Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Окружающий мир» автор – А.А.Плешаков
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Навашинского района Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

Поздняковская средняя общеобразовательная школа

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическая разработка раздела  общеобразовательной программы «Окружающий мир»  автор – А.А.Плешаков

Тема:   «Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания».

Выполнила:

Учитель начальных классов

МОУ Поздняковская

 средняя общеобразовательная школа

ЧУХНИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Кв.категория – 1

Стаж работы: 24 года

Руководитель ОУ ознакомлен:

__________- /О.Г.Елхова/

«___» ________ 2010

2010

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение                                                                                                               с. 1 – 2
  2. Пояснительная записка                                                                                     с. 3 – 4
  1. Актуальность;
  2. Цель и задачи;
  3. Принципы обучения;
  4. Прогнозируемые результаты;
  1. Технология и формы организации деятельности                                      с. 5
  2. Технологическая карта по изучению раздела                                             с. 6
  3. Календарно – тематическое планирование раздела                                с. 7 – 13
  4. Исторические аспекты проблемного обучения.                                         с. 14 – 15
  5. Методика проблемного обучения                                                                  с. 15 – 28
  1. Структура урока                                                                                      с. 16 – 17
  2. Проблемное изложение материала                                                 с. 18 – 20
  3. Частично – поисковый метод                                                              с. 21
  4. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся                   с. 22
  5. Решение проблемных задач                                                                с. 22 – 23
  6. Проблемное домашнее задание                                                        с. 24 – 27
  1. Результаты диагностики                                                                                     с.28- 30
  2. Заключение                                                                                                            с.30
  3. Литература                                                                                                              с.31  
  4.  Приложение      

                                                                                           Любое исследование, любое творчество

начинается с постановки проблемы.

Г. Лейбниц

Введение.

              Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, так как в младшем школьном возрасте формируются базовые основы для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.   Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.

        Занимаясь самообразованием, изучая  методическую литературу, заметила:  большинство ученых признают, что развитие  познавательной активности, творческих способностей школьников и интеллектуальных умений  современного школьника невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний. 

       Я рассматриваю в своей работе раздел программы по окружающему миру 3-го класса «Эта удивительная природа». Считаю, что данный раздел программы очень важен для учащихся в познании окружающего их мира. Так как здесь систематизированы и последовательно рассматриваются самые различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и другие). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, что особо актуально в 21 веке, поскольку экологические проблемы не только не исчезли, а продолжают углубляться. На материале данного раздела происходит формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как своего собственного дома и общего для всех людей, для всего живого.  У ребёнка формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.   Считаю, что учебный материал данного раздела можно изучить наиболее эффективно, используя методы  и формы проблемного обучения.  Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение четырёх компонентов содержания образования: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют  учащихся на самостоятельный поиск информации, позволяют активизировать творческое мышление, а значит сделать знание не отвлечённым, а личностно-значимым. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней.Создавая методическую разработку данного раздела ставила перед собой цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на уроках естествознания как способа стимулирования творческой познавательной активности младших школьников.

Для достижения этой цели необходимо решить  следующие задачи:

  1.  Теоретически обосновать технологию проблемного обучения ;
  2. Провести педагогическое наблюдение  и диагностику  по выявлению уровня познавательной активности учащихся на входе в раздел (что знаю);
  3. Разработать календарно-тематическое планирование по данной теме с применением различных форм и методов проблемного обучения;
  4. Разработать серию уроков обучения по данной теме с применением технологии проблемного обучения;
  5. Провести мониторинг на выходе из темы (что узнал, что умею).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ.

Учебник:  «Окружающий мир»  3 класс, А. А.Плешаков  М.: Просвещение, 2009. В 2частях.

Программа: Окружающий мир. Автор А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «Школа России» М.:Просвещение 2009. Часть первая.

Пояснительная записка.

          Учебный курс естествознания в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний о живой и неживой природе, о человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.  Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические  умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с видами животных, растений, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.  Если ученики на каждом уроке «Окружающего мира» имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлекает в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить в том числе и  проблемный  характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке  «Окружающего мира» способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их творческой  познавательной деятельности.

    Можно ли применять проблемное обучение в младших классах?  Несомненно. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка младшего школьника, как правило, достаточно высокая и высока их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности, стереотипов. Это большие плюсы для учителя, который использует  проблемное обучение в начальных классах как один из факторов активизации познавательной деятельности школьника.

 Целью методической  разработки раздела программы является :

  Создание условий для стимулирования творческой  познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира посредством форм и методов проблемного обучения.

Задачи раздела:

  1. Формировать качественные знания и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  2. познакомить с   экологически и этически обоснованным  поведением в природной среде;
  3. развивать мышление и способности учеников,  творческие умения;
  4. воспитывать активную творческую личность ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Актуальность данного раздела  определяется важностью изучения материала о природных компонентах  (воздухе, воде, растениях, животных), их взаимосвязях, взаимосвязей общества и природы.

