Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Водоёмы нашего края".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Развёрнутый конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САЛМИНА  Н.Н.

учитель начальных классов

Арсентьевского филиала

ГБОУ СОШ с. Волчанка

м.р. Красноармейский

 Самарской области

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: Водоёмы нашего края

Цель урока: формирование  представлений учащихся о водоёмах нашего края.

Задачи урока: познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной;

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к водоёмам, осознанности  своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: карта области, схема реки, презентация слайдов с видами рек на карте Самарской области,  медиатека (интерактивная доска, компьютеры).

Ход урока

1. Организационный момент:

- Приветствие.

1 слайд.

 Сообщение темы и целей урока: Тема урока: Вы по окружающему миру начали изучать раздел «Наш край», познакомились с поверхностями нашего края.

Мы продолжим изучение этого раздела, рассмотрим тему: Водоёмы нашего края, вы должны сегодня узнать, какие естественные и искусственные водоёмы есть в  нашем крае и понять зачем они нужны людям и всему живому на Земле.

(Музыкальная фонограмма)

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

2. Работа над новой темой.

Вступительная беседа.  

2 слайд. 

Внимание на доску. (На доске карта Самарской области.)

- Вы уже знаете, что на карте присутствуют разные цвета, обозначающие сушу и воду.

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

- Правильно, вода и водоёмы на карте обозначены синим цветом.

- Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)

3 слайд.

- Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). (На доске показываю таблицу)

 Откройте рабочие тетради страница 49 номер задания 1. Заполним в тетрадях  таблицу. (Дети записывают)

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

4 слайд. Работа с компьютером (с картой нашего края - Самарской области)

- А сейчас  обратимся к  карте нашего края – к карте Самарской области. Какие водоемы расположены на территории нашего края?

- Покажите и назовите естественные водоёмы.

- Покажите и назовите искусственные водоёмы нашего края. Подчеркните их в таблице карандашом.

5 слайд.

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

- А теперь познакомимся с некоторыми водоёмами нашего края поподробнее.

6 слайд. 

(Видеопоказ и рассказ учителя о реке Волга). (стою у доски с указкой)

Река Волга – самая крупная река нашей области, берущая своё начало далеко за пределами нашего края на Валдайской возвышенности.  Берега её живописны. Правый берег высокий, обрывистый. Левый – низменный, пологий за исключением расстояния от Тольятти до Самары. Волга пересекает нашу область на протяжении отрезка более 300 километров.

Эта река не только красавица, но и великая труженица. Волга – мощный источник энергии.  У города Жигулёвска  построена Волжская гидроэлектростанция, с которой приходит электрический ток в наши квартиры. Русло реки Волга превращено в Куйбышевское и Саратовское водохранилища. С левого берега Волгу питают её притоки Большой Черемшан, Сок, Самара, Чапаевка, Чагра, Большой Иргиз и другие. Правые притоки – Уса и Сызрань. Общая длина Волги 3690 км.

- Среди притоков Волги, есть река, которая проходит по территории нашего Красноармейского района – это река Чапаевка.

Работа учащихся  с компьютерами. (Презентация видеослайдов),  дети находят информацию про водоёмы, зачитывают её вслух.)

- Ребята, вам нужно на компьютере найти информацию о реке Чапаевка, протекающей по территории Красноармейского района,  и выразительно прочитать вслух.  

7 слайд.        

1. Название: река Чапаевка – левый приток Волги.

2. Исток реки: своё начало река  берёт на южных склонах Синего Сырта, протекает по северу Красноармейского района, её протяжённость на территории района составляет более пятидесяти километров.

3. Течение реки равнинное, медленное.

4. Притоки - правый приток река Вязовка

5. Питается река подземными и талыми водами, летом сильно пересыхает.

6. Устье: Чапаевка  впадает в реку Волга в Саратовское водохранилище.

- На берегу какой реки расположено наше село Красноармейское? (Сухая  Вязовка). У вас на партах схема реки.

(У каждого ребёнка на парте схема реки)

8 слайд. 

Объяснение учителя с показом на доске.

- Рассмотрим схему реки. Сейчас, мы с вами будем учиться определять составные части реки.

