Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Мещерякова Наталья Васильевна

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_poyavilas_odezhda_velosiped_-_1_klass.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская школа – интернат VII вида

Предметная неделя по окружающему миру  

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе

Подготовила: Н.В. Мещерякова

Дата проведения:  29 февраля 2012г.                                      

2012 год

Цель урока:

 Создание условий для достижения оптимального развития личности ребёнка.

Задачи урока:

  1. познакомить детей с историей одежды; с разнообразием современной одежды;
  2. развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
  3. воспитывать эстетический вкус, учить внимательно относится к своей одежде;
  4. познакомить детей с элементами устройства велосипеда;
  5. развивать умение сравнивать через просматривание  иллюстраций;
  6. создать условия для осознания безопасной езды на велосипеде.

Оборудование:

  1. учебник « Мир вокруг нас» 1 класс,
  2. куклы в народных костюмах Московской и Костромской губернии,
  3. картинки с изображением рыцарей, велосипедов,
  4. одежда: футболка, пиджак, халат, рубашка, брюки,
  5. большой кусок ткани и брошь,
  6. насос для велосипеда.

 

Ученики одеты в: русские народные костюмы (2 девочки и 2 мальчика);

карнавальные костюмы- 2 ученика;

деловые костюмы – 2 ученика;

спортивные костюмы – 2 ученика.

Ход урока:

 1. Орг. момент.

На уроках не скучаем,

 Пишем, думаем, считаем,

Очередь пришла играть.

Ответы будем выбирать!

2. Повторение изученного:

  1. Динозавры:

 А) не жили совсем

 Б) живут сейчас

 В) жили в прошлом

  1. Птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину, называются:

А) зимующие;

Б) прилетающими;

В) перелётные.

  1. Какие из этих животных живут в жарких странах?

А) слоны;

Б) зебры;

В) медведи;

Г) крокодилы.

Молодцы!

3. Актуализация опорных знаний, целеполагание:

 - Ребята, посмотрите на то, что висит у нас на вешалках? (халат, платье, пиджак, рубашка, шуба, брюки)

- Назови эти предметы одним словом? (дети дают ответ - одежда)

- Какими словами можно продолжить этот ряд? (дети перечисляют виды одежды)

- Ребята, а когда появилась одежда?

- Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока?

Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока.

4. Работа над темой урока.

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с историей одежды человека.

- С чего же всё начиналось? Посмотрите на первую фигуру человека. Кого мы видим? (первобытного человека)

- Из чего они делали себе одежду? (из шкур животных)

- Почему? (потому, что раньше не было ткани)

- Когда появилась одежда первобытных людей? (очень давно, в древние времена)

- Давайте прочитаем, что об этом говорит Мудрая черепаха. (Дети читают текст учебника  стр. 80)

Микро итог:

- Так когда появилась одежда?

- Во что одевались первобытные люди?

- Почему у них не было другой одежды?

Учитель продолжает рассказывать о появлении одежды.

Позднее люди научились изготавливать ткань и стали из неё делать одежду.  Посмотрите на вторую фигуру человека, она сделана из ткани.

- Как вы, думаете, где носили такую одежду? (в Древней Греции)

Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью.

- Давайте и мы попробуем одеться, как греки.

Учитель показывает кусок ткани и двое учеников одевают друг друга.

Да, совсем не просто одеться так, как в древности; мы уже привыкли к современной одежде.

- Рассмотрите  следующие картинки и назовите их особенности, но задание для первого ряда, рассмотреть одежду для женщин, а ребята второго ряда, расскажут об одежде для мужчины.

Демонстрация костюмов:

- Ответы детей первого ряда о женском костюме.

В прошлом женщины и девочки ходили в пышных платьях, широких юбках.

- Давайте, рассмотрим русский народный костюм, в  который одета  Маша и Диана. 

Русские девочки, женщины носили - сарафаны. Голову женщины украшали венками, кокошниками, платками. Самой нарядной одеждой была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении одинаковыми.

- А ещё, я вам принесла кукол, которые обеты в русские народные костюмы.

1. вот эта кукла, одета в зимний костюм Московской губернии:

  1. на голове у неё одет платочек из шерстяной пряжи с набивным рисунком;
  2. праздничный полушубок расшивали по краю, он был сделан из овчины;
  3. юбка однотонная, красная с расшитым подолом;
  4. на ногах сапожки.

2. вот эта кукла одета в летний костюм Костромской губернии:

  1. на голове у неё одет почелок - это другими словами повязка, его расшивали золотыми нитями, украшали бусами;
  2. рубахи шились из льняных тканей, украшались вышивкой;
  3. душегрею носили молодые девушки, вся она расшита нитями;
  4. сарафан из узорных тканей по подолу всегда украшали тесьмой и золотым кружевом;
  5. на ногах туфельки, тоже красного цвета.

Вот такую красивую, яркую одежду носили наши предки.

- А теперь ученики второго ряда, расскажите об одежде мужчин.

- Мужская одежда, так же как и женская, состояла из комплекса нескольких предметов и аксессуаров.

- Рассмотрим костюмы, в которые одеты наши мальчики.

В комплект входили рубашка - косоворотка, которая украшалась вышитыми или тканевыми узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застёжки, вокруг ворота, по подолу, а фигуру подчёркивал пояс. Портки великорусского типа, картуз. Мужской обувью были лапти.

Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой и изобретательностью.  Для украшения использовали банты, перья, кружева. Нарядная одежда  подчёркивала достоинства человека, его красоту.

- Посмотрите, во что оделся Муравьишка ? (в доспехи рыцаря)

Значит, была и одежда для защиты в бою! (иллюстрация средневекового рыцаря в доспехах)

- Какой можно сделать вывод? Из чего изготавливали такую одежду? (из металла)

- Почему? (она защищала рыцарей)

5. Физ - минутка.

Оловянный солдатик

На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий…

Ногу левую (правую) прижми…

Да смотри не уходи.

6. Продолжение беседы.

Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, в какой стране, кем работает.

- Посмотрите на страницу 81, как вы думаете, где живут эти люди? Почему?

- А кому из этих людей на спортивное соревнование, кому на собрание, а кому быть дома?

- Как бы вы назвали одежду, в которой ходят на торжественные вечера, собрания?

( деловая )

- Как назовём одежду, в которой мы ходим на физкультуру, на спортивные соревнования? (спортивная )

- А как называется одежда, в которой вы ходите дома? (домашняя или одежда для дома)

- Но бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Как думаете, что это за такие случаи? (это маскарад и маскарадные костюмы)

Маскарад – это бал, гулянье, участники, которого надевают маски, костюмы.

- А когда у нас был бал – маскарад?  (на Новый год)

Микро итог:

Итак, одежда имеет своё предназначение. Главное, чтобы она была чистая, аккуратная, свежая. Чтобы на этого человека было приятно смотреть и общаться и ним.

- Как вы понимаете пословицу « Встречают по одёжке, а провожают по уму»?

  1.  А когда изобрели велосипед?

Посмотрите-ка, ребята, к нам пришла Мудрая Черепаха, и она принесла нам письмо. Давайте посмотрим, что же там!? (открываем конверт). 

- Ребята, да здесь загадка (Читает):

«У него два колеса,

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами»

- Правильно. Это велосипед. Муравьишка видит его первый раз. «Наверно его изобрели недавно», - подумал Вопросик.

-Ребята, а как вы думаете, когда изобрели велосипед?

Давайте прочитаем, что рассказывает нам Мудрая черепаха на стр. 82.

- Давайте рассмотрим рисунки старинных велосипедов, которые есть в учебнике.

- А теперь посмотрите на доску, рассмотрите эти велосипеды.

- Из чего они были сделаны? (из дерева)

А я вам сейчас расскажу, что велосипед изобретали дважды. Оказывается 200 лет назад жил в уральском селе кузнец. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса и руль. Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Царю подарок очень понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Но вскоре об изобретении кузнеца забыли.

Вторым изобретателем был немецкий офицер. У машины не было педалей. Ехать на нём можно было, отталкиваясь ногами от земли, гораздо быстрее, чем идти пешком. Это изобретение стало называться велосипедом, что по – русски обозначает «быстрые ноги».

- Рассмотрите теперь велосипеды настоящего, на которых люди ездят сейчас.

- А теперь, скажите, чем отличается старинный велосипед от современного?

- Ребята, а у кого есть дома велосипед?

- Из каких частей он состоит?

- Рассмотрим рисунок на стр. 82, почитаем все ли вы его части назвали.

- А ещё, какой предмет необходим велосипеду?

- Отгадайте загадку: Самый лучший друг колёс

Называется …..(насос)

- Ребята, с какого возраста можно кататься на велосипеде по дорогам, улицам? (с 14 лет)

- А где, сейчас вам можно кататься?

- Посмотрите на рисунки на стр. 83 внизу. Кто знает, что обозначают эти дорожные знаки? («Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипедах запрещено»)

Можно сказать так, Красный цвет светофора говорит нам: «Стой, идти нельзя!», а дорожный знак в красной рамочке говорит: «Стой, на велосипедах ехать нельзя!»

- А сейчас, ребята, посмотрите на велосипеды, которые могут появиться в будущем!

- Нравятся они вам?

8 . Итог урока.

- Понравился вам урок?

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Когда появилась одежда?

- Когда изобрели велосипед?

- Мне было приятно с вами работать.

  Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда изобрели велосипед? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Когда изобрели велосипед? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...

КОГДА ИЗОБРЕЛИ ВЕЛОСИПЕД?

уточнить знания детей об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием велосипедов; учить правилам безопасной езды на велосипеде....

Презентация "Когда изобрели велосипед?" ("Окружающий мир", 1 класс)

Мультимедийная презентация по предмету "Окружающий мир"  - учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 1 класс. Составлена в соотвествии с изданием  Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 1 клас...

Презентация "Когда изобрели велосипед"

Цель работы: познакомить учащихся с устройством велосипеда, рассказать  о правилах езды на велосипеде...

Урок окружающего мира в 1 классе: "Когда изобрели велосипед?"

Урок окружающего мира был составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи урока позволяют закрепить знания обучающихся о правилах дорожного движения при езде на велосипеде....

Презентация к уроку "Когда изобрели велосипед?"

Данная презентация  к уроку "Когда изобрели велосипед?" воспитывает у обучающихся интерес к предмету и приучает соблюдать правила дорожного движения....

Презентация "Когда изобрели велосипед?"

Презентация "Когда изобрели велосипед?"...