"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".
статья ( класс) по теме

Ильина Марина Вадимовна

     Мотивы являются  психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация.  Что нужно сделать учителю, чтобы учебная деятельность стала продуктивной, главным двигателем познавательной деятельности или познавательного интереса (ПИ).

     Речь пойдет о задачах, стоящих перед учителем, для развития ПИ. Знакомство с уровнями ПИ. Автор делится анкетой, для определения интенсивноси ПИ.

     В статье приведены дидактические приемы, которые использыет автор, для достижения цели по развитию ПИ и собственно положительной мотивации к учению.

     В статье пойдет речь о целесообразности поуровневых заданий для создания благоприятных условий для гуманизации образования, становления учащегося СУБЪЕКТОМ учебной деятельности, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках

как средство формирования

познавательной мотивации к учению».

Содержание:

I    Введение.

II Дидактические приемы, использованные автором, для развития познавательного интереса у младших школьников.

III  Используемая литература.

I    Введение.

     Мотивы являются психологической причиной поведения и деятельности ребенка. Активность человека стимулируется потребностью. Потребность заставляет нас что-то сделать. Осознание потребности – это мотивы поведения и деятельности.

     Болгарский психолог Петр Калчев в своей работе «Информационная теория эмоций» считает, что для того, чтобы у человека возникла потребность, должна быть реакция на возникновение отношения. Сначала возникает задача, потом – отношение.

     В зависимости от силы отношений, стремление решать эту задач. Либо человек отвергает эту задачу, либо возникает потребность  деятельности в связи с решением этой задачи.

     Приходя в школу, у ребенка  есть стремление получить новую социальную роль, стать старше. Мы включаем его в новую деятельность У ребенка возникает отношение к этой деятельности Либо это отношение положительное, либо отрицательное. Формируется собственно положительная мотивация.

     На что ориентируется младший школьник в процессе учебной деятельности:

  1. Отметка, оценка.
  2. Престижные коллективные мотивы. /Лучший ряд, лучшая группа и т.д./
  3. Познавательные мотивы. / Пример диагностики и развития ПИ (познавательного интереса): «Предложено 3 задачи – выбери любую.

За 1-ую – будет поставлена отметка,

за 2-ую – «Лучший ряд»,

за 3-ю – не будет отметки в журнал, но это самая трудная задача./

     Если ребенок в процессе учебной деятельности не испытывает положительных эмоций, то происходит процесс замещения, возникает скука и безразличие.

     Школьники делятся:

1 группа – дома внушают, что учиться пристижно, если ты хорошо учишься, то получишь какие-то блага.

2 группа – тревожные дети. Испытывают отрицательные эмоции: страх, волнение. Делают все, чтобы не учиться.

3 группа – очень быстро перестают ощущать себя  в процессе учебной деятельности.

     Изменить потребность нельзя, можно только заменить одну потребность другой.

     Для того, чтобы учебная деятельность была продуктивной, главным двигателем должна стать познавательная потребность или ПИ.

А в основу потребности – интересы к процессу учебной деятельности.

     Задачи, стоящие перед учителем, для развития ПИ:

1. Создавать условия, чтобы дети могли увидеть близкий и дальний познавательный результат всей деятельности.

2. Учить формировать цель деятельности.

3. Создавать условия для оценки учащимися процесса и результата своей деятельности.

4. Создание условий для применения посильного волевого усилия /не интересно, когда легко, опускаются руки, когда очень сложно./

     Познавательные мотивы заложены в самом процессе учения: любознательность, удовлетворенность от преодоления трудностей, радость от хорошо выполненной работы, огорчение от неудачи., состояние неудовлетворенности, стремление повторить, но уже на более высоком уровне.

     Выделяют 3 уровня развития ПИ:

  1. Низкий – наличие потребности во впечатлениях.
  2. Средний – наличие любознательности, проявления интереса к любым фактам, событиям.
  3. Высокий – наличие интереса, связанного с содержанием социальной значимости познавательной деятельности.

Анкета для определения интенсивности познавательных интересов:

  1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

А –часто               Б – иногда                   В – очень редко

  1. Что предпочитает ребенок, когда задает вопрос на сообразительность?

