Конспект урока по окружающему миру на тему: « Начало земледелия и скотоводства. Одомашнивание животных».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мотина Екатерина Евгеньевна

На уроке ребята узнают, как произошло одомашнивание диких зверей. Кому приписывают открытие земледелия. Работают в группах, с картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему:

 « Начало земледелия и скотоводства. Одомашнивание животных».

Цели: Познакомить детей с историей происхождения земледелия и скотоводства, приручения диких животных людьми. Развить познавательную активность. Воспитать любовь к братьям нашим меньшим, а также уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование к уроку:

1. учебник Н. Я. Дмитриевой «Мы и окружающий мир» 3 класс ч. 1;

2. индивидуальные карточки с заданием;

3. иллюстрации домашних животных;

4. физическая карта полушарий;

5. лепешка из ячменя;

6. пособие «Растения поля»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Работа по индивидуальным карточкам.

(На каждой карточке вопрос на повторение).

К – 1.  Как появилась речь?

К – 2.  Как люди спасались от холода?

К – 3.  Как человек научился готовить пищу?

В это же время остальные учащиеся играют в игру: «Крестики – нолики». (Ребята готовят таблицу. Если ответ верный, то ставят в одну из клеток по счету крестик, если – ложный, то ставят нолик).

- Дети, откройте тетради и приготовьтесь работать. Учитель зачитывает ряд вопросов.

1. Север Африки занимает самая большая пустыня мира – Сахара? (+)

2. Наиболее типичные животные африканской пустыни: саранча, ящерицы, одногорбый верблюд? (+)

3. Самая протяженная на Земле река Нил протекает в Америке? (0)

4. В средиземноморской природной зоне жаркое, сухое лето и сравнительно теплая, мягкая зима с достаточным количеством влаги? (+)

5. Существует две версии происхождения человека: от человекообразных обезьян и создание божественными силами ?(0)

6. Первым материком, где появились люди, является Африка? (+)

7. Первобытный человек сразу стал жить родовой общиной? (0)

8. Все члены родовой общины были равны между собой и все подчинялись родовому собранию? (+)

9. Первые орудия труда изготовляли из камня? (+)  

Победили «нолики».

- Давайте проверим ребят, которые работали индивидуально. Зачитайте вопрос и ответ к нему. Все согласны, кто дополнит?

- Что  служило пищей древнему человеку? (семена, плоды, мясо животных)

- Люди уничтожали много животных, им нужна была пища. Животных становилось все меньше и меньше. Какая задача встала перед людьми? (сохранение, одомашнивание)

3. Сообщение темы.

- Ребята, зачитайте тему урока. (Начало земледелия и скотоводства. Одомашнивание животных)

Цели: Ребята, я хочу сегодня рассказать вам о том, как возникло земледелие и скотоводство. Также о том, как люди приручили диких зверей. Какую цель поставит каждый из вас, что хочет узнать, чему научиться?

4. Рассказ учителя.

Давным – давно люди жили в пещерах. Они охотились на диких животных, но все равно пищи не хватало. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку. Волки были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки, которые научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу.

- Кто же был первым одомашненным животным?

- Как была приручена собака?

- Какую службу несет собака  человеку? (поводырь,  гончие, пограничные, спасатель)

5. Работа в группах.

- Работать мы будем в группах: 1-й ряд  первая группа; 2-й  ряд вторая группа;

3-й ряд третья группа.  

- Вспомним правила работы в группах.

- В каждой группе свой капитан. Он будет моим помощником. Ребята подготовили сообщения об одомашнивании диких зверей (коровы, кошки и лошади) и сейчас поделятся с вами добытой информацией.

Дается время на пересказ старшим из группы материала для остальных детей. Далее подготовленный ученик-капитан из каждой группы выходит к доске и рассказывает об одомашнивании животных. (Иллюстрации животных на доске)

- Подробнее об одомашнивании кошки и других животных вы можете узнать в книге Редьярда Киплинга «Кошка, гуляющая сама по себе» (Учитель демонстрирует книгу).

6. Появление скотоводства и земледелия.

- Древние люди стали заниматься скотоводством. Как Вы понимаете это слово «скотоводство», каков его смысл?

- Кроме мяса древние люди ели и другую пищу, какую?

- Люди обрабатывали землю, занимались земледелием. А вот открытие земледелия ученые  приписывают женщинам. Какая-то из них заметила, что из упавшего на землю семени вырастает новое растение и рассыпала горсть семян по участку. Через несколько месяцев был собран первый урожай.

- Как вы думаете, какую культуру стали выращивать первой? (Ячмень). Учитель показывает образец ячменя из пособия - «Растения поля». По старинным рецептам ячмень мололи и выпекали хлеб (демонстрация булки из ячменя, приготовленной учителем), который хранился месяцами.

- Какие еще сельскохозяйственные культуры вы знаете? ( Используется папка, в которой помещены растения поля).

7. Работа с картой.

- Считалось, что земледелие развивалось в долинах рек, где всегда были плодородные земли. К таким рекам в Африке относится Нил, в Азии – Тигр и Евфрат, Инд и Ганг – в Индии, Янцзы и Хуанхэ – в Китае. Там возникли «речные цивилизации».

- Ребята, откройте учебник на странице 43, 2 – й абзац. Зачитайте.

- В долинах   каких рек быстрее всего стало развиваться земледелие? (ученик показывает по карте)

- А давайте узнаем, где же были центры происхождения культурных растений. Учитель демонстрирует на карте. Академик Вавилов выделил 5 очагов: Юго-Восточная Азия – рис, цитрусы; Юго-Западная Азия – ячмень; Эфиопия – кофе, пшеница; Америка – картофель; Средиземноморье – морковь, лук.

8. Подведение итогов.

-Какое животное человек одомашнил первым?

- Кому приписывают открытие земледелия?

Д/з стр. 42-43 пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру на тему Домашние животные

Тема: «Домашние животные»Цели урока: -систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека;-развитие познавательных интересов, учебной мотиваци...

конспект урока по окружающему миру на тему "Растительноядные и хищные животные"

Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  МБОУ-СОШ№2 р.п. Степное Советского района Саратовской области.Аннотация урока: Урок окру...

Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".

Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать  познавательный интересы и мо...