Главные вкладки

    Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Силаева Елена Анатольевна

    Урок по окружающему миру    2 класс

    Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

    Цель:

    1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов нашего края средствами ИКТ; систематизировать знания о классификации водоемов и их отличительных признаках,  о их значении в народном хозяйстве края и страны;

    2.     развивать познавательную активность, умения добывать и анализировать полученные знания; обогащать словарный запас;

    3.     воспитывать любовь и бережное отношение к природным ресурсам родного края, формировать экологическую культуру учащихся.

    Форма урока: заочное путешествие.

    Методы: наглядно – иллюстративный, поисково-исследовательский, аналитико-синтетический, эврестический.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по окружающему миру    2 класс

    Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

    Цель:

    1. сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов нашего края средствами ИКТ; систематизировать знания о классификации водоемов и их отличительных признаках,  о их значении в народном хозяйстве края и страны;
    2. развивать познавательную активность, умения добывать и анализировать полученные знания; обогащать словарный запас;
    3. воспитывать любовь и бережное отношение к природным ресурсам родного края, формировать экологическую культуру учащихся.

    Форма урока: заочное путешествие.

    Методы: наглядно – иллюстративный, поисково-исследовательский, аналитико-синтетический, эврестический.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Водоёмы нашего края»,  аудиозапись песни «Родной край», комп.Д.Кабалевский, бумажная заготовка «Капелька воды» (на каждого ученика), памятки «Охрана водоёма», буклеты с видами САЭС, карта  области (у Бизюковой) + фишки-символы для обозначения объектов путешествия, толковый словарь (кочевники, экология, предки).

    «Вода… Тебя невозможно описать,  

    тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

    Нельзя сказать, что ты необходима

    для жизни: ты – сама жизнь…»

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Ход урока:

    1. Оргмомент.

    Учитель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Анатольевна. Сегодня я у вас в гостях, и мне очень хочется вам понравиться, мы будем общаться, говорить и думать, думать и говорить, добывать новые знания. Но пришла я к вам не с пустыми руками – я приготовила для вас интересные задания и вопросы, маленькие сюрпризы. Вот один из них. (На доске шум волн и иллюстрация моря).

    1. Подготовка к восприятию.

    Учитель:- Что вы слышали сейчас? (шум воды, плеск волн). Ребята, а какие родственные слова вы можете подобрать к слову вода? Вода, водица, водный, водяной, подводный. Какой корень в этих словах? Вод. «Вода… Тебя невозможно описать,  тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…»

    Учитель: А многие ли из нас задумываются, что же мы о ней знаем? Наши предки относились к воде, как к чуду природы –  благоговенно и трепетно. В народных сказках герои возрождались с помощью “живой” воды. О воде сложены пословицы и поговорки. Легенды и мифы рассказывают о стихийной силе и мощи воды, о ее животворящей силе. Песни воспевают ее красоту. В старину воду называли матушка-водица, матушка-царица, потому что вода – это источник жизни, которая дает всему живому силу, жизнь, здоровье. Вода - сама жизнь. Она наполняет нас невыразимой радостью… Вода – самое большое богатство на свете. И не случайно, если посмотреть на карту, то мы увидим, что голубого цвета на ней больше - это все вода.

    Учитель:На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие?!. У каждого они будут свои.

    Рефлексия материала, изученного на прошлом уроке.

    Учитель:- Вспомните, пожалуйста, о чем вы говорили на предыдущем уроке? (о водоемах)

    Учитель:- Назовите какие виды водоемов вы знаете? (река, море, озеро, океан, водохранилище, пруд)

    Учитель:- На какие две группы можно разделить все водоемы (искусственные и естественные)  

    Учитель:- В чем их сходство и отличая? (это водоемы,  одни имеют природное, естественное происхождение, другие созданы человеком). Учитель:- Молодцы ребята. Давайте разделим все водоемы на две группы. (работа с ИД – соединить стрелочкой).

    Работа над темой урока

    Учитель: - Я предлагаю вам еще один сюрприз – музыкальную шкатулку, которая поможет вам понять дальнейшую цель нашего разговора. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Подумайте и скажите мне, какие эмоции у вас возникли? О чем мы будем говорить сегодня?

    Звучит песня «Наш край»

    Учитель: - О чем эта песня? (о родном крае, природе, ее красоте)

    Учитель: - Верно, ребята. А как называется край, в котором мы живем, наша малая родина? (Смоленск, смоленщина, Смоленская область)

    Учитель: Сегодня тема нашего урока «Водоёмы нашего края»

    Учитель: - А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке нового? Приблизительные ответы детей:

    -Я знаю, что у нас в городе протекает река Днепр и мне бы хотелось узнать, какие еще реки есть в нашей области.

