Олимпиада по естествознанию
олимпиадные задания по окружающему миру по теме

Олимпиадные по естествознанию для 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Задания для 2-4 классов106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

2 КЛАСС

Задание № 1 (5 баллов)

Прочитай описание птички. Кто это?

У неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Хвост и крылышки коричневые, спинка серая, а брюшко белое. Тёмный длинный хвост этой птицы всё время покачивается.

Это __________________________________________________.

Задание № 2 (5 баллов)

Подбери два слова, наиболее значимые, из записанных в скобках:

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

_____________________________________________________________________________

Задание № 3 (10 баллов)

Объясни инопланетянину, что такое «МОРЕ»


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 4 (25 баллов)

Раздели животных на две группы тремя способами. Дай название каждой группе.

Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, мухоловка, овца.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 (5 баллов)

Какое дерево цветёт позднее всех: берёза, липа, тополь?

_______________________________________________


ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

2 КЛАСС

Задание № 1 (5 баллов)

Прочитай описание птички. Кто это?

У неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Хвост и крылышки коричневые, спинка серая, а брюшко белое. Тёмный длинный хвост этой птицы всё время покачивается.

Это ________

Ответ: трясогузка.

Задание № 2 (5 баллов)

Подбери два слова, наиболее значимые, из записанных в скобках:

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

Ответ: река-вода.

Задание № 3 (10 баллов)

Объясни инопланетянину, что такое «МОРЕ»

Ответ: Море – это большой природный водоём с солёной водой, имеющий связь с океаном.

Задание № 4 (25 баллов)

Раздели животных на две группы тремя способами. Дай название каждой группе.

Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, мухоловка, овца.

Ответ:

  1. Растительноядные и плотоядные (10 баллов)
  2. Млекопитающие и птицы (10 баллов)
  3. Домашние и дикие (5 баллов)

Задание № 5 (5 баллов)

Какое дерево цветёт позднее всех: берёза, липа, тополь?

Ответ: липа.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

2 КЛАСС



п/п

умения,

способы действий

критерии оценки

количество

баллов

общий балл

1.

Умение узнать природный объект по описанию

правильный ответ

1 х 5

5

2.

Умение выбрать существенный признак

правильный ответ

1 x 5

5

3.

Умение давать определение понятию природного объекта

  1. выделены признаки: водоём; природный;  большой; солёная вода; связь с океаном

2 х 5

10

4.

Умение классифицировать по основанию, выбранному самостоятельно

выделены все  группы: растительноядные и плотоядные; млекопитающие и птицы; домашние и дикие;

названы все животные

10+10+5

25

5.

Умение вести фенологические наблюдения

правильный ответ

1 x 5

5

Общий балл

50


ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

3 КЛАСС

Задание № 1 (10 баллов)

Раздели животных на 4 группы. Назови каждую группу.

ястреб, овца, волк, гусь, утка, воробей, корова, лиса, собака, верблюд, заяц, сова, петух, касатка, кошка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2 (10 баллов)

Как повлияют на окружающую природу и человека строительство плотины на крупной реке и образование водохранилища? Назови следствия этой ситуации.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 (10 баллов)

В Древнем Египте кошка считалась священным животным. Кошек с роскошью хоронили, устанавливали им памятники. Учёные считают, что такое почитание кошки носило не мистический, а практический характер. Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4 (10 баллов)

Выбери из этих слов ЛИШНЕЕ СЛОВО. Объясни свое решение.

Тайфун, равнина, холм, смерч, тротуар, скала, суховей, буран, бриз, плоскогорье.

Лишнее слово __________________, потому что____________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 5 (10 баллов)

Прочитай внимательно текст, ответь на вопросы.

Есть такая сказка. Два осла отправились в дорогу с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: слишком тяжела его ноша. Второй шёл весело и легко.

Вскоре им пришлось переходить через ручей. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Соль растворилась в воде. Когда осёл вышел из воды, ноши его как не бывало.

Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться в воде. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша.

Почему? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что было бы, если бы второй осёл был навьючен сахаром  или содой? ________________

_____________________________________________________________________________


ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

3 КЛАСС

Задание № 1 (10 баллов)

Раздели животных на 4 группы. Назови каждую группу.

