План – конспект урока по краеведению в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Цель урока:Раскрыть уникальность природы озера Байкал.

Развивающий аспект:развивать устную  речь ребёнка, навыки групповой работы.; умение наблюдать, сравнивать, анализировать; навык самостоятельной деятельности.

Образовательный аспект: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала,рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Воспитательный аспект: формирование общей культуры обучающихся,их духовно_ нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития;формирование гражданственности на основе изучения местного материала, нравственного отношения к выполняемой работе, адекватной самооценки и взаимооценки учащихся.

Средства обучения и оборудование: Рабочая тетрадь "Я - житель Кабанского района, интерактивная доска, компьютер учителя, проектор, фильм  «Священное озеро», презентация по легенде о происхождении озера Байкал.

Тип урока: : исследовательско – поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_konkurs.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по краеведению в 3 классе

Тема: «Байкал – жемчужина Сибири.»


(курс "Я и моя малая Родина", рабочая тетрадь " Я- житель Кабанского района", авторы Конева Т.Г., Егорова О.И.)

Учителя: Конева Т.Г, Егорова О.И., учителя начальных классов МБОУ "Каменский лицей им. В.Е. Кожевина", п.Каменск, Кабанского района, республики Бурятия.

Дата проведения: 12.04.2012

Цель урока:Раскрыть уникальность природы озера Байкал.

Развивающий аспект:развивать устную  речь ребёнка, навыки групповой работы.; умение наблюдать, сравнивать, анализировать; навык самостоятельной деятельности.

Образовательный аспект: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала,рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Воспитательный аспект: формирование общей культуры обучающихся,их духовно_ нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития;формирование гражданственности на основе изучения местного материала, нравственного отношения к выполняемой работе, адекватной самооценки и взаимооценки учащихся.

Средства обучения и оборудование: Рабочая тетрадь "Я - житель Кабанского района, интерактивная доска, компьютер учителя, проектор, фильм  «Священное озеро», презентация по легенде о происхождении озера Байкал.

Тип урока: : исследовательско – поисковый.

План – конспект урока краеведения в 3 классе

Этапы урока,

их задачи

Деятельность

 учителя

Деятельность

учащихся

Форма

взаимодействия

Опоры для выполнения задания

Время

1.Начальный этап урока

-организация рабочего места учащегося;

-повторение правил работы в группе.


1.приветствие, проверка подготовки учащихся к уроку,

постановка цели и задач

2. озвучивает алгоритм действий;

Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку;

повторение правил работы в группах.

Учитель-ученик

1.Стихотворение.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

О Байкале много знаем,

Отдохнуть на нём мечтаем!

Озеро беречь должны,

Нам знания для этого нужны!

2 мин

Постановка проблемы

Вопрос учащимся.

Формулирование темы, цели урока.

Учитель-ученик

Запись темы на интерактивной доске.

2 мин

2. Основная часть

1) Актуализация знаний учащихся



Учитель приглашает "гостей" урока

Историк

         Здравствуйте! Как вы думаете, откуда я приехал? Правильно! С берегов  Байкала! Я вам привез фильм. Давайте его посмотрим. Когда будете смотреть, подумайте, почему Байкал называют морем? (За его огромный размер, за его глубины, за скалистые берега, ………)

Помощница. .– Послушайте легенду о происхождении озера Байкал.

      Существует множество легенд о происхождении названия озера Байкал. Вот одна из них (русское предание):
Давно русские слыхали, что посреди Сибири есть огромное озеро, которое кипит денно и нощно. Но как оно называется, никто не знал. Отправились купцы и казаки к морю-озеру. Перегородил им дорогу Шаман-камень – ни вправо, ни влево его не обойти. Так остановились купцы с казаками и стали жить недалеко от озера, а на берег никак не попадут. На их счастье подошел к ним неведомый человек, вывел к морю. Вывел и сказал: «Бай-гал». А на вопрос русских ответил: «По-нашему это значит огненное место, здесь раньше огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор зовем его Бай-гол». Русским название понравилось. С тех пор и зовут Священное море Байкалом.

ученик-ученик









Просмотр фильма "Священное озеро"














Презентация по легенде о происхождении озера Байкал.

5 мин

2)Работа с рабочей тетрадью «Я – житель Кабанского района»  После чего задание группам: заполнить таблицу

 Контролиру-ет выполнение работы учащимися

Историк даёт задание: дети самостоятельно читают текст на с.22.

 учитель-ученик- ученик


Рабочая тетрадь «Я – житель Кабанского района»  

3 мин



3) Работа в группах

Направляет деятельность учащихся

Заполнение таблицы.

Задание для 1 группы.

Длина озера


Наибольшая глубина озера


Площадь острова Ольхон


Сколько рек втекает в Байкал?


Длина береговой линии


Мировые запасы пресных вод составляют



Задание для 2 группы.

Площадь поверхности озера


Количество островов на Байкале


Возраст озера Байкал


Сколько рек вытекает из Байкала и какая?


Какие горные хребты окружают озеро?


Запасы вод России составляют



ученик- ученик

Историк и Помощница следят за работой в группах.













Историк и Помощница

Подводят итоги работы в группах.

Таблицы для заполнения

3 мин

  Физпауза

(релаксация)


инструктирова-
ние учащихся

выполнение комплекса упражнений для глаз

учитель-ученик


Плакат «Гимнастика для глаз»

2 мин


4)Фронтальный опрос.