 

Изучение учебного материала раздела строится на следующих принципах:

  1.  Научности (содержание  учебного материала и методы  его изучения являются научными).
  2.  Системности (знания усваиваются в определённой системе).
  3.  Доступности ( соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития).
  4.  Сознательности и активности  (воспитание у детей инициативы,   самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи).
  5. Прочности обучения (знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие).
  6. Технологичности (связан с организацией активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:
  1. - проблемное обучении;
  2. - диалоговое обучение;
  3. -эвристическое обучение;
  4. -компьютерные технологии обучения).

Прогнозируемые  результаты.

  В результате обучения с использованием методов проблемного обучения учащиеся учатся:

  1. видеть проблему в учебном материале;
  1. решать нестандартные задачи, предусматривающие воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними  задачи;
  2. комбинировать имеющиеся знания;
  3. выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем;
  4. развивать внимание, оригинальность мышления, интуицию, быстроту умственных реакций;
  5. улучшать свои коммуникативные способности и приобретать навыки работы в коллективе.

ТЕХНОЛОГИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

№п/п

Процесс подготовки к использованию проблемного метода

Формы занятий

методы

Способы фиксации результатов


1

Анализ научной литературы по теме

Урок -экскурсия

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный  (проблемное изложение материала);
  2. наглядный (показ видео и           мультимедйных материалов, иллюстраций, и др.)
  3. практический (выполнение практических работ, опытов , наблюдений и др.)
  1. Проведение проверочных работ  после завершения прохождения каждого модуля раздела



2

Педагогическое наблюдение

Урок - исследование

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:


  1. поисковая беседа;
  2. эвристическая беда;
  1. самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося

  1. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения раздела  программы»

3

Диагностика  по выявлению уровня познавательной активности учащихся на входе в раздел

Урок -практикум

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  1. фронтальный;
  2. индивидуальный
  3. индивидуально-фронтальный;
  4. групповой;
  5. парный;

4

Диагностика  по выявлению уровня познавательной активности учащихся на выходе из  раздела.

Урок – проект

Урок – контроль

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА

«Эта удивительная природа».

20 часов

№п/п

Название модуля,

краткое содержание изучаемого материала

Количество часов на изучение модуля

1

Тела, вещества, частицы.

(Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества).

2

2

Воздух и его охрана.

(Воздух, его свойства и состав. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений)

1

3

Вода.

(Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту).

3

4

Что такое почва?

(Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы).

2

5

Разнообразие растений.

(Растения, их разнообразие. Группы растений. Виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

4

6

Разнообразие животных.

(Животные и их разнообразие. Группы животных.

 Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных).

4

7

В царстве грибов.

(Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из красной книги России. Охрана грибов).

1

8

Великий круговорот жизни.

(Представление о круговороте жизни и его звеньях: организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни).

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА»

программа «Окружающий мир» А.А.Плешаков (3 класс)

Концепция и программы для начальных классов «Школа России» М.: Просвещение 2009. Ч.1.


п/п

Тема

вид

Коли-

чест

во

часов

Элементы содержания образования

Основные понятия

Знания,

умения

Средства обучения

оборудование

1

Тела, вещества, частицы

Урок - исследование

1

Любой предмет – тело. Солнце, луна, планеты – небесные тела. Тела состоят из веществ.

Вещества состоят из частиц.

Тела: естественные, искусственные.

Вещества: твёрдые, жидкие, газообразные.

Частицы.

Знать: что такое тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости, газы;

 Уметь: распознавать природные объекты, проводить простейшие опыты по выявлению частиц.

Учебник -«Окружающий мир» А.А. Плешаков, тетрадь, стакан с водой, сахар,  компьютер с программой PowerPoint, экран,  карточки. 

2


Разнообразие веществ


Урок - исследование


1


Вещества, созданные природой и вещества, созданные искусственно.

Вещества изучает наука химия.  Поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты


Химия, поваренная соль, сахар,  крахмал, кислоты.


Знать: некоторые вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты.

Уметь:  распознавать вещества по их свойствам

Проводить простейшие опыты по выявлению крахмала в продуктах.


Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, , сахар,  соль, крахмал, раствор йода, компьютер с программой PowerPoint, экран,  карточки с заданием.

3

Состав и свойства

воздуха

Урок - практикум

1

Воздух – это смесь газов. Состав воздуха. Свойства воздуха. Воздух должен быть чистым.

Воздух, кислород, азот, углекислый газ.

Знать: основные свойства воздуха.

Уметь: проводить простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Выполнять посильную работу по охране воздуха от загрязнения.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, колба с трубкой, стакан с водой, спиртовка,

Карточки с заданием.

4

 Вода.


Превращения воды.

Комбинированный урок с элементами исследовательской работы

1

Вода часть всего живого на земле. Вода – природный дом. Свойства воды. Превращение воды: твердое, жидкое, газообразное состояние.

Свойства воды: фильтр, три состояния воды.

Знать: основные свойства воды.

Уметь: проводить простейшие опыты по изучению свойств воды, наблюдения природных явлений, фиксировать их результаты.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь,

лоток с лабораторной посудой, стекло, соль, сахар, вишнёвый сок, вода, молоко, духи, карточки для работы в группах, мини-тест.  

5

Круговорот воды в природе. (Вода – путешественница).