     -А мне интересно, где есть водохранилище.

    -А какое самое большое озеро?     

    Учитель: - Очень интересные вопросы вы мне задали, и я постараюсь вам на них сегодня ответить. Ваша учительница открыла мне маленькую тайну – оказывается, вы все любите путешествовать. И сегодня я приглашаю вас всех стать участниками заочного клуба путешественников. (музыка??? Клуба путешественников)

    Учитель: На живописных берегах рек и озер нашего края расположились города и села, санатории, дома отдыха и детские летние лагеря.

    1 этап путешествия –остановка на реке Днепр.

    - Поисково-исследовательская работа детей (Днепр)

    1 уч. - Главная река области – Днепр. Он берет свое начало в северо-восточной части области из небольшого болота в Сычёвском районе. Река судоходна от устья до г. Дорогобужа на протяжении 1990 км. Искусственными водными системами Днепр соединяется с реками бассейна Балтийского моря. Днепр, вторая после Волги по длине и площади бассейна река России. Протекает по территории России (485 км), затем Белоруссии, а далее до устья течёт в пределах Украины. Впадает в Чёрного моря.

    2 уч. - Вода в Днепре чистая, мягкая, насыщенная кислородом. Водная растительность развита хорошо. Из проходных рыб в низовья Днепра входят: белуга (редко), осетр, севрюга, сельдь,  постоянно обитают: щука, плотва,   красноперка, жерех, линь,  пескарь,  густера, лещ,   карась, сазан,   сом, налим, судак,  окунь, ерш и другие.

    Комментарий учителя

    Учитель: - Спасибо, ребята, за интересную информацию. Мне хочется добавить, что ещё в древности река Днепр была важным торговым путём, который связывал области Прибалтики с Причерноморьем. В густых лесах верхнего Днепра жили кривичи - это наши с вами предки. Позже по Днепру проходил водный торговый путь "из варяг в греки", от Балтийского (Варяжского) моря до Чёрного (Русского) моря. В связи с нашествиями кочевников значение реки как торгового пути несколько ослабевает. (Показ толкового словаря - ссылка). Кочевники – это племена, которые не имели постоянного места жительства, а переходили с одних земель на другие, часто завоевывали их и покоряли местных жителей. С течением времени на этой территории образовывалось славянское Древнерусское государство, и значение реки снова усиливается: возникают крупные города, среди которых был и город Смоленск.

    Учитель: В Днепр впадает множество притоков. Крупнейшие из них Сож, Десна, которые протекают по нашей области, а по берегам Днепра раскинулись города Дорогобуж, Смоленск.

    Учитель:Всего в нашей области протекает рек, речек и ручьёв свыше 1149. Вода в них пресная и прозрачная.

    2 этап путешествия – Смоленское Поозерье.

    Учитель:- Ребята, вы знаете, что на территории Смоленска  находится много памятников культуры и парковых зон, но одним из красивейших является национальный парк «Смоленское поозерье». И мы отправляемся в национальный парк «Смоленское поозерье».

       Учитель:- «Голубое ожерелье Смоленщины» - так называют удивительной  красоты озера ледникового происхождения  Национального парка «Смоленское Поозерье».   Национальный парк "СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ" был создан для сохранения природных богатств в научных и культурных целях. В парке  "Смоленское Поозерье"  35 больших и малых ледниковых озер. Ледниковых потому что все они образовались очень давно на месте таяния ледников.  Каждое озеро по-своему прекрасно и неповторимо.

    К сегодняшнему уроку вы провели поисково-исследовательскую работу и подготовили материал о самых известных озерах области.

    Учитель:О каком озере вы можете рассказать?

    1. уч.- Сапшо́ — ледниковое озеро в Смоленской области находится в Демидовском районе на территории национального парка Смоленское поозерье. Одно из красивейших озёр центральной России. В одном из своих дневников известный путешественник, наш земляк  Н. М. Пржевальский говорит: «Озеро Сапшо… словно Байкал в миниатюре»

    Учитель: - Спасибо, …, озеро Байкал самое большое озеро в России – самое глубокое, чистое и светлое. А наше озеро Сапшо по размерам меньше, но такое же чистое, светлое, глубокое и красивое. Поэтому Николай Михайлович Пржевальский — знаменитый русский ученый, исследователь  и назвал его Байкалом в миниатюре, т.е. маленьким.

    1. уч. - Я узнал, что в прошлом озеро Сапшо было очень богато рыбой. В результате безответственного отношения человека к природным богатствам озера и браконьерства численность рыб в данном водоеме значительно сократилась, и озеро перестало пользоваться популярностью у рыболовов.

