Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»/ Автор учебника
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тип урока: ОНЗ

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества (в виде диаграммы Венна), карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»

Автор:   Коногорова Ольга Александровна (МАОУ «СОШ №1», г.Краснокамск)

Тип урока: ОНЗ

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества (в виде диаграммы Венна), карточки с заданиями.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

- Какое у вас сегодня настроение?

- Как узнать о настроении человека?

- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

- Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!





Дети изображают.




Самоопределение,

саморегуляция

2.  Актуализация знаний

- Что такое настроение?


- Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?









- В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

- Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

- Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

- Назовите из этого определения ключевые слова.

- Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

- В этом обществе состоят все жители страны?

- Какое заметили противоречие?


- Почему возникло затруднение?

- Определите цель урока.


- Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»

- Внутреннее душевное состояние.



- Эмоции  - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.



Ответы учащихся.




- Общество.






- Все жители одной страны.



- Общество защиты животных.


- Нет.


- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

- Не всё знаем о понятии общество.

- Уточнить понятие общество.

- Что такое общество.















Структурирование знаний; волевая  соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации



















Целеполагание,

самостоятельное выделение

и формулирование познавательной цели

3.  Проблемное объяснение нового материала

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.



















































-  Какие ключевые слова вам помогли?

- Согласны ли вы с решением группы?

- Что объединяет людей

в каждом из этих обществ? 


- Что такое общество?

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами.  (Общество охотников)

Группа 2.  Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов.  (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик  Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных.  (Общество защитников природы)





- Их объединяют общие интересы, общая деятельность.


Проговаривание по схеме.





Анализ объектов;

синтез;

извлечение необходимой информации из текстов;

доказательство;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Первичное закрепление во внешней речи

- С помощью чего можем проверить свои предположения?

- Откройте учебники, с. 29.  Прочитайте текст «Что объединяет людей

в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте.

- Наши предположения нашли подтверждение?

- Где ещё можно найти информацию?

- Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение.






- Я нашла ещё одно определение: «Общество – совместное пребывание и общение с кем-нибудь».

- Вернёмся к схеме.

Что такое общество?  


- С помощью учебника.






Работа в парах.


- Да.


- В словаре.


Работа в группах.

Общество – 1) добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо деятельности;

2) та или иная среда людей, компания.






Дополнение схемы и работа

с ней.






Постановка вопросов;

планирование учебного сотрудничества;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знания

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Для того чтобы лучше усвоить данное понятие, что будем делать?

- Возьмите лист, на котором изображена таблица. Выберите в ней верные утверждения и пометьте их знаком «+». Придумайте и запишите любое верное утверждение со словом «общество» на свободную строку таблицы.

Ответы учащихся.





Озвучивание вариантов ответов, самопроверка

 по эталону, самооценка




 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

коррекция

6. Включение нового знания в систему знаний

- Можно ли наш класс назвать обществом?

- Докажите.

- Предлагаю посмотреть ситуацию, которая произошла в одном

из классов.

( Сюжет драки из фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова: второклассника и второгодника»)

- Как можно назвать ситуацию, которую вы увидели?

- Такую ситуацию ещё можно назвать конфликт.  

( На доске слово КОНФЛИКТ)

- Из-за чего возник конфликт в увиденном сюжете?

- В нашем классе бывают такие ситуации?

- А в другом классе может произойти такая ситуация?

- Можно ли было в этой ситуации обойтись без драки?

- Как? Расскажите.

- Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

в учебнике, с.31.

- Как называется способ, о котором вы прочитали?

( На доске слово КОМПРОМИСС)

- Что значит пойти на компромисс?


- Используя знания

из области математики,

с помощью диаграммы Венна  сконструируйте модель разных обществ, дайте им названия.


- Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

- Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

- Об этом будем говорить

на следующем уроке.



Ответы учащихся











- Ссора, драка.






- Один человек обозвал другого.









Чтение текста учебника.








- Уступить друг другу, уметь договориться.



Работа в группах.

Защита своих моделей.






Ответы учащихся.






Действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач
































Моделирование; структурирование знания;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

7. Рефлексия

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Мы достигли эту цель?

- Как это доказать?

- Как вы открывали новое знание?

- Оцените свою работу на уроке. 

- Уточнить понятие общество.


Ответы учащихся.



На карточках с таблицей рисуют смайликов.


Рефлексия способов действий;

контроль;

оценка

Приложение

                                  все жители                                        не все жители

                                одной страны                                      одной страны

                                                                Общество

             люди, которых                                 люди,                      люди, у которых        

             объединяет                    которым                      есть общая         

             общая                     вместе                      тема для         

             деятельность                                   интересно                     общения        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)

Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...

Тест по окружающему миру 4 класс 1 четверть система Л. Занкова, автор учебника Н. Дмитриева

Тест составлен в 2-х вариантах по разделу "Наши соседи на Западе"....

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....