Урок окружающего мира 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок по теме "Наши права"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ПО ТЕМЕ:   НАШИ ПРАВА

4 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:   Головченко Людмила Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ лицея

«Технико-экономический» г. Новороссийск

Тема урока:  Наши права

 

     Цель:

Познакомить учащихся с основными международными правовыми документами, отражающими права ребёнка в обществе.

  Задачи:

  1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.
  3. Научить правилам ведения дискуссий, умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Планируемый результат: Усвоить новые понятия и уметь ими оперировать.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, DVD – караоке, DVD «Приключение Буратино», плакат с основными положениями Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».  

Ход урока.

(Сформированы 2 группы учащихся)

I  Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:   Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О правах и обязанностях человека)

  - Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожаленью, в битвах и войнах.

Ученик:  В какой бы я хотела жить  стране?

              Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

              В которой люди счастливы всегда,

              Друг друга не обидят никогда.

              Где не слышны глухие взрывы

              И где закаты так красивы…

              Я так люблю простор страны своей,

              Хоть далека она от совершенства,

              Хочу, чтоб испытали люди в ней

              Любовь большую, счастье и блаженство!

Учитель: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы.

II  Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Презентация

Учитель:  В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39-этажное здание. В нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, «что человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы социальные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обес-печена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.

- Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

- На столах каждой группы лежат словари. 1 группа ищет значение слова «декларация», а 2 – значение слова «конвенция».

(Ответы учащихся:

- Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

- Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Учитель:  20 ноября 1989 г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.

- У вас на столах лежит маленькая книжка «Всеобщая декларация прав человека». Откройте эту книжечку и прочитайте первое право.

(На экране появляется первое право:

       Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сёстры.

Учитель:  Как вы понимаете это право?

(Ответы детей:   Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.

 все мы – люди, и значит братья по разуму и происхождению…)

Учитель:  А ещё     в «Конвенции ООН о правах ребёнка» сказано:

     - «Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы».

Ученик:  Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.

Учитель:  А почему же Декларация называется всеобщей?

Ученики:  Она называется «всеобщей», т.к. написана для всех.

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран. Здесь перечислены права, записанные в Конвенции о правах ребёнка. Давайте их разберём.

(Беседа о правах).

        У меня есть:

 • Право на имя, отчество, фамилию и гражданство.

 • Право знать своих родителей, совместно с ними про-        

   живать.

     • Право на заботу и воспитание (право на надлежащее питание,

       жилище, медицинское обслуживание, развлечения).

     • Право на общение со своими родителями, бабушками,    

       дедушками, братьями и сёстрами.

     • Право на общение с обоими родителями.

• Право на защиту и воспитание.

• Право на свободу и равенство.

• Право собираться и вместе организовывать группы и  

  союзы.

• Право на своё собственное мнение.

• Право на уважение человеческого достоинства.

• Право на жизнь и личную неприкосновенность.

• Право на защиту своих прав и законных интересов.

• Право на личное имущество, на получение содержания

  от родителей.

• Право на образование.

III  Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

Учитель:

- У вас на столах лежат памятки: «Права, которые у меня есть». Положите их перед собой.

      - Я уверена, что все вы читали сказку Алексея Толстого «Приключения Буратино…» или смотрели экранизацию этого произведения. И кто внимательно её читал или смотрел, заметил, как неоднократно в этой сказке нарушается Конвенция о правах ребёнка. Хотя, отдельные права соблюдаются. Проанализируем, в каких ситуациях это происходит.

(Работа в группах)

- Внимание на экран:

1 эпизод:  «С подоконника Буратино через

всю каморку перелетел на стол, крыса за

  ним… И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье».

        - Какое право нарушено? (Право на жизнь и личную неприкосновенность).

2 эпизод:  Папа Карло продал свою единственную

куртку и купил «Азбуку» с крупными буквами и

цветными картинками и отправил сына в школу.

- Учись на здоровье.

- О каком праве здесь говорится? (Право на образование).

Учитель:  Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

 - Воспользовался ли Буратино этим правом? Куда он отправился, продав Азбуку?

3 эпизод:  Буратино подбежал к кассе театра,

 протянул золотой и пропищал: «Послушайте.

Дайте мне в первом ряду билет на единственное

представление кукольного театра».

        - Какое право здесь соблюдается?

(Право ребёнка на отдых и досуг).

4 эпизод:  «Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плёткой, чтобы они продолжили представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись».

(Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

5 эпизод:  «На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.

     - Какая-то каракатица плывёт, - квакнула лягушка.

     - Нос, как у аиста, - квакнула другая.

     - Это морская лягушка, - квакнула третья»

(Нарушается право на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

6 эпизод:  «В каморке никто не отозвался.

Карабас Барабас приказал:

    - Именем Тарабарского короля –

откройте дверь!

Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!

(Нарушается право на жилище).

7 эпизод:  Кот Базилио и лиса Алиса пытаются

 отобрать у Буратино монеты.

          - Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

 (Право на личное имущество).