Урок - исследование

1

Природное явление – круговорот воды в природе.

Состояние, испарение, конденсация, круговорот.

Знать: что такое круговорот воды в природе.

Уметь: проводить наблюдения природного явления «круговорот воды в природе»

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, компьютер  экран,  карточки с мимикой лица, рисунок Капитошки, карточки, презентация к уроку Power Point.

6

Берегите воду. Правила поведения на воде.

Урок - путешествие

1

Значение воды для человека и всего остального живого мира на земле. Причины загрязнения воды. Как охраняют воду от загрязнения.

Вода, загрязнение воды,  фильтры, очистные сооружения.


Знать:  значение воды для всего живого на земле, причины загрязнения воды, способы охраны воды от загрязнения.

Уметь: выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране воды от загрязнения.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, компьютер  экран,  презентация к уроку Power Point., карточки с заданиями.

7

Как разрушаются камни?

Урок -исследование

1

Разрушение камней. Превращение разрушенных камней в песок и глину. Факторы, способствующие разрушению камней.

Нагревание, охлаждение, разрушение твердых тел.

Знать: причины разрушения камней, роль воды, ветра и растений в разрушении камней.

Уметь: проводить простейший опыт , показывающий, что при нагревании предметы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Фиксировать их результаты.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь,

Дощечка, с вбитыми двумя гвоздями, монета, карточки с заданиями.

8

Что такое почва?


Урок - практикум

1

Почва плодородный слой земли, состав почвы, что растения получают из почвы?

Почва, перегной, соли

Знать: что такое почва, состав почвы, что растения получают из почвы.

Уметь:  проводить простейшие опыты по выявлению состава почвы.







 Срез почвы, плакат «Фёдор студёный»",карточки с текстом "Минеральные соли»,контрольный лист "Состав почвы",стеклянные стаканы, презентация Power Point, учебник.

9

Разнообразие растений.

Урок – путешествие

 с применением эвристической беседы

1

Наука о растениях – ботаника. Деление царства растений на группы:

Ботаника. Группы растений. Виды. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

Знать: основные группы  растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Уметь: распознавать растения с помощью атласа-определителя. различать наиболее распространённые в в нашей местности.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран, гербарий, карточки с заданиями.

10

Солнце, растения и мы с вами.



 

Урок с применением проблемных задач

1

Растения – живые существа. Питание растений.

Питание растений,  питательные вещества.

Знать: какую роль в питании  растений играют корень, стебель, листья. Как связаны между собой Солнце, растения и люди, почему животные и люди не могут жить без  на земле без растений.

Уметь: объяснить взаимосвязь в природе между природой и человеком.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран, карточки с задачами.

11

Размножение и развитие растений

Урок - исследование

1

Размножение растений. Развитие растений.

Опыление.

Знать: как происходит опыление у растений, что образуется на месте цветков после опыления, условия прорастания семян, развитие растения из семени.

Уметь: объяснять взаимосвязь в природе.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран, карточки с заданиями.

12

Охрана растений.

Урок –проект

1

Значение растений для человека и всего остального живого мира на земле. Причины исчезновения растений.

Вытаптывание, Красная книга,

Знать: роль растений в жизни людей, причины исчезновения растений.

Уметь: объяснить связь растений и человека, выполнять правила личного поведения в природе.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, иллюстрации с растениями, занесёнными в Красную книгу.

13

Разнообразие животных.


Урок – путешествие.

1

Наука о животных –зоология.  Деление царства животных на группы. Виды животных.

Зоология, виды.

Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие

Знать: группы животных:  моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы,  рептилии, птицы, звери.

Уметь: распознавать группы животных, различать распространённых в нашей местности животные.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран, карточки, с иллюстрациями животных.

14

Кто что ест?

Урок исследование с применением творческих заданий

1

Разделение животных по  особенностям их питания. Как приспособлены животные к проживанию в природе.

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, цепь питания.

Знать: группы животных, в зависимости от их питания, цепь питания, взаимосвязь между растениями и животными, между различными животными.

Уметь: объяснять взаимосвязи в природе.



Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, карточки с цепью питания, задачами.

15

С кем дружит дуб?

Урок – путешествие

1

Связь животных и растений.

Сеть питания, пищевая сеть, экологическая пирамида

Знать: животных, которые обитают в дубовом лесу, что означают выражения «связаны напрямую», «связаны косвенно», что такое сеть питания, экологическая пирамида.

Уметь: объяснять взаимосвязь внутри живой природы.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, рисунки животных, карточки с заданиями.

16

Размножение животных.

Комбинирован

-ный урок с использованием проблемных задач

1

Размножение животных, развитие животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

Личинка, куколка, малёк, головастик.

 Знать: как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери. Отличие размножения зверей от всех других животных.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран.

17

Охрана животных.


Урок – проект.

1

Роль животных в природе. Причины исчезновения некоторых животных. Меры, принимаемые для  охраны животных.

 Заповедники, национальные парки

Знать:  роль животных в жизни людей, причины исчезновения животных, нуждающиеся в охране животных.

Уметь: объяснить связь животных  и человека, выполнять правила личного поведения в природе.

