Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Никитина Наталья Сергеевна

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Конструкт открытого урока в 1 классе по окружающему миру: «Кто такие рыбы» УМК Школа России. Цель урока: познакомиться с признаками и разнообразием рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_po_om_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт открытого урока по окружающему миру:

«Кто такие рыбы»

УМК Школа России.

Цель урока: познакомиться с признаками и разнообразием рыб.

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнавать рыб на рисунке,

- приводить примеры речных и морских рыб,

- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

Регулятивные:

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления,

Познавательные:

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» Плешаков, тетрадь.

Ход урока.

1 слайд. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

 Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2 слайд. Повторение.

Каких животных вы видите? (Насекомых) Назовите их. Кто лишний и почему? (паук у него 8 ног)

3 слайд.  Утром стрекоза проснулась,

 Потянулась, улыбнулась.

У реки остановилась,

 над водою закружилась.

4 слайд.  Загадка стрекозы про рыб.

В воде они живут. Нет клюва, а клюют.

- Каких животных, ребята, увидела в воде стрекоза? (рыб)

5 слайд. Сформулируйте тему урока.

Кто такие рыбы.

6 слайд. Цель урока.

Познакомиться с признаками и разнообразием рыб.

7 слайд. Черепаха говорит:

«Муравьишка живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.»

- Ребята, каких рыб вы знаете?

- Откройте учебник на стр 34 – 35.

8 – 13 слайд. Есть речные рыбы, которые обитают в пресных водоёмах – реках.

(окунь, щука, карась, сом, ёрш)

14 – 19 слайд. Есть морские рыбы, которые обитают в солёных водоёмах – морях и океанах.

(сельдь, треска, морской окунь, камбала, акула)

- Чем все эти рыбы похожи?( строением тела)

20 слайд. Черепаха показывает краснопёрку.

- Сейчас я расскажу вам о строении рыб на примере краснопёрки. 

- А почему эта рыба так называется? (плавники похожи на красные пёрышки)

21 слайд. Строение рыбы.

- Рыба состоит из головы, жаберных крышек, туловища, плавников и хвоста.

22- 24 слайд. Рассказ про жизнь рыб.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо,  погружается и всплывает.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.  Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо,  погружается и всплывает.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! –который помогает рыбам нырять, всплывать. Есть ещё  удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже  чувствует его приближение боками.

25 слайд. ФИЗМИНУТКА,

  1. У реки росла рябина (поднимаем руки через стороны вверх).
  2.  А река текла, рябила (опускаем руки до середины, повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
  3.  Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
  4.  Там гуляла ры-би-на (наклоны вперед, руки прямые).
  5.  Эта рыба – рыбий царь (ходьба на месте).
  6.  Называется – пескарь (ходьба на месте)

26 - 28 слайд. Загадка муравья

У родителей и деток вся одежда из монеток. (чешуя)

Рыбы – это животные, которые живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

29 слайд. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.

Кто это? (сом)

- У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.

- Покажите части тела у сома.

30 слайд. Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.  (Ёрш)

Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом.                                         Колючие плавники  — защита ерша.

- Покажите части тела у ерша.

31 слайд. Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива
, сильна. 

(щука)

32 слайд. Ее называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у нее в шесть рядов
и острые, как бритва.

(акула)

33 слайд . Эта рыба плоская, как блин,
и все время лежит на дне.

(камбала)

Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.

34 слайд.

- Давайте определим рыбу по силуэту и определим среду её обитания.

Работа в тетради на стр 24, №1.

(Камбала, акула, щука, сом, ёрш)

35 слайд. ФИЗМИНУТКА – видео про рыб.

- Рыб, обитающих в каких местах сейчас увидели в физминутке.

36 слайд. Хочу всё знать.

37 слайд.

Из всех морских рыб самое короткое тело у карликового бычка, обитающего в Индо-Тихоокеанской области. По результатам обмеров, средняя длина тела самцов составила 8, мм, а самок –  9 мм.

38 слайд.

Самая крупная в мире рыба - это китовая акула, питающаяся планктоном. Она распространенна в южных частях Атлантического, Тихого и Индийского океанов.Самый крупный экземпляр, имел 12 м в длину, 7 м в обхвате самой толстой части тела и вес 19 т.

39 слайд.

Как оказалось, самой быстрой рыбой считается рыба-парусник, которая плавает со скоростью более 100 км/ч!

40 слайд.

В XIX веке в России был выловлен обыкновенный сом длиной 4м и весом 336 кг! В наши дни любая пресноводная рыба, длина которой превышает 2м, а вес 90 кг, уже считается крупной.

41 слайд.

Самой мелкой и самой легкой пресноводной рыбой является карликовая пандака. Эта бесцветная и почти прозрачная рыбка обитает в озерах острова Лусон, Филиппины. Длина тела самцов равна 8 мм! А вес всего 4-5 мг.

42 слайд.

В 1948 г. из аквариума Хельсингборгского музея, Швеция, сообщили о смерти самки европейского угря по кличке Патти, которой было 88 лет.Считается, что самая старая рыба родилась в 1860 г. в Саргассовом море, Северная Атлантика. А поймана она была где-то в реке в 3-летнем возрасте.

-  Посмотрите, какое разнообразие рыб существует в природе. ( показываю на доску)

- А может, вы знаете о каких-нибудь интересных рыбах? (дети отвечают)

43 слайд. Итог урока.

- Кто такие рыбы?

Достигли ли вы цели урока

Оцените свою работу в тетради. Нарисуй кружок.

Зелёный кружок – всё было понятно!

Желтый кружок – не все получилось сразу.

Красный кружок – помогите! Многое не понятно!

Домашнее задание в тетради на стр 24, №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

урок окружающего мира в 1 классе "Рыбы"

 Цель:  - создать   условия   для    возможности   формирования...

Урок окружающего мира. Тема: «Практическая работа «Рыбы»».

Урок  окружающего мираТема: «Практическая  работа  «Рыбы»»....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Рыба капля - самая печальная рыба на земле"

Данная презентация подходит для урока по окружающему миру в 3 классе....

Технологическая карта урока в 1 классе по окружающему миру тема "Кто такие рыбы?"

Данный урок предназначен для работы в первом классе. Технологическая карта урока....