Учитель:   Буратино и Царевна-лягушка, Князь Гвидон и Чиполлино, Том Сойер и Гулливер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев. Дома, пожалуйста, глядя в памятку,  постарайтесь найти примеры из произведений о соблюдении или нарушении прав ребёнка.

Учитель:   А теперь я предлагаю вам отдохнуть и спеть известную вам песенку «Песенку мамонтёнка» (караоке).

   - Скажите, какое право мамонтёнка нарушено? (Право знать своих родителей, совместно с ними проживать.)

Учитель:   Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Я буду зачитывать определения, а вы должны назвать слово.

(Обсуждение в группах)

1. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации. (Декларация)

2. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (Гражданин).

3. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (Конвенция).

4. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

(ООН).

    -Какое слово получилось по вертикали? (Право).

Учитель:  С 1 августа 2008 года на территории нашего Краснодарского края стал действовать закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.

- У вас в дневниках вложен этот закон и мы уже не раз беседовали с вами об этом законе. Давайте вспомним некоторые моменты.

(Беседа с уч-ся об основных положениях данного закона).

Ученик:     На час начальником бы стать

                   Среди законодателей,

                   Велел бы я закон издать

                   Для взрослых обязательный.

                  «В дни отдыха, - гласил бы он, -

                   Одних, без нас родителей

                   В театры, в цирк, на стадион

                   Не допускать как зрителей».

                   Пусть надпись – буквы покрупней! –

                   Там ярко освещается:

                   «Вход мамам, папам без детей

                   Строжайше запрещается».

                   Тогда бы поняли они,

                   Всё взрослое сообщество,

                   Как детям в праздничные дни

                   Быть с ними вместе хочется.

IV     Рефлексия. Итог урока.

  На экране задание:

Учитель:   Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

       Н…  спр…ш…в…й,  чт…  стр…н… м…ж…т  сд…л…ть  дл… т…б…,  спр…с…,  чт…  т…  м…ж…шь  сд…л…ть  дл… св……й стр…н….

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Это тема нашего следующего разговора.

- Итак, о чём мы с вами говорили на нашем занятии? Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром. И каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

И в заключении, давайте  мы с вами договорим Знак-памятку:

    В мире есть закон, что знает _________________  (каждый),

    Все его Конвенцией                    ________________   (зовут).

   Охраняет жизнь, здоровье       _________________  (граждан),

   Их права на отдых и на            __________________ (труд).

   Нам с тобою тот закон          __________________  (знаком)

   В жизни нам поможет очень __________________  (он).

Список использованной литературы.

  1. Конвенция о правах ребёнка
  2. Конституция РФ
  3.  «Ваши права»  Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год
  4. Словарь русского языка  С.И.Ожегов



Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ПО ТЕМЕ:   НАШИ ПРАВА

4 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:   Головченко Людмила Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ лицея

«Технико-экономический» г. Новороссийск

Тема урока:  Наши права

 

     Цель:

Познакомить учащихся с основными международными правовыми документами, отражающими права ребёнка в обществе.

  Задачи:

  1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.
  3. Научить правилам ведения дискуссий, умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Планируемый результат: Усвоить новые понятия и уметь ими оперировать.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, DVD – караоке, DVD «Приключение Буратино», плакат с основными положениями Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».  

Ход урока.

(Сформированы 2 группы учащихся)

I  Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:   Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О правах и обязанностях человека)

  - Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожаленью, в битвах и войнах.

Ученик:  В какой бы я хотела жить  стране?

              Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

              В которой люди счастливы всегда,

              Друг друга не обидят никогда.

              Где не слышны глухие взрывы

              И где закаты так красивы…

              Я так люблю простор страны своей,

              Хоть далека она от совершенства,

              Хочу, чтоб испытали люди в ней

              Любовь большую, счастье и блаженство!

Учитель: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы.

II  Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Презентация

Учитель:  В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39-этажное здание. В нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, «что человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы социальные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обес-печена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.

- Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

- На столах каждой группы лежат словари. 1 группа ищет значение слова «декларация», а 2 – значение слова «конвенция».

(Ответы учащихся:

- Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

- Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Учитель:  20 ноября 1989 г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.

- У вас на столах лежит маленькая книжка «Всеобщая декларация прав человека». Откройте эту книжечку и прочитайте первое право.

(На экране появляется первое право:

       Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сёстры.

Учитель:  Как вы понимаете это право?

(Ответы детей:   Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.

 все мы – люди, и значит братья по разуму и происхождению…)

Учитель:  А ещё     в «Конвенции ООН о правах ребёнка» сказано:

     - «Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы».

Ученик:  Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.

Учитель:  А почему же Декларация называется всеобщей?

Ученики:  Она называется «всеобщей», т.к. написана для всех.

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран. Здесь перечислены права, записанные в Конвенции о правах ребёнка. Давайте их разберём.

(Беседа о правах).

        У меня есть:

 • Право на имя, отчество, фамилию и гражданство.

 • Право знать своих родителей, совместно с ними про-        

   живать.

     • Право на заботу и воспитание (право на надлежащее питание,

       жилище, медицинское обслуживание, развлечения).

     • Право на общение со своими родителями, бабушками,    

       дедушками, братьями и сёстрами.