Учебник -«Окружающий мир», тетрадь, презентация Power Point,  компьютер, экран.

18

В царстве грибов. Съедобные и ядовитые грибы

Урок – путешествие с применением эвристической беседы

1

Части гриба, связь грибов с деревьями, съедобные и несъедобные грибы.

Шляпки, ножки, грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

Знать: части гриба, связь грибов с деревьями, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Уметь: объяснять связь грибов с деревьями.

Учебник -«Окружающий мир»,  таблица: съедобные, ядовитые грибы.

19

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Урок –соревнование.

1

Обобщение знаний, полученных при изучении раздела “Эта удивительная природа”.






Знать:  все основные понятия раздела «Эта удивительная природа»

Кроссворды для каждой команды, карточки  для конкурса капитанов, бочонки с номерами,секундомер, фонограммы со звуками природы, картинки с изображениями зверей и растений.

20

Проверочная работа

Урок-контроль.

1

Основные понятия раздела «Эта удивительная природа»

тесты

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

                 Мышление необходимо человеку прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое  является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия  нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: «Если я (уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать»? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления - противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса.

          В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала .

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности).

Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочетания современной формальной логики с логикой диалектической .

Экспериментально доказав возможность формирования теоретического мышления у младших школьников, В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения. «Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся».

         Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально

активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение».

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций .

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 6 этапов деятельности:

№п/п

Название действий

1

Нахождение проблемы в учебном материале.

2

  1. Формулировка проблемы в виде проблемного вопроса (при изучении нового материала).
  2. Формулировка проблемной задачи (на этапе закрепления, обобщения изученного материала)

3

Выдвижение гипотезы учащимися.

4

Поиск вариантов решения проблемы

5

Решение проблемы

6

Проверка правильности решения проблемы

В методике проблемного обучения выделяется три вида проблемного урока:

  1. проблемно-исследовательский (дети выполняют все пять действий сами);
  2. проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант);
  3. проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).

 Считаю, что для учащихся начальных классов приемлемы два последних вида урока  в связи с их возрастными особенностями.

         Планируя уроки  раздела «Эта удивительная природа», я выбираю   наиболее эффективное место учебных проблем  в процессе обучения.

        Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

         На уроке я стараюсь быть внимательна  к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, стараюсь вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.  А что такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемная ситуация является закономерностью  продуктивной, творческой познавательной активности.  Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

       В разделе «Эта удивительная природа»  в основном на каждом уроке формируются новые знания,  поэтому привожу структуру такого урока.

Структура урока  

Цель: формирование новых понятий.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что смогу».

  1. 1-2 минуты;
  2. У учащихся должна возникнуть положительная направленность.

Приёмы работы:

  1. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает  пожелать друг другу удачи;
  2. Учитель предлагает детям подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  3. Самопроверка домашнего задания по образцу.
  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для 2открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. 4-5 минут;
  2. Возникновение проблемной ситуации.
  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («почему возникли затруднения?», «Чего ещё не знаем?»); проговаривание  цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  1. 4-5 минут;
  2. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

    IY. «Открытие новых знаний» (построение проекта выхода из затруднения).

                 Цель: Решение учебной задачи.

  1. 7-8 минут;
  2. Способы: диалог, парная, групповая работа;
  3. Побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог, практические работы, опыты.    

  Y.  Первичное закрепление.       

            Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  1. 4-5 минут;
  2. Способы6 фронтальная работа, работа в парах;
  3. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

  YI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

            Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

     

  1. 4-5 минут;
  2. Небольшой объём самостоятельной работы;
  3. Выполняется письменно;
  4. Методы: самоконтроль, самооценка.

        YII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  1. 7-8 минут;
  2. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  3. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным раннее;

YIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

 Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  1. 2-3 минуты;
  2. Какую задачу ставили?
  3. Удалось решить поставленную задачу?
  4. Каким способом?
  5. Где можно применить новые знания?
  6. Что на уроке у вас хорошо получилось?
  7. Над чем ещё надо поработать?

 Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения в разделе «Эта удивительная природа» являются  проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося,  проблемные домашние задания. Рассмотрю более подробно каждый из перечисленных методов на примерах уроков из раздела «Эта удивительная природа».

Проблемное обучение при объяснении нового материала.

                      При объяснении нового материала используются в основном две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая (эвристическая) беседа. В первом случае проблему формулирует и решает сам учитель. Но он не просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные подходы к ее решению и пути решения. Одни из них он отвергает в процессе рассуждения как несостоятельные, другие принимает, развивает и приходит, таким образом, постепенно к верному решению. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают сам материал.

Проблемное изложение предполагает активную самостоятельную, познавательную деятельность учащихся, направленную на разрешение проблемных ситуаций, предложенных учителем.

     Данный метод применим при изучении тем, которые, по причине кажущейся простоты вопроса,  его спорности или многовариантности путей решения задания, требуют специальной активизации мыслительного процесса учащихся. Важную роль при использовании этого метода играют действия учителя, который в зависимости от ситуации может:

  1. подвести учащихся к противоречию и предложить им его разрешить;
  2. изложить различные точки зрения по данной проблеме, чтобы учащиеся выработали свое решение;
  3. предложить учащимся рассмотреть проблему с изложением разных точек зрения;
  4. сформулировать задачи с неполными, ограниченными данными или с заведомо допущенными ошибками, которые учащиеся должны найти и решить.

