Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Начало истории человечества"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Белорусова Галина Александровна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _1.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный

    КОНСПЕКТ УРОКА                                                    ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    НА ТЕМУ:

     «Начало истории человечества»

                                                       Выполнила:

                                                       учитель    начальных                                                                                  

            классов

            Белорусова Галина    

            Александровна

            4 класс

    2013г.

    Тема урока : «Начало истории человечества».

     Цель урока: 

     -познакомить учащихся с историей первобытного времени.

     Задачи урока:

    -обучающие:

    1. cформировать у  учащихся представление о первобытных людях, их занятиях и образе жизни; учить обобщать делать, выводы.

    - развивающие:

    1. развивать кругозор, речь и память учащихся; вырабатывать умение наблюдать и сравнивать.

     - воспитательные:

    1. воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к прошлому.

    Оборудование:

    Мультимедийный проигрыватель, презентация учителя.

    Тип урока: знакомство с новым материалом .

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

     Номер  урока в теме: 1.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок,
     
    Постарайтесь все понять, 
    Интересное узнать.

    II. Вступительная беседа.

     Учитель:

    -Сегодня мы  ребята с вами отправляемся в  путешествие на машине времени, в далекое прошлое.

    -Мы узнаем, что за исторические события происходили миллионы лет тому назад.  

    - Ребята, а что такое история? 

    Учащиеся:  

    -История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

    Учитель:

    Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

    История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

    Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

    Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

    - И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

    -Ребята мы с вами отправляемся на машине времени в наше путешествие. Руки вверх подняли, в стороны, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох. Открыли глаза и сели за свои штурвалы.

    -И так мы с вами перенеслись в далекое прошлое.

    III. Новая тема.

    Учитель:

    Слайд 3. Начало истории человечества.

     -Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока

     -Как вы думаете, о чем пойдет речь?

    Учащиеся:  

     - О наших предках, о первобытных людях.

    Учитель:

    -А как люди узнали о первобытных людях? 

    Учащиеся:  

    - Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

    Учитель:

    -А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? Учащиеся:  

    -Археологами.

    Учитель:

    Слайд 4.  Археологи и археология.       

    Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

    Слайд 5.  Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

    Ученик читает заранее подготовленное сообщение:

    Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

      IV. Работа в учебнике.

    Учитель:

    - Ребята, откройте учебник на с.5

    Рассмотрите рисунки, найдите отличительные черты первобытного человека от  современного.

    Учащиеся:  

    - Руки человека, свешивавшиеся до колен, лбы  были низкие и покатые, мозг у них был  значительно меньше, чем у современных людей.

    Учитель:

    -Почему самая древняя история человечества названа первобытной?

      V. Работа в рабочих тетрадях.

    Учитель:

    -Откройте рабочую тетрадь на с.3  №2

    -Прочитайте, все ли из этих утверждений верные?  Найдите неверное утверждение. Отметьте его знаком  минус.

    -Найдите таблицу на с. 13 в рабочей тетради. Как называется эпоха о которой мы говорили на уроке?

    Учащиеся:  

    -Первобытная история

    Учитель:

    -Впишите в таблицу название этой эпохи.

    -Что можно сказать о продолжительности этой эпохи?

    Учащиеся:  

    Она была самой долгой.

    Учитель:

    -Впишите в таблицу.

    - Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе?  Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

    Да!

    (Хлопки в ладоши.)

    И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

    Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)

    И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

    Пошипели, помолчали

    И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

    Поскакали, поскакали

    И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)

    Выросли деревья в поле

    Выросли деревья в поле.

    Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)

    Каждое старается,

    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

    Вот подул весёлый ветер,

    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

    Вправо-влево, взад-вперёд -

    Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Он их вертит, он их крутит.

    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

    Слайд 6. Жизнь древнейшего человека.

    Ученик читает сообщение:

    Следы» первобытных людей обнаружены в Африке и Азии.

    Первобытные люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах.

    Слайд 7. Орудия труда.

    Учитель:

    -Ребята,  посмотрите на следующий слайд и скажите - из чего изготавливались орудия труда?

    Учащиеся:  

    -Орудия труда люди делали из камня.

    Слайд 8. Охота.

    Ученик:

    -Мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависели от капризов погоды.

    Слайд 9. Занятия первобытного человека.

    Учитель:

    -Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные жилища, делать орудия из металла, шить одежду, изготавливать глиняную посуду и многое другое.

    Слайд 10. Наскальные рисунки.

    Учитель:

    -Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми. Так, одно из наиболее важных открытий сделали дети. А теперь я попрошу вас ребята рассказать нам подробнее об этих открытиях.

    Ученик рассказывает сообщение:

    -В 1834 году во время прогулки в лесу во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены украшали рисунки с изображением вымерших видов оленей. Это было первое открытие пещерного искусства.

    В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.

    Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. 

    Учитель:

    -Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой первобытной живописи”.

    -Ребята, поднимите руки перед собой, в стороны, вверх. Закройте глаза, глубокий вдох-выдох.

    VI. Закрепление изученного

    Учитель:

    - Вот мы и вернулись из путешествия.

    - Почему первобытные люди жили группами?

    Учащиеся:  

    В одиночку невозможно было справиться с трудностями

     Учитель:

     -Как называется наука о раскопках?

    Учащиеся:  

    -Археология

    Учитель:

     -Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой     одежде?

    Учащиеся:  

    -Они жили там, где всегда тепло.

    Учитель:

     -Чем занимались мужчины?

    Учащиеся:  

    -Ходили на охоту, рыбалку.

    Учитель:

     -Чем занимались женщины?

    Учащиеся:  

    -Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, выкапывали  корешки.

    VII. Итог урока:

    Учитель:

    -Как называется самая длинная эпоха человечества?

    Учащиеся:  

    -Первобытная история.

    Учитель:

    Почему эта эпоха названа первобытной?

    8. Домашнее задание: с. 4-6, пересказ текста.

                                            С.7, выполнить задания 1-3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру на тему: « Начало земледелия и скотоводства. Одомашнивание животных».

    На уроке ребята узнают, как произошло одомашнивание диких зверей. Кому приписывают открытие земледелия. Работают в группах, с картой....

    План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

    План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "История вокруг нас- ЕАО" (групповая работа)

    Расширить представления обучающихся об области, районе, своей школе на основе знаний и личного опыта обучающихся, краеведческой литературы....

    Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Страницы истории XIX века"

    Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.Образовательные:-сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.-познакомить с ...

    Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Страницы истории 1920-1930-х годов»(УМК Школа России)

    Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...