А – сам отвечает  Б – когда как              В – хочет получить ответ от других

  1. Много ли читает внеучебной литературы? /Может быть и художественной литературы, но не только по программе./

А –часто               Б – иногда                   В – очень редко

II Дидактические приемы, использованные автором, для развития познавательного интереса у младших школьников.

     

      Дидактические приемы, используемые автором:

На этапе создания первичного интереса

1.-кроссворды

 -шарады

 -ребусы

 -загадки различных видов( различные загадки на одно слово, на слово с толкованием значения  из словаря, например, при словарной работе).

2. –наглядность разных видов

Для создания положительной мотивации 

-Игра «Пчелки»,

-чтение текста перед телевизором: «Я –диктор». «Я – актер»

-игры-соревнования, игра «Аукцион» .(Дети должны набрать как можно больше слов по схеме за 2 мин и т.д.)

На этапе «От игры к интересу процессом деятельности»:

-творческие задания в классе и как домашнее задание.

( Математика. «Придумай задачи для устного счета с величинами длины». Например: «Длина хвоста японского петуха 5 м. Вырази длину хвоста в мм.»

Русский язык./Технология. «После изготовления поделки собаки,  д/з: написать как можно больше прилагательных для описания одной из пород).

Литературное чтение.

-Сочинение басен, сказок, загадок и т.д.

-Составление  сборников стихов, басен и т.д.

Окружающий мир. «Придумать сказку о коже» и т.д.

На этапе возникновения проблемных ситуаций (прием драматизации).

(См. работу М.И. Махмутова «Организация проблемного обучения в школе»).

«Работа  в диалоге» : работа в парах, группах сменного и постоянного состава с различными видами заданий и на разных этапах урока. ( Например, для подведения итогов урока, гда пары/группы обсуждают ключевые тезисы урока.)

Для развития ПИ и создания того, чтобы ученик выступал как СУБЪЕКТ учебной деятельности, способствует поуровневое возможность в выборе заданий.

    Основная задача уроков русского языка и литературного чтения – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве развития их мышления.

Самостоятельная работа ученика (как при подготовке собственно домашнего задания, так и для выполнения проектных работ) – одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепление и проверки знаний, создания основы для развития ПИ

     Самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении цели, прививает вкус к  поиску, к самостоятельным открытиям, что способствует более высокому уровню развития ПИ.

    В классе ученики имеют разный запас знаний, различный потенциал. Каждый из них должен работать на уроке с интересом., а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

     Хорошо, если у ребенка будет возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных способностей детей, я ввела поуровневую возможность при выборе заданий.  Задания подобраны так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании они отличались разной степенною трудности. Задания составлены таким образом, чтобы  к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.

     При выполнении задания 1 уровня ученик закрепляет  базовые знания. 2 уровень -  уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение задания по отработке учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. 3 уровень – творческий.  Он предполагает написание мини сочинений, исправление орфографических и пунктуационных ошибок, редактирование текстов, развитие логического мышления и речи.

 При самостоятельном выполнении задания учащиеся становятся субъектами познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность / в данном случае  - это выбор уровня задания и т.д./, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков. В развитии мышления, речи. Памяти и творческого воображения., что и ведет к развитию ПИ. Целесообразность поуровневой возможности при выборе заданий   обусловлена стремлением создать более благополучные условия для гуманизации образовния, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.

III  Используемая литература.

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М., «Просвещение», 1991.
  2. Морозова Н.Т. «Учителю о познавательном интересе». М., 1979.
  3. Матвеева Л.А. «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности». Ленинград. 1987
  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. «справочное пособие по русскому языку» 1-4 кл. Уроки русского языка. М. «Аквариум», 1998
  5. Ващенко А.А. «Из опыта работы в парах сменного состава» «Русский язык в школе». 1990г. №2
  6. Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах№. Сочетание традиционных и нетрадиционныз форм обучения. Санкт-Перербург, 1998.
  7. «Реяь. Речь. Речь.» Книга для учителя Под редакцией Ладыжинской Т.А. М., «Педегогика», 1990.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей

   Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательных УУД

Каждый учитель должен развивать логическое мышление у учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной сте...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...

Развитие мыслительных операций у учащихся начальных классов на уроке математики как средство формирования познавательных УУД

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...