Крайне важно при использовании этого метода добиваться от учащихся  доказательности в высказываемых суждениях, прогнозирования этапов исследования, шагов рассуждения и т.п.    Проблемное  изложение,     предъявляет высокие требования к научной подготовке учителя. Он должен не только свободно владеть учебным материалом, но и знать, какими путями шла наука, открывая свои истины. Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода. По такой схеме  были проведены уроки по темам: «Тела, вещества, частицы», «Берегите воду!»,  «Разнообразие растений», «Солнце, растения  и мы с вами», «Размножение и развитие растений», «Разнообразие животных»,  «Кто что ест?», «С кем дружит дуб?», «Невидимая пирамида».

Примеры  проблемного изложения  новых знаний.

  1. Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме: « С кем дружит дуб? »

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала.

1.Рассказ о дубе.

- Отправимся к дубу. А какой же он дуб? В чём его сила и слабость?

     









2. Повторение правил поведения в лесу.

(На слайде панорама смешанного леса)

- Вот мы и в лесу. А знаете ли вы как надо вести себя в лесу?

3. Работа по схеме «Друзья дуба»

- Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме, подумайте, как связаны все эти животные с дубом?

(открывается слайд со схемой, на которой справа расположены картинки с изображением животных)

- Кто должен быть во втором звене цепи?


-Выберете и выставьте животных напротив стрелок.



- Как эти животные связаны с дубом?


- Прочтите в учебнике как называют такую связь.



Учащиеся далее двигают по схеме картинки с животными: волка, лисы, совы, змеи.

- Как связаны эти животные с дубом?

Прочитайте информацию в учебнике с.100.




- Мы видим, что отдельные цепи переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

4. Невидимая пирамида.

-Отгадайте загадки:

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.


- Эта маленькая крошка,

рада даже хлебной крошке.

Потому что дотемна

В норке прячется она.


- У неё глаза большие

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.



Составим цепь питания совы.


Открывается слайд  с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.


- Кто крупнее в этой цепи питания?


- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

- И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

Открывается слайд с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди».


- Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему?


Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди»


- А кого поместим в центр пирамиды?


Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку «мыши».

- И вершина пирамиды – сова (учитель придвигает картинку с изображением совы).

- Какой вывод сделаем? Кого больше в природе, кого меньше?


Ответы подготовленных детей

- Дуб сильный, может прожить 500лет и более. Если дуб срубят, от пня начинает тянуться молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек.

-Дуб сильное дерево, но есть у него и слабая сторона – он боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других деревьев.



Ответы детей.



Предположения детей.







- Растительноядные или всеядные животные.

Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку.


- Они питаются желудями, листьям, древесиной дуба.

Дети читают информацию  в учебнике с.100.

-Говорят, что животные связаны с дубом напрямую.




Предположения детей.

- Хищники тоже связаны с дубом, но косвенно. Они поедают зверей, которые питаются желудями, листьями дуба.








- Жёлудь.






- Мышь.





-Сова



Жёлудь- мышь – сова.







-Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

- Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало..













-В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.





-В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.







- Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.

Частично-поисковый (эвристический) метод

позволяет раскрывать шаги рассуждений и поиска, связь между ними и формировать готовность учащихся к самостоятельному установлению связей. Более продуктивным использование данного метода будет для тем, в которых учащимся предлагается пройти путь ученого-практика: идея – выдвижение гипотезы – эксперимент – анализ результатов – подтверждение или опровержение гипотезы - вывод.    При частично-поисковом методе учитель создает проблемную  ситуацию,  но она разрешается учениками с помощью учителя. Учитель может подсказать первый шаг или затруднительный шаг в решении проблемы. Наиболее наглядный приём этого метода является эвристическая беседа. Она планируется таким образом, чтобы последующий вопрос вытекал из предыдущего и чтобы все ответы и вопросы на них в совокупности решали новую проблему. Главное – чтобы каждая часть вопросов составляла задачи в поисках решения основной проблемы. Эвристическая беседа стимулирует у учеников активный интерес к материалу, стремление принять участие в поиске правильных ответов; обучает последовательности шагов в поиске решения проблемы, облегчает процесс творческой деятельности. По такой схеме были проведены уроки по темам: «Разнообразие веществ»,  «Воздух и его охрана»,  «Круговорот воды в природе», « Как разрушаются камни».

Урок по такой схеме был проведен по теме: « Круговорот воды в природе».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

-  Меня льют, меня пьют, всем нужна я, кто я такая?

- Сегодня на уроке мы продолжи разговор об удивительном мире воды. Поможет нам в этом Капитошка. (На доске рисунок Капитошки)

- Кто же это?

(Показывается видиофрагмент мультфильма «Капитошка»)

- Так кто же такой Капитошка?

- С кем он подружился?

…………………

- Ребята, Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости?

- О каком свойстве воды говорит это явление?

- Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся?

- Ваши знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, вернётся ли Капитошка на землю или нет. Запишите ваши предположения на листочек.  

- Сейчас мы будем решать нашу проблему.

Давайте попробуем смоделировать природный процесс в классных условиях.

Проводится демонстрация опыта (подробнее смотри «Приложение»)


- Вода.






Дети высказывают предположения.



- Капля воды.

- С Волчонком.



- Нет. Улетел на облако.


- Испарение.


Ответы детей (выдвижение детьми гипотезы)

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся

  – это высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Исследовательский метод предполагает самостоятельный поиск связей между знаниями и между явлениями, в этих знаниях отраженными. Чаще всего этот метод используют при выполнении заданий творческого характера на установление связи и выявление закономерностей между существующими фактами.

       По такой схеме были проведены уроки по темам: «Свойства воды», «Что такое почва?».

Примером использования этого метода  может служить практическая работа по изучению свойств воды. В начале занятия  сообщаю учащимся, о том, что им предстоит познакомиться со «знакомым незнакомцем». Ставлю перед детьми задачу:  «рассмотрите  вещество, находящееся в пробирках, определите его свойства, назовите его и подтвердите свои выводы с помощью опытов.  На партах  лежат протоколы лабораторной работы, в которых учащиеся  записывают результаты своих наблюдений и цветовая шкала.

В завершении работы был сформулирован вывод о результатах проведенного исследования. (подробно см. приложение, Урок «Свойства воды»)

 Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями.

  1. Истина, которую учащиеся открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже           известна. Для учащихся эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели.
  1. Учебное исследование всегда проводится под руководством, с личным участием и помощью учителя. Но при этом учащиеся должны быть убеждены в том, что самостоятельно достигли цели. В связи с этим надо различать внутренние подсказки, которые как будто извлекают собственные мысли учащихся, и внешние, которые оставляют на долю учащихся лишь выполнение технической работы, снимая потребность поиска.
  2. Учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включать лишь элементы исследований, применять исследования лишь при изучении отдельных тем или вопросов.
  3. Исследовательские задания предполагают, как правило, сначала выполнение практической работы по сбору фактов(эксперимент, наблюдение, работа с книгой) и лишь затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема часто выявляется не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами.

Решение проблемных задач.

 

Проблемные задачи — это задачи творческого характера, требующие от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задачи эффективны, если школьники уже приобрели необходимые навыки и умения в решении задач по готовому образцу и наступает этап, когда нужно сделать эти знания активными. Таким образом, проблемные задачи используются обычно на завершающем этапе закрепления пройденного материала и при повторении. Задачи проблемного характера можно применять   в качестве домашних заданий и для решения в классе.  Такие задачи стимулируют познавательную активность  учащихся,  развивают мышление учащихся, требуют установления новых причинно-следственных связей  и обобщений. Такие задачи даю  учащимся на каждом уроке во время закрепления изученных знаний.

Примеры использования проблемных задач на уроках «Окружающего мира».

Урок «Окружающего мира» в 3 классе по теме: « Вода. Превращение воды»

  1. Почему морская вода имеет вкус?


      2.Задание для Золушки. Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

   Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме: «Кто что ест?

Для того чтобы учащиеся лучше представили себе пищевые связи в природе, создаем с ребятами модели цепей питания. После составления, которых, обязательно ставится перед детьми экологическая задача, типа:


  1. Что произойдет, если люди уничтожат всех песцов?


  2.     Водоросли, мелкие ракообразные, рыба,   тюлень, белый медведь.

- Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей?


  1.  В результате интенсивного лова почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики?



В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, а в данном случае ограничить, а во многих случаях запретить охоту на животных, ограничить ловлю рыбы.

      Основное методическое требование к используемым мною задачам – вопросам состоит в том, что ответ на них должен показать, в какой мере младший школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, умеет ли он думать, насколько он свободно владеет природоведческими фактами.

 Урок «Окружающего мира» в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»

 1."Во время цветения плодовых деревьев осадков не наблюдалось, но была холодная погода. Почему не произошло опыление цветков?".

2.Объясни, почему не следует срывать цветки у цветущих растений?

3.Ты заметил, что цветки у многих деревьев появляются до распускания листьев? Какое это имеет значение для опыления растений?

4.Рассмотри строение раннецветущих растений. Что позволяет первоцветам зацвести ранней весной?

5.  Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай , какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям запахом, нектаром и соком и др. наличием семян и способностью спать, складывая свои части, и др.)

ПРОБЛЕМНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     Главная функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют проблемные домашние задания.

       Ввиду ограниченности времени на уроке редко возникает возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемные задания. Кроме того, не все виды проблемных заданий могут быть использованы на уроках. Только на уроках невозможно в полней мере учитывать индивидуальные особенности учеников. Домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся естествознанием  учеников. Этим ученикам наряду с общими заданиями даю еще индивидуальные. Но проблемные задания полезны не только для «средних» и сильных учеников.  В  классе обычно имеются учащиеся, не проявляющие интерес к предмету. Для этих учеников бывают полезны несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к предмету.

