нам что-то сказать:

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки.

Кто смышленый – поглядим!!!!!!

- На стр.14, что вы видите?

-Давайте прочитаем их и разгадаем.

-Кто-то из вас обратил внимание на иллюстрации.

-Помогли они вам в нахождении отгадок?

-Работа по учебнику стр. 16.

 

-Что такое загадка?

- Ребята, так какую же тайну хранят загадки?

-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и ответить на вопрос!!!

(Работа в группах)

-Что у вас получилось?

-Что такое сравнение?

-Прослушайте стихотворение Романа Сефа, что с чем сравнивает поэт:

На свете все на все похоже:

Змея -  на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъемный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я  - на тебя

А ты – на маму.

-Найдите и прочитайте загадки, где есть сравнение, и что с чем сравнивают.

Дети поднимают руки.

Дети по желанию выходят к доске.

Дети отвечают: загадки.

Работают по учебнику.

Ответы детей.

Дети читают вопросы.

Загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в тором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название.

-Разгадывают кроссворд в группах.

Слово: Сравнение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обучающиеся самостоятель-но нашли нужную информацию.

Учитель показывает слайд с отгадкой после ответа ребенка.

-Работают на индивидуальных листах, отгадывают кроссворд.

5

Примене-

ние  теоретичес-ких положе ний  в условиях выполне-

ния упраж-

нений.

Учить учащ-

ихся состав-

лять загадку.

-Найдите и прочитайте загадки, где есть сравнение, и что с чем сравнивают.

-Молодцы!!!

-А теперь попробуйте сами сочинить загадки.

Работа в группах.

Ответы детей.

Дети рассматривают рисунок, читают загадки и по аналогии пробуют сами сочинить подобные.

-работают в группах сочиняют загадку.

Дети теоретически познакомились с секретами загадок и применили его для решения новой задачи.

6

Рефлексия

деятельнос-

ти.

Подвести итог совместной деятельнос-

ти.

-Какую цель ставили в начале урока?

-Какую тайну загадок вы разгадали?

-На следующем уроке мы узнаем новые тайны.

-Спасибо за работу. Вы отлично потрудились, узнали для себя много нового, были дружные и внимательные. Молодцы. (оценка работы детей).

Дети еще раз проговаривают цели.

Дети повторяют как устроена загадка, а помогают им опорные слова на доске.

Дети оценили свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

Урок по развитию речи по теме "Загадка. Обучение сочинению загадок"

Урок по развитию речи по теме "Загадка. Обучение сочинению загадок"...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...