Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Светлана Тиде

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_bogatstva.docx62.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Водные богатства.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; научить различать водоемы естественного  и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию; анализировать схему частей реки.

Задачи:

  • Обучающая:

- познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями;

- познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма;

- учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

- учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой.

  • Развивающая:

- развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету;

- формулировать выводы из изученного материала.

  • Воспитательная:

- воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Формировать УУД:

  • Личностные:

- воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;

- проявлять способность к самооценке;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

  • Познавательные:

- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

  • Регулятивные:

- формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- определять степень успешности своей работы;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Коммуникативные:

- активно участвовать в обсуждении;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.

Оборудование: Презентация, учебник, глобус, карта Земли.

Литература: Программа Школа России, учебник Окружающий мир 2 класс, 2 часть Плешаков А.А.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

  1. Актуализация знаний.

Цель: Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Метод: Словесный. Практический. Наглядный. Проблемный.

Приём: Диалог. Упражнение.

Время: 3 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание. Что вам было задано на дом?

- Верно. Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте правильные ответы, которые видите на карточках. Итак, начнем:

Ровные или почти ровные участки земной поверхности.

- Равнины, которые имеют ровную поверхность, это….

- Возвышенности на равнинах называются…

- Назовите части холма …

- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)….

- Эти чудо – великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой.

- У горы, у холма он бывает крутой или пологий.

- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или …

- Горы, расположенные рядами, называют …

- Самая высокая часть холма или горы.

- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.

-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались?

- Выполнить упражнение в тетради и прочитать страницы в учебнике.

- Равнины.

- Плоские равнины.

- Холмами.

- Вершина, склон, подошва.

- Холмистые равнины.

- Горы.

- Склон.

- Подножие.

- Горные хребты.

- Вершина.

- Овраг.

- Сажают на склонах деревья, кустарники.

На слайде: Карточки с терминами.

  1. Мотивационный этап.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.        

Метод: Словесный. Проблемный.

Приём: Диалог. Загадки.

Время: 3 минуты

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- У нас остались слова: устье, русло, берег, исток. Значение этих слов вам знакомо?

- Хотите узнать?

- Послушайте стихотворение, а затем ответите на мои вопросы.

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

“Планета должна называться

- Почему поэт предложил переименовать планету?

- Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки.

- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом?

- Правильно, тема сегодняшнего урока - «Водные богатства России».

- Нет.

- Да.

Слушают стихотворение.

- Вода.

- Потому что на карте мы видим много воды.

- Болото.

- Море

- Озеро.

- Река.

- Ручей.

- Водоёмы.

На слайде загадки, затем появляются отгадки:

1. Не проедешь, не пройдешь

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.

2. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

3. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море.

5. К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился — весной.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

 - Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?

- Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.

- Какие водоёмы бывают.

На какие группы можно разделить водоёмы.

Из каких частей состоит река.

Научимся сравнивать водоёмы.

На слайде:

Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты.

Научимся рассказывать по схеме о частях реки.

Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

  1. Изучение нового материала.

Цель: Создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Метод: Словесный. Наглядный.

Приём: Диалог. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Время: 15 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

 - Как вы думаете, что такое водоемы?

- Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей. Вы знаете, как они появились?

- Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. Ребята, посмотрите в учебник страница 80.

Учитель читает с учениками.

- Кто из животных строит плотины на реках и озерах?

Учитель читает с учениками.

- Как появились пруд, канал, водохранилище?

- Какие это водоемы по способу образования?

- Повторим, какие водоемы относятся к естественным?

- К искусственным?

- Хранилища воды, местообитание живых организмов.

- Их создала природа.

Ученик читает, все заканчивают предложение.

- Появился пруд.

- Бобры

- Водохранилище. Канал.

- Их создал человек.

- Искусственные водоемы.

- К естественным водоёмам относятся озёра, реки, ручьи, море, болото.

- К искусственным водоёмам относятся водохранилища, пруды, плотина.

На слайде: Естественные водоёмы -  полученные без постороннего вмешательства, созданные природой. Озёра, болота, реки, моря, ручьи.

В учебнике:

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился?

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось?

Сейчас из него берут воду для города.

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился?

Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

На слайде: Естественные водоёмы -  полученные без постороннего вмешательства, созданные природой. Озёра, болота, реки, моря, ручьи.

Искусственные водоемы - это водоемы, созданные человеком. К ним относятся водохранилища и пруды.

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время: 1 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Все, как один, плывём, как дельфин.

Повторяют за учителем.

Продолжение урока по теме.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

 - Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов России. Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы.

Россия - это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитого, Тихому и Атлантическому.

Приложение 1.

- На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Главная река нашего края какая?