При оценке проблемных домашних заданий учитывают не только правильность решения, но и его простоту и оригинальность. На уроках использую следующие виды проблемного домашнего задания.

Работа с загадками

        Сочинение загадок способствует развитию эмпирического мышления, так как эти знания формируются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них общие свойства.

        Для придумывания загадок учащимися  используется следующий алгоритм:

        1) выбрать объект и записать его признаки;

        2) выбрать несколько объектов, которые имеют хотя бы один из перечисленных признаков;

        Поскольку младшие школьники должны научиться работать с текстами, рисунками и моделями, в качестве домашней работы  предлагать выполнение следующих заданий:

- составить план к тексту;

- подготовить вопросы и задания для одноклассников, связанные с текстом учебника;

- найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы;

- рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему;

-  рассмотреть  рисунки, сравнить их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулировать вывод;

- дополнить текст  интересными фактами, подобрать иллюстрации;

- сочинить загадки о природных объектах, используя информацию учебника и др.

        3) вставить слова-связки "..., но не... ";

        4) прочитать готовую загадку.

        Таким образом, придуманная учеником загадка о предмете или явлении помогает учителю понять, какие признаки рассматриваемого объекта выделяет ребенок: частные или общие, удается ли ученику использовать систему признаков или он пользуется то одним из них, то другим. Поэтому  при проверке домашнего задания задаю следующие вопросы:

- Как ты придумал загадку?

- Какие признаки объекта обнаружил?

- Какую информацию из текста учебника использовал?

Пример загадки про реку, придуманные детьми:

  1. «Голубая лента среди деревьев сверкает.

  1. Синий ремешок

   Затерялся средь дорог.

  1. Кормилица по лесу бежала,

Всех лесных деток напоила.

  1. Сестрица с синей косицей

Сродственниками встречается,

Подарками с ними меняется,

На морской пир спешит.

  1. Бежит, журчит, торопится –

Назад не оборотится.

Творческие работы

        Учащимся  предлагаю представить себя в роли соавторов учебника, членов издательской группы и написать творческий рассказ, который можно  было бы разместить в учебнике, нарисовать к нему иллюстрацию.

В творческом  рассказе можно выделить несколько отличительных моментов:

а) творческий рассказ включает передачу собственного индивидуально индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

   б) содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала,   ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в) тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, высказывания предположения, творческого раздумья. Пример.

 Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме: «Разнообразие животных» 

Напишите  небольшие сочинения на экологическую тему:

 «Человек и его  меньшие братья – животные».

 «Приносят ли растения человеку радость?» «Зачем людям природа?»,

Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме:  «Эта удивительная природа» (урок – обобщения).

Напишите небольшие сочинения на экологическую тему:

«Зачем людям природа?»

«Почему природу нужно беречь?»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

        Рассмотрю задания, которые способствуют развитию наблюдательности младших школьников, расширению и углублению их знаний об окружающем мире, приучая детей к коллективной творческой работе.

        Учащимся можно предлагаю собрать коллекцию листьев растений, исследовать каждый лист с закрытыми глазами, постараться запомнить, какая у него поверхность на ощупь, какие края, какой запах. А на уроке провожу  игру "Угадай листок": с закрытыми глазами определить название дерева, с которого упал лист.

        Для активизации познавательной деятельности  целесообразно использовать задания, при выполнении которых младшие школьники учатся проводить наблюдения и ставить опыты в домашних условиях, с помощью родителей.  К.А. Тимирязев, знаменитый ученый-естествоиспытатель, подчеркивал, что "люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил".

Для выполнения такого домашнего задания предлагаю детям инструкцию по выполнению задания и  рекомендую фиксировать результаты  наблюдения в таблицу..

        Пример.

Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме:  «Солнце, растения и мы с вами?»

1.Проведи опыт по выявлению значения света для образования сахара и крахмала в          растениях.

         - Возьми две луковицы и две небольшие баночки. В баночки налей воды и помести туда луковицы. Одну баночку поставь в светлое место, другую  - в тёмное.  

Через несколько дней продемонстрируй обе луковицы, зарисуй их.  В классе обсуди результат.

 Вывод:  листья растений, которые были на свету, зелёные, а листья растений, которые были в темноте – жёлтые. Значит фотосинтез, образование крахмала происходит интенсивно только на свету.

 Ученикам очень интересно узнать, что они повторили опыт К.А. Тимирязева. Только ученый проводил его с проростками кресс-салата, а они - с луковицей.

 Большой интерес вызывают у учащихся  подобные опыты с одуванчиком.

2.Выкопай и посади  в цветочные горшки два одуванчика. Один поставить в светлое место, другой выращивай под затенением из тонкой бумаги.

 Наблюдай за изменением формы растения и его листьев в зависимости от освещенности.

Через несколько дней продемонстрируй оба растения, зарисуй их.  В классе обсуди результат.

Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме:  «Что такое почва?»

  1. Возьми литровую стеклянную банку, насыпь в неё чередующимися слоями чернозём и светлый песок так, чтобы сверху был песок. Банку поставь в слабо освещённое место или оберни бумагой, следи за влажностью: почва должна быть слегка увлажнённой. Помести в банку двух дождевых червей.  Наблюдай, что произойдёт? Вывод запиши и обсуди в классе.

