Программа Детской Экологической Организации "Зелёный мир"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Бурундукова Любовь Николаевна

Программа   Детской Экологической Организации "Зелёный мир"  рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа детской экологической организации

"Зелёный мир"

Пояснительная записка

              Программа   Детской Экологической Организации "Зелёный мир"  рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

     В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

     Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

   "Зелёный мир" - программа, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с сотрудниками Баргузинского заповедника, с представителями лесопарковых хозяйств.

    Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Цель программы: 

  1. Развитие познавательной и творческой активности младших школьников;
  2. Формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.

Задачи:

Организационные: 

  1. Создать условия для единства обучения, воспитания и развития школьников на основе экологического содержания;
  2. Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по экологическому воспитанию;
  3. Создать ученическое научное экологическое объединение, ответственное за проведение исследовательской работы, выступление на конференциях, участие в конкурсах;
  4. Наладить сотрудничество с местным комитетом “Охраны природы”;
  5. Организовать работу с родителями на основе идеи сотрудничества семьи, школы, социального и природного окружения.

Обучающие: 

  1. Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, выработка ценностных установок по отношению к природным явлениям и процессам, к человеку и здоровью людей;
  2. Освоение нравственных запретов и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  3. Приобретение начального опыта защиты окружающей среды.

Воспитательные: 

  1. Сформировать систему кружков экологической направленности с привлечением педагогов дополнительного образования;
  2. Проводить систематическую исследовательскую работу на пришкольном участке;
  3. Организовать в школе экологическую практику: экскурсии, походы, работа на пришкольной территории и в лесопарке;
  4. Проводить месячник экологии – в апреле каждого учебного года, конференцию по итогам экологического года в ноябре;
  5. Оформление стендов по экологии.

Механизм реализации программы.

     Реализация программы в соответствии с целью и задачами осуществляется по следующим направлениям:

Образовательное:

Обучение по всем предметам учебного плана в соответствии с интегрированными программами с введением дополнительных курсов:

  1. “Знакомство с природой” для начальных классов.

Воспитательное: 

  1. Внеклассная программа по программе “Экология”;
  2. Формирование и работа кружков: “Юные натуралисты” и “Юный цветовод”;
  3. Работа на пришкольном участке;
  4. Озеленение кабинетов;
  5. Работа с родителями.

Культурно-массовое: 

  1. Проведение массовых мероприятий, пропагандирующих экологически правильный образ жизни;
  2. Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, театрализованных представлений;
  3. Выставки книг в школьной библиотеке на экологическую тематику;
  4. Экологические праздники, встречи с представителями комитета по охране природы.

Научно-исследовательское: 

  1. Опытническая работа с комнатными растениями;
  2. Исследовательская работа по специально разработанным методикам совместно со станцией юннатов;
  3. Участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах: “Вода России”, “Марш парков”, «Школьный двор», «Чудеса России».

Формы и методы ведения занятий.

Теоретические: 

  1. Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО;
  2. Подготовка учащимися рефератов и сообщений по темам экологии.

Практические: 

  1. Наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);
  2. Экскурсии – практикумы на учебную экологическую тропу (приложение №1);
  3. Изучение экологического состояния окружающей среды, закрепление и проверка поведенческих экологических умений;
  4. Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.

Содержание деятельности:        

Общение с природой: 

  1. Наблюдения за живой природой;
  2. Наблюдения за комнатными растениями и домашними животными;
  3. Выход на экскурсии;
  4. Выход на природу в выходные дни (наблюдения, фотографирование, сбор лекарственных трав);

Экологические игры: 

  1. Праздники на экологические темы: “Витамины на грядке”; “День птиц”; “Золотая осень”; “Царевна Гигиена и её друзья”;
  2. Выпуск экологических газет и плакатов;
  3. Экологические викторины, конкурсы;
  4. Экскурсии практикумы на учебную экологическую тропу;
  5. Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”(приложение №2)

     В системе непрерывного экологического образования начальная школа является важнейшим звеном в формировании экологической культуры рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности ребенка, в его оздоровлении. Вся работа Детской Экологической Организации  “Зелёный мир” разбита на блоки:

I. Вводный.

Учащиеся должны знать: 

  1. Что такое экология;
  2. Что такое фенология;
  3. Кто такой здоровый человек.

Учащиеся должны понимать: 

  1. Влияние деятельности людей на окружающую среду;
  2. Цели и задачи курса.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Знания о фенологических наблюдениях при ведении дневника природы.

II. Эколого-краеведческий.

Учащиеся должны знать: 

  1. Многообразие растений и животных леса, луга;
  2. Типичные растения и животные природной зоны края;
  3. Редкие и исчезающие растения края;
  4. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).

