«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе «Естествознание».
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

 

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе  «Естествознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moego_vystupleniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема моего выступления «Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе  «Естествознание».

Основная стратегия моей педагогической деятельности –это формирование разносторонней и образованной личности, способной жить и творить в современном мире.

«Мысль начинается с удивления» гласит древняя мудрость. И  об этом ещё писал В.А.Сухомлинский, что умственная активность детей – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать, надо постоянно пополнять источник нервной энергии. А источник этого пополнения – наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, жизнь среди природы, всё то, что пробуждает интерес».

 Природа - важнейшее средство воспитания развития детей. Сколько откры тий делает ребенок, общаясь с ней! Ни один дидактический материал не срав ниться с Природой по разнообразию и силе воздействия на ребенка. Предметы и явления Природы наглядно предстают перед детьми. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе уроков -  экскурсий.

 Актуальным  остаётся интерес к экскурсиям, как методу обучения младших школьников. И проблема, развития познавательного интереса на уроках «Естествознания» остаётся одной из главных.

Цель моей педагогической деятельности. Разработка научно-исследовательского подхода к урокам -  экскурсиям, как методу развивающего обучения.

Гипотеза моего исследования. Эффективность формирования познавательного интереса повысится, при использовании разнообразных подходов к организации уроков-экскурсий в плане содержания и методики проведения.

Что же такое интерес? Интерес – это познавательная активность, вызывающая у человека положительные переживания.

Для реализации системы своей работы, я ставила следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения;
  2. выявить педагогическую сущность познавательного интереса детей;
  3. разработать методические рекомендации к организации и проведению уроков - экскурсий по программе курса «Естествознание».

Я применила следующие методы исследования: 

  1. Изучение и анализ литературных источников.
  2. Педагогическое наблюдение, анкетирование детей.
  3. Статическая обработка результатов анкетирования.

Изучив работы таких известных учителей, как В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, Н.К. Крупская, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.И.Киргизцева и многих других я убедилась, что личный интерес к учению формируется именно через непосредственное общение с окружающим нас миром.

Научно значимым является сам процесс выстраивания уроков – экскурсий:

 Выделяют этапы экскурсии:

  1. подготовка учителя к экскурсии,
  2. подготовка учащихся к экскурсии,
  3. проведение экскурсии,
  4. итоги экскурсии.

Как же проводить экскурсии, чтобы они воспитывали тягу к знаниям, желание узнать новое?

Вот это и стало моим исследованием.

Эффективность проведения экскурсии во многом зависит от самого учителя. Самому учителю должна стать экскурсия, которую он собирается организовать, интересной, значимой. Он должен вложить в неё все свои возможности, творческие, педагогические, человеческие. Учитель должен сделать экскурсию такой, чтобы дети почувствовали, что без этой экскурсии они никогда не получат то или иное знание.  

Интересна всегда та экскурсия, когда ребёнок принимает непосредственное участие в ее подготовке. Деятельность учащихся может быть разной, но интересна та, которая выполняется впервые. Работа детей во время экскурсии должна быть творческой, исследовательской, поисковой. Задания должны быть проблемного характера, именно они вызывают наибольший интерес учащихся. Важно учитывать их индивидуальные способности, дать им возможность самореализоваться.

 Во время экскурсии я стремлюсь дать такие задания, которые затронули бы ребёнка, научили бы его делать самостоятельно выводы и  анализировать  результаты.

По-моему, работа станет интересной, благодаря созданной атмосфере сотрудничества, мне хотелось, чтобы дети во время экскурсии приобретали не только теоретические и практические знания по предмету, но и обогащали  опыт общения, учились сотрудничеству.

Для формирования познавательного интереса у детей необходимо, чтобы экскурсия была интегрированным уроком. Не только проводить опыты, наблюдения, а читать стихи, говорить о красоте, играть.

Многие интегрированные уроки, представлены в материалах моей выставки, с ними вы можете ознакомиться.

Говоря о воображении, надо сказать, что заниматься творчеством на экскурсии – это наиболее решаемая задача. А после экскурсии, пока не угасли впечатления, а начатое дело ещё не закончено, ребёнок должен стремиться довести его до конца, а учитель обязан поддержать это стремление.