- Правильно, ребята, это Дон, древнее название - Амазония, Танаис. Поднимите руки, кто бывал на Дону. А кто знает, где берет начало наш батюшка Дон? - Начинается далеко отсюда, из подземных ключей около города Новомосковска Тульской области. На месте символического начала Дона возложен камень. Что на нем написано?

- Давайте посмотрим в учебнике на схему, страница 83.

Приложение 2.

- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки.

- А в чем сходство озера и реки?

- А какие вы знаете озера России?

- А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире?

- Правильно, ребята. Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.

Мы совершили небольшое путешествие, познакомились с некоторыми морями, реками, озерами России и Ростовской области. Увидели их богатства и разнообразие.

- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказку, которая называется «Жила – была Река».

Внимательно смотрите и слушайте, затем ответите на несколько вопросов.

Приложение 3.

- Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?

Приложение 4.

Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

- Как в быту беречь и экономить чистую воду?

- Правильно, молодцы. Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.

Ученик слушает учителя.

- Дон.

- Исток.

Дети слушают учителя и рассматривают схему реки.

- Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении. Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

- Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.

На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.

- Байкал, Онежское, Ладожское.

- Байкал.

Слушают учителя.

- Чистая, прозрачная.

- Вели себя неправильно. Засоряли, губили ее жителей.

- Не засорять, ставить очистительные сооружения.

- Закрывать кран.

На слайде: картинки моря, его название и животный мир.

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время: 1 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Повторяют за учителем.

  1. Первичное закрепление.

Цель: Применение знания, полученные при решении учебной задачи.

Метод: Творческая работа. Словесный.

Приём: Работа по группам. Диалог.

Время: 12 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Мы провели физкультминутку. О какой роли водоема она была? Что мы делали?

- Значит водоем - это и место отдыха людей.

- Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.

- Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.

- Несоблюдение правил поведения на воде может привести к трагическому исходу, получению телесных повреждений и даже к гибели. Безопасность каждого зависит от вас самих.

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.

- Поменяйтесь работами с соседом, проверьте ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выставьте оценки.

- Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3»? Кроме того, самые активные дети тоже получат «5»…..Молодцы, ребята. Остальные - в следующий раз работайте лучше.

- Мы отдыхали.

- Да.

Дети рисуют, а затем объясняют, что они изобразили, какое правило.

Приложение 5.

С готовыми работами дети выходят к доске, объясняют, что на них изображено, почему.

Остальные группы слушают, исправляют, помогают, добавляют.

Выполняют самостоятельную работу.

Приложение 6.

  1. Итог урока.

Цель: Выявление уяснения нового материала.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?

- Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.

- Они дают воду, без них Земля высохла бы. Это дом для живых организмов (растений и животных). Это дорога для водного транспорта. Место отдыха.

  1. Домашнее задание.

Цель: Дать установку на тренировку определённых умений и инструктаж по его выполнению.

Метод: Слово учителя.

Приём: Объяснение.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- В учебнике страница 82-85, рабочая тетрадь – страница 35, задание 4.

- Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).

Записывают домашнее задание.

На слайде: В учебнике страница 82-85, рабочая тетрадь – страница 35, задание 4.

  1. Рефлексия.

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Метод: Словесный. Наглядный.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.

Производят самооценку своей деятельности на уроке.

Приложение 7.

Приложение 1.

Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.

Азовское море - является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом - катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.

На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.

Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки – Дон, Кубань и многочисленные небольшие реки.

Приложение 2.

Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый.

Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

Приложение 3.

Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:

- Какая чистая вода в этом ручье!

Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.

- Оставайся, Река с нами в городе.

Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.

Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.

- Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.

А люди всё больше загрязняли Реку.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

- Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.

Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.

- А где же Река? – удивились жители города.

- Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.

Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.

- Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.

- Хорошо, я вернусь в город.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

Приложение 4.

Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.

К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

Приложение 5.

1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).

2.Не ходить на реку без взрослых.

3.Не заплывать за буйки.

4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

5.Не подплывать близко к катерам и судам.

6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.

7.Не выходить на лед рек.

8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.

9.Не приводить с собой собак и других животных.

10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.

11.Если тонет человек:

Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.

13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.

Приложение 6.

1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы.

2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы.

3.Подчеркни правильный ответ.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло)

4. Начало реки это _____.

5. Подчеркни правильный ответ.

На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами).

Приложение 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Екатерина Великая» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; формирование представлений учащихся о жизни в России времен правления Екатерины Ве...

Конспект урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания.Планируемые результатыПредметные:знать историю возникновения Санкт &nda...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...


 

Комментарии

Меликова Рима Надировна

Очень интересный и познавательный материал подобран к уроку. Возьму себе на заметку. Успехов в работе.Спасибо большое!