Учащиеся должны понимать: 

  1. Значение леса, водоёма, луга в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
  2. Влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
  3. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
  2. Определять состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
  3. Приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.

III. Эколого-валеологический.

Учащиеся должны знать: 

  1. Свой организм – как он устроен;
  2. Об основных правилах гигиены;
  3. Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;
  4. Ядовитые и несъедобные растения своего края.

Учащиеся должны понимать: 

  1. Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
  2. Необходимость в сохранении “чистоты” среды обитания человека для сохранения его здоровья.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Выполнять правила личной гигиены;
  2. Выполнять правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях;
  3. Выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики, укрепляющей здоровье.

IV. Нормативный.

Учащиеся должны знать: 

  1. Нормы и правила рекреационного природопользования (поведение в природе);
  2. Нормы и правила обращения с дикими животными;
  3. Нормы и правила вспомогательного природопользования (сбор лекарственных, плодово-ягодных растений).

Учащиеся должны понимать: 

  1. Что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
  2. Длительность периода “заживления ран “ нанесенный неправильным поведением в природе.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Утилизировать разные типы бытовых отходов на природе во время походов;
  2. Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
  3. Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

V. Экологический практикум.

Учащиеся должны знать: 

  1. Специальное оборудование для изучения окружающей среды.

Учащиеся должны понимать: 

  1. Значение изучения окружающей природной среды для её сохранения;
  2. Взаимосвязи компонентов природы (т.е. целостность ландшафта); место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Вести наблюдения за природой (фенологические наблюдения) и фиксировать их в календаре природы (в течение года);
  2. Выявлять закономерности окружающей среды и их объяснять (сезонность, целостность);
  3. Изготавливать простейшее самодельное оборудование для исследовательской работы.

Формы работы.

1 блок. 1 класс. “Я в этом мире”. 

  1. Классный час “Что такое экология?”;
  2. Классный час “Жалобная книга природы”;
  3. Классный час “Аптека на грядке”;
  4. Классный час “Учись быть здоровым”.

Внеклассные мероприятия: 

  1. Экскурсия на пришкольный участок;
  2. Посвящение в охранники природы;
  3. Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  4. Посещение станции юннатов;
  5. Праздник “Витамины на грядке”;
  6. Выставка творческих работ.

2 блок. 2 класс. “Природа – мой дом”. 

  1. Классный час “Лес – человеку”;
  2. Классный час “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – береги!”;
  3. Классный час “Лес – наша аптека”;
  4. Классный час “Обитатели леса”.

Внеклассные мероприятия: 

  1. Экскурсия в осенний лес;
  2. Конкурс рисунков “Берегите леса!”;
  3. Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  4. Посещение станции юннатов;
  5. Праздник “Золотая осень”;
  6. Выставка творческих работ.

3 блок. 3 класс. “Здоровье и я”. 

  1. Классный час “Уроки Айболита: правила на всю жизнь”;
  2. Классный час “Правильное питание – залог здоровья”;
  3. Акция “Бой вредным привычкам!”;
  4. Классный час “Закаляйся как сталь – секреты долголетия”.

Внеклассные мероприятия: 

  1. Экскурсия в парк;
  2. Конкурс рисунков “Мы за ЗОЖ!”;
  3. Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  4. Игра-практикум “Помоги себе сам”;
  5. Праздник “Царевна-гигиена и её друзья”;
  6. Выставка творческих работ.

4 блок. 4 класс. “Берегите природу”. 

  1. Классный час “Искру туши до пожара”;
  2. Классный час “Животные Красной Книги Бурятии”;
  3. Акция “Сохрани природу!”;
  4. Конкурсная программа “Веселая палитра экологии”.

Внеклассные мероприятия: 

  1. Конкурс мини-сочинений “Я – Вода!”, “Я – Земля”;
  2. Экскурсия “Многообразие растений в окрестностях школы”;
  3. Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  4. Работа на пришкольном участке;
  5. Праздник “День птиц”;
  6. Выставка творческих работ.

        Заключение

       В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

    Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

    В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы – эколого - валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Список литературы.

Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2008 - 230 с.

Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005 - 120 с.

Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1995 - 230 с.

Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.

Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.

Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.

Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.

Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.

Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.

Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2004. - 113 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"

содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/

Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана  на три года....

Протокол областного этапа Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета 2019"

Учащиеся моего класса принимали участие в разных номинациях конкурса. Но победу принес отрывок из спектакля "До свиданья, Овраг!" В его постановке принимали участие ребята из 1-4-х клас...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Внеклассное мероприятие "День рождения детской экологической организации "Журавлик"

Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому направлению "День рождения школьной общественной экологической организации "Журавлик", расчитанный на учащихся 1-х классов. Здесь ест...

Муниципальный этап 20 всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета-2022"

За подготовку победителя в номинации "Многообразие вековых традиций"...