     • Право на общение с обоими родителями.

• Право на защиту и воспитание.

• Право на свободу и равенство.

• Право собираться и вместе организовывать группы и  

  союзы.

• Право на своё собственное мнение.

• Право на уважение человеческого достоинства.

• Право на жизнь и личную неприкосновенность.

• Право на защиту своих прав и законных интересов.

• Право на личное имущество, на получение содержания

  от родителей.

• Право на образование.

III  Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

Учитель:

- У вас на столах лежат памятки: «Права, которые у меня есть». Положите их перед собой.

      - Я уверена, что все вы читали сказку Алексея Толстого «Приключения Буратино…» или смотрели экранизацию этого произведения. И кто внимательно её читал или смотрел, заметил, как неоднократно в этой сказке нарушается Конвенция о правах ребёнка. Хотя, отдельные права соблюдаются. Проанализируем, в каких ситуациях это происходит.

(Работа в группах)

- Внимание на экран:

1 эпизод:  «С подоконника Буратино через

всю каморку перелетел на стол, крыса за

  ним… И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье».

        - Какое право нарушено? (Право на жизнь и личную неприкосновенность).

2 эпизод:  Папа Карло продал свою единственную

куртку и купил «Азбуку» с крупными буквами и

цветными картинками и отправил сына в школу.

- Учись на здоровье.

- О каком праве здесь говорится? (Право на образование).

Учитель:  Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

 - Воспользовался ли Буратино этим правом? Куда он отправился, продав Азбуку?

3 эпизод:  Буратино подбежал к кассе театра,

 протянул золотой и пропищал: «Послушайте.

Дайте мне в первом ряду билет на единственное

представление кукольного театра».

        - Какое право здесь соблюдается?

(Право ребёнка на отдых и досуг).

4 эпизод:  «Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плёткой, чтобы они продолжили представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись».

(Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

5 эпизод:  «На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.

     - Какая-то каракатица плывёт, - квакнула лягушка.

     - Нос, как у аиста, - квакнула другая.

     - Это морская лягушка, - квакнула третья»

(Нарушается право на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

6 эпизод:  «В каморке никто не отозвался.

Карабас Барабас приказал:

    - Именем Тарабарского короля –

откройте дверь!

Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!

(Нарушается право на жилище).

7 эпизод:  Кот Базилио и лиса Алиса пытаются

 отобрать у Буратино монеты.

          - Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

 (Право на личное имущество).

Учитель:   Буратино и Царевна-лягушка, Князь Гвидон и Чиполлино, Том Сойер и Гулливер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев. Дома, пожалуйста, глядя в памятку,  постарайтесь найти примеры из произведений о соблюдении или нарушении прав ребёнка.

Учитель:   А теперь я предлагаю вам отдохнуть и спеть известную вам песенку «Песенку мамонтёнка» (караоке).

   - Скажите, какое право мамонтёнка нарушено? (Право знать своих родителей, совместно с ними проживать.)

Учитель:   Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Я буду зачитывать определения, а вы должны назвать слово.

(Обсуждение в группах)

1. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации. (Декларация)

2. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (Гражданин).

3. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (Конвенция).

4. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

(ООН).

    -Какое слово получилось по вертикали? (Право).

Учитель:  С 1 августа 2008 года на территории нашего Краснодарского края стал действовать закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.

- У вас в дневниках вложен этот закон и мы уже не раз беседовали с вами об этом законе. Давайте вспомним некоторые моменты.

(Беседа с уч-ся об основных положениях данного закона).

Ученик:     На час начальником бы стать

                   Среди законодателей,

                   Велел бы я закон издать

                   Для взрослых обязательный.

                  «В дни отдыха, - гласил бы он, -

                   Одних, без нас родителей

                   В театры, в цирк, на стадион

                   Не допускать как зрителей».

                   Пусть надпись – буквы покрупней! –

                   Там ярко освещается:

                   «Вход мамам, папам без детей

                   Строжайше запрещается».

                   Тогда бы поняли они,

                   Всё взрослое сообщество,

                   Как детям в праздничные дни

                   Быть с ними вместе хочется.

IV     Рефлексия. Итог урока.

  На экране задание:

Учитель:   Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

       Н…  спр…ш…в…й,  чт…  стр…н… м…ж…т  сд…л…ть  дл… т…б…,  спр…с…,  чт…  т…  м…ж…шь  сд…л…ть  дл… св……й стр…н….

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Это тема нашего следующего разговора.

- Итак, о чём мы с вами говорили на нашем занятии? Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром. И каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

И в заключении, давайте  мы с вами договорим Знак-памятку:

    В мире есть закон, что знает _________________  (каждый),

    Все его Конвенцией                    ________________   (зовут).

   Охраняет жизнь, здоровье       _________________  (граждан),

   Их права на отдых и на            __________________ (труд).

   Нам с тобою тот закон          __________________  (знаком)

   В жизни нам поможет очень __________________  (он).

Список использованной литературы.

  1. Конвенция о правах ребёнка
  2. Конституция РФ
  3.  «Ваши права»  Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год
  4. Словарь русского языка  С.И.Ожегов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...