Урок. Окружающий мир. 1 класс. "Что за дерево?"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Муртазина Люция Рафаиловна

 

Научить детей различать породы деревьев, видеть красоту природы.

Прослушать стихи о деревьях, услышать как воспевают красоту природы в стихах поэты.

Познакомить детей с творчеством нашего земляка И.И.Шишкина.

Через творчество поэтов и художников прививать любовь к природе, учить учеников бережному отношению к природе.

 В конце урока прочитать строки

Я                 "Я  сорвал цветок, он завял у меня в руках.

Я                 взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.

Я                 посадил птицу в клетку, и она погибла…

И                 тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!"

 

-А         -Что значит «прикоснуться сердцем?»

-         Как вы думаете, смог ли Шишкин сердцем прикоснуться к природе?

- К           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_1_kl_urok.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миром. 1 класс

Тема: Что за дерево?

Цели урока: 1.Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.

                      2. Познакомить с отличительными признаками сосны и ели.

                      3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: 1. Портрет И.И.Шишкина; репродукции картин художника;

                             2.Релаксирующая музыка леса с пением птиц.

                             3.Листья березы, клена, рябины, осины (у каждого ученика)

                             4.Ветки сосны, ели, лиственницы (у каждого ученика)

                             5.Слайды различных пород деревьев.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Есть у нас девиз такой,

Все что нужно под рукой.

II. Проверка материала усвоенного на предыдущем уроке.

- Сегодня   урок мы начнем с задания, которое приготовил для нас Старичок - Лесовичок. Он предлагает нам разгадать кроссворд.

1

2

3

4

5

 6

7

1. Растение которое похоже на зеленого ежика.

2. Этот цветок называется звездой.

3. А это растение является лекарственным.

4. В народе его называют «Щучий хвост»

5. Название этого величавого растения означает «Меч»

6. «Кавалер со звездой »- это……

7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?

Ответы: 1. Кактус. 2. Астра. 3. Календула. 4. Сансевьера. 5.Гладиолус. 6. Гиппераструм.

 7. Фиалка.

Ключевое слово: КРАСОТА

III. Красивого вокруг нас очень много. Я приглашаю вас в очень красивое место, а что это за место вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

Есть у ребят,

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет сотни рук        

И тысячи ладошек (лес)

- Почему лес назвали другом?

- Как нужно к другу относиться?

- О каких ладошках говорится в загадке?

 Посмотрите репродукции картин нашего земляка И.И.Шишкина. Давайте мы вместе отправимся в Шишкинский лес и полюбуемся красотой леса.

Включается музыка леса с пением птиц.

Что Вам понравилось?

- Как Вы думаете какие картины любил рисовать художник?

Поэтому его называют художник – пейзажист.

Лесовичок пришел к нам не пустыми руками. У него букеты разных листьев.

Посмотрите на Старичка - Лесовичка и определите тему нашего урока. (ответы детей)

У нас много разных листьев. По каким признакам можно разделить листья на группы ( по форме, размеру, цвету)

Можете ли Вы сказать, от каких деревьев эти листья.

У каждого ученика на парте конверт с листьями

Разложите листья по группам.

- Назовите - какие группы у Вас получились?

Каждый листок имеет листовую пластинку, черешок.

-Кто догадался, что такое листовая пластинка?

-Что такое черешок?

Один из учеников показывает черешок и листовую пластинку.

Листовая пластинка, может быть, простой, например: у березы, у дуба, у клена. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. Рассмотрите листья на парте. Догадайтесь - какой лист имеет сложную листовую пластику. (Рябина. Лист рябины состоит из отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист)

На свете очень много пород деревьев и все они по-своему красивы, художники рисовали их на своих полотнах, поэты воспевали красоту деревьев в стихах. Давайте и мы полюбуемся красотой деревьев, а про некоторые деревья ребята нам расскажут стихи

IV.Просмотр слайдов с разными породами деревьев. Подготовленные дети рассказывают стихи.

БЕРЁЗКА. П.Воронько

У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.
Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.
Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою

ДУБ. И.Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

ЛИПКА. П.Воронько

Маленькая липка,
А расту я шибко!
Не тревожь меня!

Я медовым цветом
Расцветаю летом.
Береги меня!

ИВА. И.Токмакова


Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам ее спросить?

Осинка  И.Токмакова

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.

                                       V. Ф И З М И Н У Т К А

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайки добежим

(бег на месте)

Стоп немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)

Отгадайте загадки Лесовичка:     1. Что за это за девица?

                                                                Не швея, не мастерица,

                                                                Ничего сама не шьет,

                                                       А в иголках круглый год. (Ель) 

Показать еловый лес на репродукции картины Шишкина

- Как называется еловый лес? (ельник)

У ели острая вершина, к низу расширяется. Любит влагу. Хвоинки очень колючие, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300-500 лет. Из древесины ели делают бумагу, искусственный шелк. Смена хвои происходит редко 1 раз в 5-7 лет.

2. Весной в цвету,

  Летом плод приношу,

  Осенью не увядаю,

  Зимой не умираю

  Похожа я на елку

  Но длинней иголки. (сосна)

Любит свет. Хвоинки меняются в сентябре 1 раз в 2-3 года. В сосновом лесу целебный воздух.

Древесина является хорошим строительным материалом.

На доске репродукция картины Шишкина. «Сосновый бор»

- Как называется сосновый лес?  (бор)

- Обратите внимание на красоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

(у сосны ветки расположены высоко, у ели по всему стволу)

- Как вы думаете, в каком лесу светлее, а в каком темнее?

Веточки каких деревьев у вас на столах? Кто может показать веточку ели? Рассмотреть.

Покажите веточку сосны. Чем они отличаются?

Эти деревья имеют хвоинки, поэтому они называются хвойными. Показ иллюстраций кедра, пихты, лиственницы.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

Но в отличие от елки

Опадают те иголки

(лиственница)

Каждый год сбрасывает хвою. Хвоинки собраны в пучок по 20-60 штук. Светолюбивая. Древесина не гниет

Рассмотреть иллюстрацию в учебнике. Лиственница весной, летом, осенью, зимой.

-Как меняется дерево?

-Почему это дерево назвали лиственницей?

Хвоинки дерева желтеют осенью и опадают точно так же как листья лиственных деревьев.

Назовите деревья, по которым нельзя определить время года. Почему?

VI. Итог урока:

 Что нового узнали на уроке?

 На какие две большие группы делятся все деревья? (лиственные, хвойные)

- Какая красота, эти деревья, какое чудо природа!

Ребята меня очень тронули вот такие строки. Послушайте.

Я сорвал цветок, он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.

Я посадил птицу в клетку, и она погибла…

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!

-А что значит «прикоснуться сердцем?»

- Как вы думаете, смог ли Шишкин сердцем прикоснуться к природе?

- Кто еще смог сердцем прикоснуться к природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

урок окружающиймир

Путешествие в прошлое России...