 

осуществление руководства и контроля за работой учащихся

1 ученик: Озеро Байкал – уникальный водоем. Оно вмещает пятую часть мировых запасов пресных вод.  Только байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли. Работая вместе, все реки мира затратили бы целый год, чтобы заполнить Байкал.

2 ученик: Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. Само озеро лежит в Байкальской впадине – каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. Слой осадков на дне озера около 7 километров. Если их убрать, то глубина Байкала станет как в океане.

3 ученик: Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет.  Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками  и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

4 ученик: Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. За свою чистоту и уникальные свойства байкальская питьевая вода ценится во всем мире.

5 ученик: Озеро Байкал является домом для более 2000 разновидностей растений и животных, большинство из которых не встретишь нигде в мире. Такое большое количество живых организмов объясняется большим содержанием кислорода в байкальской воде.

6 ученик: Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию и Англию. Для увеличения численности омуля на реке Большая речка создан рыборазводный цех.

7 ученик: На Байкале, по данным орнитологов (ученых, изучающих птиц), водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например,  на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

8 ученик: По берегам озера водятся баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно их много в северной и средней частях. Сейчас на Байкале насчитывается около 80000 голов.

9 ученик: Происхождение байкальской нерпы до настоящего времени не выяснено. Возможно, она проникла в озеро через крупные, связанные между собой озера и реки из Ледовитого океана. Особенно много нерпы на Ушканьих островах.

10 ученик: В год нерпа съедает около тонны рыбы. В поисках пищи она ныряет на глубину до двухсот метров и остается под водой на 20-25 минут. Максимальная скорость плавания 20 – 25 километров в час.  Продолжительность жизни байкальского тюленя – 56 лет.
11 ученик: В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна – Ангара. Название свое Ангара получила из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера (по-бурятски  и  по-эвенкийски слово «анга»  означает «пасть», «рот»). Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 метра.

12 ученик: На середине истока виден Шаман-камень высотой до полутора метров над водой. Этот камень представляет собой  выступ подводной гранитной скалы. Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Весной из-за низкого уровня воды он больше выступает и лучше виден с берега.

13 ученик: В  древности местные жители  наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. Здесь проходили особо важные шаманские обряды, давались клятвы и произносились молитвы. Об этом свидетельствует усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

14 ученик: Шаман-камень упоминается во многих легендах и преданиях.  Вот одна из них – легенда об Ангаре.

Подросла у седого Байкала  красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он ее в своих водах. И решил  найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи  соседа – богатого и знатного Иркута, но не понравился Иркут Ангаре. Из рассказов чайки узнала Ангара о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утес, чтобы задержать беглянку. Но Ангара грудью смогла рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице.


Историк задаёт вопрос:- Что еще знаете об этом уникальном озере?

 ученик-ученик

Дополнительная литература,иллюстрации о Байкале.

10 мин

 физпауза

инструктирова-
ние учащихся

выполнение комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата

учитель-ученик

Посадили деревца,

Вырастали деревца,

Закачались деревца,

Зашумели деревца.

Ветер тише, тише,

Деревца всё ниже, ниже.

2 мин

5)

Творческое задание по группам.





  1. Творческое задание.

 Самостоятельная работа

- Перед Вами фрагменты животных. Угадайте их и соберите части в единое целое.(Нерпа, белка, рысь, волк)

- А сейчас мы с вами составим на байкальском  камне – девиз в защиту Байкала. Продолжите предложение – Байкал – это……

Работа в группах















Работа в парах.

Демонстрация камней, обсуждение лучших работ.


Взаимопроверка


 Ученик-ученик








Учитель- ученик-ученик



Слайд для самопроверки.
















Раздаточный материал- байкальские камни.

5мин















3 мин

       7.Вывод урока






   









– Нам доверено жить на Байкале, и мы в ответе за него перед всем миром.

В древнейшие времена, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас, люди поклонялись солнцу, звездам. Несомненно, поклонялись и Байкалу. Старый эвенк, прежде чем срубить старую березку для костра, просил у нее прощения за то, что губит ее по необходимости. Наверное, если бы и мы с вами так относились к природе, не было бы загрязненных рек и озер, замусоренных лесов, вырванных с корнем цветов.

Прочитайте ритуальное обращение бурят к Земле и Воде.


а) под руководством учителя делают вывод урока.



Историк-ученики




На интерактивной доске:

Земля, по которой ходишь, – наша!

Вода, раскинувшаяся морем, – наша!



3 мин

8. Рефлексия.

                                   


Наблюдает за работой учащихся

 Помощница предлагает :

- Ребята предлагаю написать письмо Вашему другу – Историку с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается письмо).

Ученик- ученики

Письмо другу – Историку.

      Здравствуй, дорогой  друг! Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в ___________________________________ классе прошел _____________________ урок. Мы смотрели _________________________________ фильм, вспоминали __________________ легенду, готовили ______________________________ сувениры  из камней, угадывали ____________________________ зверей.

      __________________________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие________________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое ____________________________ письмо. Жду ответа.

3 мин

9.Заключительная часть

 подведение итогов работы

Направляет деятельность учащихся

оценка деятельности учащихся

 

ученики- ученики

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе

Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по  внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...