- Река может начинаться из родника, озера или с возвышенности, с гор.

- Как называют место, где река берёт свое начало? (Исток).

- Как называют место впадения в другую  большую реку или море, озеро? (Устье).

- Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега. Если в главное русло вливается более мелкая река, то это приток. Если он вливается слева, то это какой приток? А если справа ? А как узнать? (Для этого надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.)

Сверьте  выполненную работу по схеме на доске.

- Молодцы!

9 слайд.

3. Физкультминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

10 слайд.

- А теперь, опираясь на этот план описания реки (на доске план описания реки), (у каждого ребёнка план на парте)

План описания реки

1. Название __________________________________________

2. Исток _____________________________________________

3. Течение ___________________________________________

4.  Притоки __________________________________________

5. Устье _____________________________________________

 составьте рассказ – описание реки Сухая Вязовка пользуясь информацией из слайда на компьютере. (Работа детей у компьютера)

11 слайд.

В направлении с юга на север по территории нашего Красноармейского района протекает река Сухая Вязовка протяжённостью около сорока пяти километров. Это один из левых притоков реки Чапаевка. Своё начало река берёт в Большеглушицком районе Самарской области  с возвышенности Средний Сырт. Река Вязовка питается грунтовыми водами, а в основном за счёт атмосферных осадков. Летом река сильно пересыхает, поэтому течение реки медленное, слабое. В реку Сухая  Вязовку впадают притоки – левый приток Малая Вязовка и правый приток Большая Вязовка.

(По слайду готовят сообщение дети о водоёме).

- Запишите основные сведения о реке  Сухая Вязовка в карточку. (прохожу по рядам)

- А теперь проверим, что у вас получилось. (Опрос по цепочке)

- Ребята, а знаете ли вы, что на территории нашего района кроме реки имеются 238 прудов и озёр. А в некоторых оврагах протекают ручейки.

4. Работа по теме

        1. Продолжение изучения новой темы.

- Сегодня мы говорим о водоёмах, как вы думаете, зачем нам нужны водоёмы?

 ( Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоёмы – это дом для растений и животных. Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)

- Да, значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные и поэтому мы должны их охранять. Вы должны знать, что в мире существуют экологические проблемы, давайте назовём их.

Для этого выполним задание №6 в рабочей тетради на стр. 51.

Рассмотрите знаки-рисунки. Какие экологические проблемы выражены этими знаками- рисунками, определите и приложите нужную карточку к рисунку, карточки у вас на парте.

Кто закончит первым поднимает руку.

 (Проверяем выполненную работу  по цепочке или по группам)

-Назовите  экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (Сточные воды и различный мусор попадают в различные водоёмы и загрязняют их.)

- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Люди, приезжающие отдыхать на водоёмы, бросают в них различные бутылки, консервные банки и многое другое.)

- Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоёмы.)

- (Дополняю)- Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоёмы, что опасно для всего живого.

- Назовите экологическую проблему, выраженную на четвёртом рисунке. (Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

Дополняю: Часть горючего, смазочного вещества попадает в водоёмы, это также вредно для всего живого

Охрана водоёмов.

- Что нужно делать, чтобы избегать таких экологических проблем? (Нельзя допускать, чтобы в водоёмах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

- Люди понимают, что необходимо охранять водоёмы.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

6. Подведение итогов урока.

-О каких водоёмах мы вели речь сегодня на уроке?

(О естественных и искусственных)

12 слайд.

Игра: Я буду называть водоём, если это естественный – вы хлопаете в ладоши, если это искусственный – сидите тихо. Договорились. Начали: Река, канал, водохранилище, река.

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

13 слайд

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 154 - 158). Выполнить задания №2,3 (с. 157)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"

Данный урок посвящен  теме "Наш край" (Брянская область)....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Редкие животные Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Редкие животные Красноярского края", к конспекту прилагается задания для парной и индивидуальной работы, презентация....

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему:"Водоёмы"

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему:"Водоёмы"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"

Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...


 

Комментарии

Уважаемые учителя начальных классов, надеюсь, что данный материал вам будет полезен в вашей работе.

Уважаемые учителя начальных классов, надеюсь, что данный материал вам будет полезен в вашей работе.