ястреб, овца, волк, гусь, утка, воробей, корова, лиса, собака, верблюд, заяц, сова, петух, касатка, кошка.

Ответ. 

  1. Домашние птицы. Домашние млекопитающие. Дикие птицы. Дикие млекопитающие.
  2. Растительноядные птицы. Растительноядные млекопитающие. Хищные птицы. Хищные млекопитающие.

Задание № 2 (10 баллов)

Как повлияют на окружающую природу и человека строительство плотины на крупной реке и образование водохранилища? Назови следствия этой ситуации.

Ответ: произойдет затопление территории. На затопленной территории

  1. будут уничтожены растения, естественные пастбища;
  2. плотина перегородит реку, что затруднит пути миграции рыбы;
  3. произойдет гниение объектов живой природы, что вызовет отравление воды, гибель растений и животных, обитающих в реке и водохранилище;
  4. человек получит электроэнергию, без которой невозможны быт, промышленное и сельскохозяйственное производство;
  5. вода зальёт посёлки и деревни, что повлечёт переселение людей.

Задание № 3 (10 баллов)

В Древнем Египте кошка считалась священным животным. Кошек с роскошью хоронили, устанавливали им памятники. Учёные считают, что такое почитание кошки носило не мистический, а практический характер. Почему?

Ответ. Египет был хлебной страной, а где зерно, там и мыши. Единственным средством борьбы с мышами в те времена были кошки.

Задание № 4 (10 баллов)

Выбери из этих слов ЛИШНЕЕ СЛОВО. Объясни свое решение.

Тайфун, равнина, холм, смерч, тротуар, скала, суховей, буран, бриз, плоскогорье.

Ответ: лишнее слово - тротуар, т.к. принадлежащее к «рукотворному миру». 

Задание № 5 (10 баллов)

Прочитай внимательно текст, ответь на вопросы.

Есть такая сказка. Два осла отправились в дорогу с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: слишком тяжела его ноша. Второй шёл весело и легко.

Вскоре им пришлось переходить через ручей. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Соль растворилась в воде. Когда осёл вышел из воды, ноши его как не бывало.

Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться в воде. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша.

Почему?

Ответ: соль растворилась, ноша первого осла исчезла; вата, которую нес второй осел не только не растворялась в воде, но вобрала в себя воду, ноша стала тяжелой.

Что было бы, если бы второй осёл был навьючен сахаром  или содой?

Ответ: сахар и сода растворились бы.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

3 КЛАСС



п/п

умения,

способы действий

критерии оценки

количество

баллов

общий балл

1.

Умение классифицировать по разным основаниям

выделено основание

2 х 5

10

2.

Выявление причинно-следственных связей

правильный ответ

5

10

названы последствия

1 х 5

3.

Умение выдвинуть обоснованное предположение

в ответе есть своя версия и логическая цепочка

10

10

4.

Умение исключить из множества лишний объект

правильный обоснованный ответ

10

10

5.

Умение читать текст;

отвечать на вопросы, делая умозаключения на основе жизненного опыта

правильный ответ

2 x 4 + 2

10

Общий балл

50


ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

4 КЛАСС

Задание № 1 (10 баллов)

Имеется вода из природного водоёма, непригодная для питья. Надо получить чистую воду. Предложи алгоритм действий, используя слова:

Вода, отстаивание, кипячение, фильтрование, микробы, ил, песок.

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

Задание № 2 (10 баллов)

Отметьте верные утверждения:

  1. Природа может обойтись без человека, а человек без природы - нет.
  2. Перелётные птицы улетают на юг, потому что в холодное время года не могут найти себе пропитание.
  3. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
  4. Россия расположена на материке Евразия.
  5. В лесу растут древесные и травянистые растения.

Исправь ошибку в неправильном утверждении и запиши правильно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 (10 баллов)

Что бы произошло, если бы вода утратила способность испаряться?

Приведи примеры изменений в природе.

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4 (10 баллов)

Установлено, что пресмыкающиеся (черепахи, ящерицы) откладывают в несколько раз больше яиц, чем птицы. Объясни, почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 (10 баллов)

В приведённом списке слов названы объекты окружающего мира.

Выпиши из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назови.

