Конспект урока по окружающему миру на тему «Страницы истории 19 века» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_12_04_2_eshche.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.19                                                                                        ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                        ФИ студента: Бондарь Александра

Класс:4 в                                                                                                ФИО методиста:Сачкова Т. А.

Кабинет: 214

Технологическая карта урока по окружающему миру (история)

Тема: «Страницы истории 19 века»

Цели деятельности учителя: Формирование представления о жизни людей в XIX веке, значении достижений России в мировом сообществе, о развитии экономики России в XIX веке.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать: понятия «крепостное право», ознакомиться с реформами Александра II;

-уметь: рассказывать о развитии промышленности в 19 веке, используя учебник и информацию, полученную на уроке; характеризовать развитие промышленности и общества в 19 веке.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл.;учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Добрый день, ребята. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише сядут мальчики.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: фронтальный вопрос

8мин

Фронтальная форма работы

-Сегодня у нас с вами будет очень интересная тема, с которой мы познакомимся позже. Но для начала давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке.

-Как она называлась?

-Верно. А сейчас на слайде вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить:

1. В каком году было Отечественная война?

2. С кем воевала России в Отечественной войне 1812 года?

3. Кто был предводителем французской армии?

4. Какая самая крупная битва во время этой войны?

5. как прозвали в народе эту битву?

- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

-Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

- «Отечественная война 1812 года»

- 1812

- С французами

- Наполеон

- Битва на Бородинском поле

- Бородино

П: построение речевого высказывания

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III. Постановка учебной задачи

Практический: чтение перевёрнутого предложения

Словесный: подводящий диалог

2мин

Фронтальная форма работы

-Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории.

- В каком веке произошло событие, которые мы изучали на прошлом уроке?

- Страницу истории какого века мы будем более подробно изучать сегодня?

-Так какая у нас тема?

-Молодцы ребята. А как вы думаете, исходя из темы, какие цели мы перед собой поставим?

- в 19

- 19 века

Тема: «Страницы истории. 19 век.»

Цель: иметь представления о жизни людей в XIX веке , значении достижений России в мировом сообществе

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Наглядный: анализ картины

Словесный: беседа по картине

Словесный: обобщение

8мин

Первичное знакомство с произведениями

Фронтальная форма работы

-Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа».

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время?

- Мирились ли крестьяне с такой жизнью?

- Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем.

30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас.

Прочитайте текст на с. 122–123 учебника. Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст.

Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

- Крестьяне  были крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать, подарить или проиграть в карты.

- Они поднимали восстания. Емельян Пугачев собрал вокруг себя огромное количество недовольных и стал предводителем восстания.

Воспринимают на слух

Ищут и выделяют информацию из учебника

- Он подписал манифест о крестьянской вольности.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П:анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практич: заполнение табл

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

10мин

- Прочитайте статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполните схему:

https://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image166.jpg

Учитель. Новые времена наступили в жизни страны. Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей».

Ученики. В XIX веке появилось электрическое освещение, железная дорога, телефон.

Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?

-

Учащиеся читают статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполняют схему.

Учащиеся статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей».

Изучают карту транссибирской магистрали

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

1 мин

Динамическая пауза

-Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда.

Повторяют движения

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый:поиск правильных ответов

Практич.: решение теста

5мин

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу.

А теперь откройте рабочую тетрадь на стр 46. Выполните задания под номерами 2 и 3.

2. Дополни предложения.

В ________________ году царь ________________________ подписал манифест об освобождении крепостных крестьян.

С тех пор его называют царём- _________________________.

3. Запиши цифрами:

А) век - ________лет;

Б) половина века - ___________ лет;

В) четверть века - ____________лет.

К какому периоду времени относятся эти годы? Укажи стрелками.

Будь внимателен! Помни, что 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.

к первой половине

XVIII век

ко второй половине

XVIII века

ко второй половине XIX века

к первой половине XIX века

1790

1851

1721

1812

1755

к  последней четверти  XVIII  века

к первой четверти    XIX века

к первой четверти   XVIII века

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне.

-Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!

Слушают задание

Выполняют задание

Осуществляют взаимопроверку

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

К: работа в парах

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2 мин

-Ребята, сейчас вам нужно выполнить задание №2 в рабочей тетради на с.30. Все поняли задание?

Выполняйте.

- Кто готов показать свои творения соседу?  У вас получились красивые рисунки. Молодцы.

-да

Выполняют задание в рабочей тетради

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

- Итак ребята, о чем мы сегодня говорили? Как звучала тема нашего сегодняшнего урока

-Какая была цель урока?

-Достигли ли мы этой цели?

Домашнее задание

- С. 122–126. Ответить на вопросы «Проверь себя».

- Наш урок подходит к концу. Сейчас у вас на парте лежат карточки, там табличка. Вам нужно галочкой отметить тот вариант, который сейчас больше подходит вам.

Тема: «Страницы истории. 19 век.»

Цель: иметь представления о жизни людей в XIX веке , значении достижений России в мировом сообществе

Записывают домашнее задание.

Осуществляют саморефлексию

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории 1920-1930 годов", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории XIX века", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью людей в XIX веке; формирование знаний о реформах Александра II; формирование представления о развитии экономики России в XIX веке.Планируемы результаты:П...