Ребёнок должен увидеть результат проделанной работы. Как же это сделать?  Учителю надо продумать такую форму отчетности детей, чтобы она была одновременно и интересной, и познавательной, полезной для других, давала возможность увидеть детям важность проделанной работы. А значит – эта работа должна быть творческой. Материал, полученный на экскурсии, должен использоваться на других уроках.

Экскурсия, хорошо подготовленная и спланированная, даёт богатый учебный материал и является средством формирования познавательного интереса.

Я провела эксперимент, исследование с помощью анкеты, как развивается познавательной интерес у детей по средствам уроков - экскурсии.

 Моя  работа, по формированию познавательного интереса  по предмету «Естествознание» ведётся уже с третьим набором учащихся начальной школы. Это стало уже системой.

Каковы же результаты исследования на начальном этапе эксперимента.

                    Мой    3 «А» класс – экспериментальный.

В классе 19 человек.

Для выявления интереса использовала анкету в виде выбора предмета. Были заданы детям следующие вопросы:

  1. Какой предмет вам очень интересен?
  2. Какой предмет вам просто интересен?
  3. Какой предмет вам не интересен?

По полученным результатам я могу сказать, что для большинства детей «Естествознание» вызывает посредственный интерес и не вызывает большого желания заниматься этим предметом глубже. Лишь для 21% детей этот предмет является очень интересным.

3 «Б» класс – контрольный.

На момент исследования – в классе 19 человек. После проведения анкетирования мы видим, что у основного  количества детей наблюдается низкий интерес к предмету.

Перед повторным исследованием, я с 3 «А» классом посетила краеведческий музей в нашем городе, ходили на осеннюю экскурсию в парк, провели «День туриста» в лесу и экскурсию в библиотеку посёлка.

В 3 «Б» классе всех этих мероприятий не было (со дня первого исследования) .

После работы по формированию познавательного интереса  у детей к предмету «Естествознание», я провела повторное исследование, в экспериментальном и контрольном классе.

По полученным результатам я могу сказать, что количество учащихся в 3 «А» , для которых  предмет «Естествознание» является важным, очень интересным увеличилось на 13%. Количество учащихся, для  которых  предмет «Естествознание» стал интересен увеличилось на 4%. Для детей которым этот предмет не интересен уменьшилось на 15%.

 

В 3 «Б» мы видим, что полученные результаты незначительно изменились. Можно сделать вывод: работа учителя данного класса не дала существенных результатов. Это даёт мне  увидеть результативность моей работы и сделать определённые выводы по выдвинутым мной гипотезам. А также увидеть продуктивность проделанной работы, сравнить результаты. Я  смогла наметить дальнейшие пути по работе в. этом направлении, внести коррективы.

Изучив литературу по вопросу, проведя экскурсии и другие мероприятия, можно дать некоторые рекомендации, вот только  некоторые из них:

  1. Обязательное подведение результатов творческого характера.
  2. Позволять детям самостоятельно делать выводы
  1. Интегрировать во время экскурсии курс «Естествознание» с другими курсами.

Таким образом, мы можем сказать, что экскурсию можно считать сред ством формирования познавательного интереса, если она методически гра мотно организована. Учителю необходимо серьезнее подходить к вопросам экскурсии в це лом. Так как в наше время полностью пересматриваются вопросы образова ния, воспитания и обучения. Разрабатываются новые программы, которые отводят немаловажную роль экскурсиям. Изменяя процесс обучения, мы строим свой урок таким образом, что дети включаются в поисковую, иссле довательскую и творческую деятельность. Мы можем согласиться с учеными, как прошлого, так и на стоящего в том, что они отдают предпочтение экскурсии потому, что она об ладает большими возможностями в плане организации активной творческой деятельности, которая, как мы уже и говорили, является источником интере са детей.

В данной работе представлены  разработанные мной  уроки-экскурсии по теме «Закон периодичности в природе». Особенности заключаются в том, что они выстроены в усложнённой от класса к классу системе, а так же разработана методика проведения экскурсий в начальных классах.

Основные принципы моей работы: новизна, артистичность, экспромт помогают мне зажечь детей, заинтересовать их. Без этого моя система не работает, да и любая другая тоже.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание учебного материала будет разносторонним, выстроенным на основе эмпирического, творческого и научно-познавательного методов. А про цесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и дает нам экскурсия — открытие мира новых явлений общественной жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".

Мотивы являются  психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация.  Что нужно сдел...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...