    Учитель:  Спасибо. Я с тобой согласна. В последние годы созданы организации по охране и экологической безопасности всех водоемов. И в озере Сапшо сегодня  встречается 19 видов разных рыб. (рисунки)

    Учитель: А мы продолжаем наше путешествие, и следующую остановку мы делаем на озере  Акатовское.

    Самое большое – озеро Акатовское, Акатовское — ложбинное озеро в Смоленской области России в Демидовском районе. Северный, восточный и юго-восточный берега высокие, юго-западный низкий и заболоченный. Дно ровное. Памятник природы. Этот водоем расположен в живописнейшем уголке Смоленской области. Холмистые берега озера покрыты сосновыми лесами, в которых летом изобилие ягод и грибов. Озеро ледникового происхождения. Размер его достаточно большой — в длину оно протянулось на 9 км, а средняя ширина около километра. Глубины самые разнообразные. Глубокие илистые ямы чередуются с каменистыми грядами — лудами, глубина над которыми 2,5 -3 м.

    Максимальная глубина в озере около 11м. Прибрежная зона местами заросла тростником. Вода чистая — сказывается обилие впадающих в озеро родников. Водится в озере самая разная рыба.

     Самое глубокое – озеро Баклановское. Оно привлекательно для туристов и рыбаков. Всего в водоёме обитают 13 видов рыб.

    • Более 700; Недалеко друг от друга; много островов; вода чистая, прозрачная.

    3 этап путешествия – водохранилище Деснинское

    Видеоэкскурсия и мой рассказ о водохранилище.

    Десногорское водохранилище  — (водохранилище Смоленской АЭС) водохранилище в Европейской части России в Смоленской области. Является прудом-охладителем Смоленской атомной электростанции. Построено на реке Десне. Расположено в Рославльском, Починковском и Ельнинском районах Смоленской области. Плотина находится в городе Десногорск.

    Мой город Десногорск

    Стоит у моря,

    Которое народ

    Сам сотворил.

    И огоньки, как звезды греют душу

    Того, кто этот город посетил.

    Гордый корпус станции белеет,

    Всем электричество дает и свет.

    Родятся здесь таланты и взрослеют.

    Для нас заметнее уголочка нет.


    Разнообразие рыб привлекают рыболовов во все времена года. Красивые леса подступают к берегам водохранилища. Всё это и многочисленные песчаные пляжи позволяют отдыхать многочисленным туристам. Вообще по большим размерам и великолепной красоте – Десногорское водохранилище можно считать жемчужной Смоленщины.

    Питание преимущественно снеговое. Из-за Смоленской АЭС температура воды в среднем в водохранилище на 10 градусов выше, чем в других водоёмах, часть водохранилища зимой не замерзает.

    Охрана водоемов

    Водоемы края – наше богатство. Их нужно беречь и охранять. Около 40 озер нашего края являются памятниками природы. Основным  законом нашей страны – конституцией строго запрещается загрязнять водоемы. Их нужно беречь и охранять.

    Я хочу еще раз обратить ваше внимание, на то, что вода – это источник жизни на Земле. Водные ресурсы: поверхностные и подземные воды, используются в промышленности, в сельском хозяйстве, на бытовые нужды человека. Главная проблема сегодня – нехватка чистой воды.

    - Как вы думаете, почему? (загрязнение, засорение, сброс нечистот в воду, не выполнение человеком правил поведения на воде)

    - Правильно, ребята. Давайте вместе назовем правила поведения на воде.

      Охрана водоёмов.

    1. Не мусорить на берегах и в водоёмы не бросать отходы.

    2. Не мыть машины в водоёмах.

    3. Не сбрасывать про-мышленные отходы.

    4. Ставить на предприя-тиях очистительные фильтры.

    5. Не вырубать леса по берегам водоёмов.

    6. Ограничить вылов рыбы.

    7. Не рыбачить сетями и во время нереста.

    Обобщение, рефлексия

    тест «Капелька» (с опорными словами)

    река   гора   океан   озеро    море    водохранилище

    1. Зачеркни «лишнее».
    2. Обведи названия водоёмов, которые есть в нашем крае.
    3. Проверка правильности выполнения теста (взаимопроверка, коллективная проверка ), оценка на доске.

    Итог урока

    Учитель:Возвращаясь к словам, записанным на доске в начале урока, «Вода… Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…».

    Согласны ли вы с этими словами? Почему?

    Учитель:- Ребята, наше путешествие подошло к концу. И мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали на уроке и чему научились? Закончите мою фразу «Я знаю…», «Я умею…»

    А сейчас мне нужно 2-3 помощника. Я привезла вам небольшие сувениры о Деснинском водохранилище, и хочу раздать на память о путешествии по водоемам области  подарю и памятки «Охрана водоемов».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

    Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Водоёмы нашего края".

    Развёрнутый конспект урока по окружающему миру в 4 классе....

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."...