Вывод: переползая из слоя в слой, черви  перемешивают слои чернозема и песка.

Этот опыт помогает наглядно выяснить роль дождевых червей в почвообразовательном процессе.

  1. В двух одинаковых цветочных горшках вырасти пшеницу. В один из горшков посади дождевых червей, а в другой нет. Проведи наблюдения за развитием растений, сделай зарисовки и подготовь  сообщение о результатах опыта.

Вывод: в горшке, где были черви, растения гуще, зеленее - черви участвуют не только в формировании почвы, но и в повышении ее плодородия. Разрыхленная ими почва лучше насыщается воздухом и больше впитывает влаги, что способствует лучшему росту и развитию растений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

НА ВХОДЕ И ВЫХОДЕ ИЗ РАЗДЕЛА.

В процессе изучения данного раздела с применением методов проблемного обучения  я проводила диагностику, целью которой было выявить:

- уровень  творческой познавательной активности учащихся;

- качество усвоенных знаний по разделу.

Методы диагностики:

  1. метод наблюдения за активностью и отвлекаемостью учащихся

Результаты оценивались по критериям А.К.Макаровой, А.Г. Лидерс, Е.А.Яковлевой (смотри приложение)

  1. Методика "Таинственное письмо"( подробно смотри приложение)

Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкетирования, получила следующие результаты:

Результаты исследований до применения проблемного обучения.

После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему. Но найти самостоятельно пути выхода из проблемной ситуации удается не многим, некоторым для этого требуется помощь. Разрешить аналогичную ситуацию смогли небольшая часть учеников.

Наблюдение:

У 4 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи.

У 5 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.

И у 7 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.

Результаты исследований после применения проблемного обучения

 После применения проблемного обучения абсолютно все ученики видят в предложенном задании проблему и почти все ее самостоятельно осознают. Самостоятельно находят разрешение проблемной ситуации уже больше половины учеников, а если помощь окажет наблюдатель, то все ученики справляются с заданием. Найти выход из аналогичной проблемной ситуации способны все ученики.

Наблюдение.

Анализ наблюдения показал следующие результаты:

У 7 учащихся активность превышает отвлекаемость.

У 8 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах.

И только у двух учеников на данном этапе выявлено, что отвлекаемость превышает активность.

 У детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

  КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Используя технологию проблемного обучения в моем классе, постепенно идет рост повышения качества образования по данному предмету.  Во втором классе первое полугодие  - 59%, второе полугодие- 66%,  на конец года качество составляло (2008-09г.г.) - 71%; в третьем классе––  первое полугодие – 75%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Анализ результатов диагностики показал, что  творческая активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. В классе не осталось детей с повышенным уровнем отвлекаемости. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.  Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения проблемных задач.

  А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие  творческой активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Использование  проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

Подтвердилось также  и то, что проблемная ситуация также стимулирует творческую  мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем.

Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

 Конечно, проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в свете снижения познавательных мотивов школьников.

ВЫВОДЫ

Сравнив результаты первого этапа (до применения проблемного обучения) и второго этапа (после применения проблемного обучения), можно сделать вывод о том, что внедренное мною проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и  на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абушкин Х.Х.  Проблемное обучение – учителю. – Саранск: Мордовское книжное

              издательство. 1996.

  1. Анисимов О.С.  Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.  М.: Экономика, 1991.
  2. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. Ж. «Начальная школа»№12, 2007.
  3. Брызгалова С.И. – Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Калининград , 1998.
  4. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  5. Коробкова И.Н.  Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2010.

  1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.,  Педагогика 1973.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  3. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. Школа 2100. М.: Баласс,2000.
  4. Плешаков А.А. Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение 2009.
  5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика 1980.
  6. Ресурсы  сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...

Проверочные работы по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник. Окружающий мир.Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Осень в живой природе".2 класс..УМК "Перспектива".Проверочная работа по окружающему миру по темам:  "Зимние месяцы", "Зима в неживой природе". 2 кл...

Поурочные планы по окружающему миру по программе "Школа России", автор А.А. Плешаков

В данном материале вы найдёте разработки поурочных планов на первое полугодие в соответствии с ФГОС по окружающему миру в 1 классе по программе "Школа России", автор А. А. Плешаков...

Урок по окружающему миру. Программа "Школа России" автор А.А. Плешаков 1 класс. Тема: Кто такие птицы?

Цели деятельности учителя: формировать представления о внешнем строении птиц.Тип урока: решение частных задач Планируемые образовательные результаты:  Предметные (объем освоения и уровень вл...

Разработка и презентация урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экологическая безопасность» по курсу «Окружающий мир»; автор А. А. Плешаков

Разработка  и презентация урока "Экологическая безопасность" в 3 классе по курсу "Окружающий мир" А. А. Плешакова с вопросами и предполагаемыми ответами обучающихся....


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Удачи.

Бережная Нина Валентиновна

Содержательный материал, проделана большая работа! Голосую! Буду рада , если оцените Оцените и мою работу- http://nsportal.ru/node/216399

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020