Главные вкладки

    Водоёмы родного края.
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Галецкая Виктория Александровна

    В методической разработке урока использованы    «Материалы для бесед по краеведению с детьми» Плаксина А.А.,    помогающие дать полное представление учащимся о водоёмах родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vodoyomy_rodnogo_kraya.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    по курсу «Я и мой мир»,

    проведённого в рамках районного семинара 

    по правоведению  для директоров школ Ломоносовского района

    тема: «Водоёмы родного края»

    3 класс

    Цели и задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

    2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

    3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

    4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

    5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

    Оборудование урока:

    1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми»,   Ломоносов, 1995 г.

    2. Физическая карта России.

    3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

    4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.  

    5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть:  ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

    2. Повторение изученного материала.

    Кроссворд на доске:

    1  о

    с

    е

    н

    ь

    2  и

    н

    е

    й

    3 в

    е

    т

    е

    р

    4  т

    у

    ч

    а

    1) Пусты поля,

        Мокнет земля,

        Дождь поливает.

        Когда это бывает?

    2) Не колючий, светло-синий,

        По кустам развешан…

    3) Неизвестно, где живёт…

        Налетит – деревья гнёт.

        Засвистит по речке дрожь.

        Озорник, а не уймёшь.

    4) Нахмурится, насупиться,

        В слёзы ударится –

        Ничего не останется.

    - Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

    - Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

    - Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

    - Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

    - Что это такое?

    - Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

    - А в Ломоносове есть реки?

    - Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

    3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

    - Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

    - Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

    - Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

    В о д о ё м ы

    4.Работа над новым материалом.

    На доске: карта России.

    - Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

    - Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

    - А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

    - Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

    - Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

     ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

    - Где же исток Каросты? Угадай.

    «Все обходят это место:

    Здесь земля как будто тесто,

    Здесь осоки, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги». (Болото)

    - В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

    - Пошли дальше по карте синим карандашом. Тоненькая синяя ниточка – что это?

    «К маме-речке бегу

      И молчать не могу.

      Я сын её родной,

      А родился весной». (Ручей)

    (Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

    « Под елью пушистой, высокой, зелёной,

       Лесной ручеёк протекает студёный.

       То звонко журчит он, как будто с травою,

       Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

       В лесу разливается тихая трель.

       В ручье отражается стройная ель.

       Он путника в полдень прохладой встречает

       И влагою жажду его утоляет.

       Вода ключевая прозрачна до дна,

       Она даже летом всегда холодна».

    - Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

    Физкультминутка.

    «Рыбки весело плескались

     В чистой, свеженькой воде.

     То сожмутся, разожмутся,

     То зароются в песке».

    - Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

    (Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

    «Вот пруд. Красивее на свете

     Никто из нас, пожалуй, не встречал.

     И на него глядим мы, словно дети,

     Попавшие впервые на причал.

     В него глядятся сосны, ветки ив,

     В нём – облака и солнце. И этот пруд,

     Пожалуй, потому-то и красив,

     Что всё вот это отражено тут».

    - Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

    - Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

    - Как называется этот пруд? (Красный).

    - Подпиши название с большой буквы.

    - Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

    - Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

    1) Блещет в речке чистой

        Спинкой серебристой. (Рыбы)

    2) Хвостом виляет,

        Зубаста, а не лает. (Щука)

    3) На муху, по верху, со дна ли

        Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

    - Кто водится по берегам пруда и в камышах?

    «Вдоль по речке, по водице

      Плывёт лодок вереница.

      Впереди корабль плывёт

      За собою всех ведёт.

      Вёсел нет у малых лодок,

      А кораблик больно ходок.

      Вправо, влево, взад, вперёд

      Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

    - Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

    - Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

    Физкультминутка.

       

      Исток 

      -_- _

                  Красный

                        пруд                                          Нижний

                                            Кароста                         пруд           Кароста  

                                                                                                                        Устье

            

                                                                                                                         Финский

                                                                                                                            залив

            

                                                                                                                                                       

                                                                                                                               

    - Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

    «Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

    Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

    Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

    Река: Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

    Пруд: Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

    Река: Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё  вижу, всё знаю!

    Пруд: Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

    Река: Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

    - В чём сходство реки и пруда?

    - Чем отличается река от пруда?

    - Почему река всегда в движении?

    - Чем отличаются берега  этих  двух водоёмов?

    - Раскрась речку, подпиши название.

    - Большая ли наша река?

    - Можем ли мы по ней плыть?

    - Какое у неё дно?

    - По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

    - Есть ли на реке водопады? (Да.)

    - Где они находятся?

    - Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

    - Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

    - Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

    - Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

    - Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

    - Куда же впадает Кароста?

    - Раскрась и надпиши: Финский залив.

     Исток  

             Устье

                     Красный

                            пруд                  Кароста                    Нижний

                                                                                             пруд               Кароста     

                                                                                                                           Устье

                                                                           

                                                                                                                                   Финский

                                                                                                                                                  залив

    - Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

    - Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

    Фото: Гавань - ранее и теперь.

    - А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

    - В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

    - Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

    4. Подведение итогов, обобщение.

    - Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

    - Где она начинается?

    -Для каких целей люди сооружают пруды?

    - Для чего в парках? В городе?

    - Чем похожи река и пруд?

    - Чем отличаются?

    - Какие пруды нашего города вы знаете?

    - Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

    - Как нужно охранять водоёмы?

    - Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

    5. Домашнее задание.

    - Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

    Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

    Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

    Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...

    Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

    Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

    Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

    Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

    Презентация к уроку по теме Водоёмы родного края - 4 класс

    Презентация к уроку окружающего мира - 4 класс по теме Водоёмы родного края. Ребята знакомятся с водоёмами Кемеровской области....

    Водоёмы родного края

    Экологический урок "Вода России"...