Тайфун, равнина, трактор, холм, смерч, тротуар, скала, суховей, буран, бриз, дом, плоскогорье.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

4 КЛАСС

Задание № 1 (10 баллов)

Имеется вода из природного водоёма, непригодная для питья. Надо получить чистую воду. Предложи алгоритм действий, используя слова:

Вода, отстаивание, кипячение, фильтрование, микробы, ил, песок.

Ответ: наиболее оптимальной последовательностью очистки является:

1. отстаивание – осядут тяжелые частицы песка;

2. фильтрование – вода очистится от мелких частиц ила;

3. кипячение – вода очистится от микробов.

Задание № 2 (10 баллов)

Отметьте верные утверждения:

  1. Природа может обойтись без человека, а человек без природы - нет.
  2. Перелётные птицы улетают на юг, потому что в холодное время года не могут найти себе пропитание.
  3. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
  4. Россия расположена на материке Евразия.
  5. В лесу растут древесные и травянистые растения.

Исправь ошибку в неправильном утверждении:

Ответ: верные утверждения 1,2,4,5.

Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг СОЛНЦА С НАКЛОНОМ ОСИ.

Задание № 3 (10 баллов)

Что бы произошло, если бы вода утратила способность испаряться?

Приведи примеры изменений в природе.

Ответ: изменения в круговороте воды влекут за собой изменения в жизни растений и животных.

Возможны описания конкретных ситуаций (нет пара – не  станет облаков в небе; нет испарения, почвы переувлажнятся и пр.)

Задание № 4 (10 баллов)

Установлено, что пресмыкающиеся (черепахи, ящерицы) откладывают в несколько раз больше яиц, чем птицы. Предположи, почему?

Ответ: пресмыкающиеся не охраняют яйца и не заботятся о детёнышах, большинство из которых погибает, поэтому они откладывают много яиц. Птицы же высиживают и выкармливают птенцов, но выкормить большое количество птенцов они не могут, поэтому они откладывают немного яиц.

Задание № 5 (10 баллов)

В приведённом списке слов названы объекты окружающего мира.

Выпиши из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назови.

Тайфун, равнина, трактор, холм, смерч, тротуар, скала, суховей, буран, бриз, дом, плоскогорье.

Ответ:

Ветры: тайфун, смерч, суховей, буран, бриз.

Виды рельефа: равнина, холм, скала, плоскогорье.

Сделанное человеком: трактор, тротуар, дом.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

4 КЛАСС



п/п

умения,

способы действий

критерии оценки

количество

баллов

общий балл

1.

умение проводить мысленно эксперимент, умение самостоятельно составлять последовательность действий – алгоритм

правильный и обоснованный ответ

10

10

2.

Умение работать с умозаключениями

найдены все правильные утверждения

2 x 4

10

исправлена ошибка

2 х 1

3.

Умение моделировать природную ситуацию

дан общий ответ;

приведены примеры конкретных ситуаций

8 или

2 х 5

10

4.

Умение моделировать природную закономерность

объяснение включает элементы знания о способе размножения и поведения

2 х 5

10

5.

Умение классифицировать по основанию, выбранному самостоятельно

выделены группы;

правильно распределены слова по группам

1 х 3

1 х 12


15

Общий балл

55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны  уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.Цель этих уроков – ...

Неделя естествознания.

1)Выставка работ "Осень"2) Лекция-викторина "Эти удивительные животные"Победители викторины: Болгов С. , Кирюткина А. , Горюнова А.3) Олимпиада по окружающему миру.I место -   Кирюткина А....

Неделя естествознания.

1)Выставка работ "Осень" 2) Лекция-викторина "Эти удивительные животные" Победители викторины: Болгов С. , Кирюткина А. , Горюнова А. 3) Олимпиада по окружающему миру. I место -   Кирютк...

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе «Естествознание».

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе  «Естествознание»....

Ключи к олимпиаде по естествознанию в 4 классе в 2010 году.

Ключи к олимпиадам  для удобства контроля....

Олимпиада по естествознанию в 4 классе в 2010 году

Материал районной олимпиады предыдущих лет по естествознанию - хорошая помощь педагогам и родителям в подготовке нынешних четвероклассников....